Файл: 1 Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. В 1995 году.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 713

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


29)«Чокан Валиханов – первый учёный-просветитель Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.

Чокан Уалиханов — известный казахский ученый и исследователь, который оставил богатое наследие. За свою недолгую жизнь он много путешествовал, изучал быт и культуру кочевых народов. Он появился на свет в 1835 году, а его малой родиной стала территория орды-зимовки Кунтимес. В те времена это была Омская область, а в современном Казахстане здесь расположился поселок Костанайской области. Чокан Валиханов был чингизидом — правнуком Абылай-хана и племянником Кенесары Касымова. Дед Чокана Вали-хан — один из 30 сыновей Абылай-хана. Мальчик хоть и рос в степи, но с малых лет ему прививали любовь к наукам, да он и сам тянулся к образованию. Казахский, арабский и персидский языки, рисование и восточную поэзию он освоил еще в местной школе. В 1847 году он стал кадетом Сибирского кадетского корпуса, расположенного в Омске, где учился до 1853 года. Здесь он освоил французский и немецкий языки, увлекся путешествиями и понял, что хочет открыть всему миру культуру Азии. Учитель истории Гонсевский симпатизировал любознательному ученику и разрешил ему пользоваться собственной огромной библиотекой. Семейные традиции и полученное образование определяли его дальнейший путь, но и свои мечты он смог реализовать. В течение 12 лет активной деятельности личные качества позволили Шокану служить в царской армии, выполнять различные поручения разведывательного характера, заниматься научными исследованиями и творчеством. Служба в армии не только не мешала его исследованиям, а даже помогала им. Так, путешествие в Кашгарию было и разведывательной миссией, и географической поездкой. Позднее в своих трудах он описал этот период как Кашгарскую экспедицию. Затем ученый побывал на озере Иссык-Куль, в китайском Кульджу, поселениях Восточного и Западного Туркестана. Собрал данные о территории в Алтышахаре, климате, населении, составил карты Средней Азии, Совершенствовал систему самоуправления и реализовывал судебную реформу, Как переводчик и дипломат налаживал дружественные отношения между казахами и киргизами: В 1864-м участвовал в походе в Западный Туркестан как переводчик и дипломат в чине штабс-ротмистра. Его цель заключалась в установлении дружеских связей с местным населением и устранением споров о пастбищах между казахскими и киргизскими землевладельцами. Написал научные труды о казахах и их культуре: Еще адъютантом Шокан изучал родословную казахов — сопоставлял данные из летописей и писаний разных народностей. Но работу эту не закончил. В дальнейшем же он создал много трудов как географического характера (дневники поездок в Кульджу, на Иссык-Куль, очерки Джунгарии), так и исторические произведения о батырах XVIII века, о казахской народной поэзии, о родословиях киргизов, так и литературные («Песня об Алае»). Ученый всегда интересовался местными преданиями и легендами, записывал их и литературно обрабатывал, чтобы сохранить уникальность и красоту народной мысли. Также фиксировал он и быт, условия жизни в Азии. Шокан
Уалиханов описал культуру и быт своих соотечественников, собрал и передал общественности данные о местных обычаях, экономическом устройстве жизни кочевых народностей. Его деятельность трудно переоценить, а потомков восхищает смелость и решительность этого человека, который так много успел за столь короткую жизнь.

30) Используя данную инфографику и исторические знания, объясните роль долгосрочных стратегий в развитии экономики независимого Казахстана.

  1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

  2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

  3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

  4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

  5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

  6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые секторы таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

  7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.


  1. Используя исторические знания и данные документа, проанализируйте процесс модернизации сферы образования и науки в Казахстане.

 

Дошкольное образование. В 2010 году была принята программа «Балапан», направленная на развитие дошкольного образования. Уже в ближайшие годы было введено в действие более 4 тыс. детских садов и мини-центров. В 2018 году в стране действовало около 10 тыс. дошкольных учреждений. Благодаря господдержке стала активно развиваться сеть частных дошкольных учреждений. Общеобразовательные школы. Была решена проблема обеспечения школ учебниками и учебно-методической литературой. В 1997 году была принята государственная программа по информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами. В Казахстане был взят курс на постепенный переход на 12-летнее обучение. С 2003-2004 года выпускники школ стали проходить ЕНТ как выпускной экзамен, так и экзамен для поступления в вуз. Процесс дальнейшего совершенствования ЕНТ продолжается. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения – более 75% учащихся оканчивают общеобразовательную школу на государственном языке. По всей школе начали открываться «Назарбаев Интеллектуальные школы», где обучение ведется по программам зарубежных аналогов, а также казахско-турецкие лицеи, школы для одаренных детей «Зерде». Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами для зарубежных сверстников на международных предметных олимпиадах. Среднее профессиональное образование. В этом отношении важное место уделяется системе дуального (двойного) обучения. Это один из видов обучения на рабочем месте – в Казахстане внедрено с 2012 года. Дуальное обучение направлено на совместную подготовку кадров учреждениями технического и профессионального образования и работодателями, при которой значительную часть учебного времени обучающиеся проводят на предприятии. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Дуальные образовательные программы способствуют разностороннему развитию и высокому внедрению их на производство – необходимость в профессиональной адаптации отпадает. В 2015 году создали центры подготовки кадров совместно с Германией, Канадой, Австрией, Сингапуром и др. В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Высшее образование. В 1993 году был принят Закон РК «О высшем образовании», а годом позже утвержден Государственный стандарт высшего образования РК. В 1996 году в соответствии с Указом Елбасы Н. Назарбаева, был создан университет «евразийского типа». Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева стал одним из первых научно-образовательных и культурных центров столицы. В 1991 году был открыт Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи в Туркестане. Основной целью создания которого наряду с подготовкой современных высококвалифицированных специалистов являлось также возрождение и развитие Туркестана, древнего центра науки и культуры тюркоязычных народов, современной духовной столицы тюркского мира. Это первый государственный вуз Казахстана, получивший международный статус. После присоединения Казахстана к Болонскому процессу (2010) в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения: более 60 казахстанских вузов подписали Великую Хартию университетов, что позволило приблизить отечественное образование к европейским стандартам, вузы осуществили переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор, в учебный процесс внедрили прогрессивные технологии и системы обучения и др. Расширилась сеть военных учебных заведений: МВД, КНБ. Они играют значительную роль в укреплении интеллектуального потенциала нации и обеспечении безопасности граждан страны. Президентская программа «Болашак». В 1993 году по инициативе Первого Президента РК была учреждена международная стипендия «Болашак». Это стипендия, учреждаемая Президентом РК для обучения граждан республики в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения или прохождения работниками стажировки в зарубежных организациях. Разработана договорная база, в соответствии с которой стипендиаты обязываются отработать в течение 5 лет по возвращении в страну. В 2011 году обучение по программе бакалавриата было отменено, прием стал проводиться только на программы магистратуры и докторантуры. В 2014-2015 годах был несколько повышен пороговый уровень знания иностранного и государственного языков. Запущена новая модель языковой подготовки «6+6». Значительная часть болашаковцев обучалась на английском языке, выбор которого был продиктован его возрастающим значением во всем мире. Выпускники международной стипендии Болашак принимаются на работу все конкурса. Этот прокет стал эффективным механизмом формирования положительного имиджа республики за её пределами.


  1. Используя исторические знания и исторический источник, объясните особенности традиционного мировоззрения казахского народа.

Традиционное мировоззрение — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это мировоззрение, основанное и «говорящее» на языке ее создателей. Богатая жизненная практика казахов позволила народной мудрости найти особый способ мышления — устное творчество, которое удивительным образом сохраняло, приумножало и передавало в течение веков из поколения в поколение живительную влагу сокровенных мыслей, впоследствии составившую уникальное явление в истории казахской философии вообще. Понятие Тенгри в общетюркской мифологии и особенно «осколки» первоначальных представлений о Тенгри включали сначала элементы поклонения духам предков, анимизма и политеизма. Впоследствии Тенгри стало отождествляться с образом верховного божества, а под влиянием ислама оно превратилось в синоним Аллаха. Однако идеи ислама не прививались в чистом виде у кочевников. Они привнесли в ислам культ своих предков и святых, что отчетливо прослеживается в эпическом наследии казахов, поэзии жырау и акынов. Изображения Тенгри практически отсутствовали, поскольку Тенгри лишь декларировался как мужское начало, Бог-Отец. Характерной чертой Божественной религии является то, что она не отрицает предшествующих ей религиозных верований, а снова играет роль, систематизируя их. Шаманы своей деятельностью нейтрализовали негативную психическую энергию, накопившуюся в коллективе, гармонизировали социальную жизнь.

  1. 1   2   3   4   5