Файл: 1 Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов. В 1995 году.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используя исторические знания и опорную схему, объясните, какие этнические процессы происходили на территории Казахстана в древнюю и тюркскую эпоху.

Этапы формирования казахского народа. Историю процесса образования (этногенеза) на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа: индоевропейский и тюркский.

Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) жили андроновцы европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами появляются монголоидные признаки.

Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных объединений в VI–XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку: увеличили долю монголоидных черт в облике населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности, оно было отброшено на 150–200 лет вперед. Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода: Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена
, их называли узбеками. Жителей Ногайской Орды называли мангытами или ногаями. В письменных источниках население Могулистана называли могулами, и среди племен наиболее многочисленными были племена уйсунов, часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом. Все условия и предпосылки формирования казахской народности сложились в XIV–XV вв. Процесс завершается с образованием Казахского ханства. На основе схожести языков этих племен формируется единый казахский язык, и население приобретает единый монголоидный антропологический тип.

  1. Используя исторические знания и представленные иллюстрации, проанализируйте особенности развития культуры Казахстана в 20-80-е годы ХХ века.

Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского социалистического реализма. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих пролетарских" писателей и поэтов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей. Музыкальное и театральное искусство. После Октябрьской революции в Казахстане зародилась и сформировалась национальная социалистическая культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее народное музыкальное творчество, освоение русской и зарубежной классики, на использование опыта советской музыки. Развернулась большая работа по записи и изучению музыкального фольклора. Известность получили труды А. В. Затаевича "1000 песен киргизского (казахского) народа" (1925) и "500 казахских песен и кюев" (1931). Чаще, чем прежде,

проводились состязания певцов, акынов, музыкантов, особенно по созданию и исполнению произведений на советские темы. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п. В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали Айман-Шолпан М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр. В предвоенное время возникает казахское кино. В конце 1938г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента "Джамбул ата", в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов - "Амангельды". В республике появляется ряд новых театров. В 1944 г. в Кызыл-Орде был организован Театр для детей и юношества (ТЮЗ). Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название «оттепели». Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых «основах уголовного права» было отменено понятие «враг народа». Но и в годы «оттепели» творить и писать разрешалось только в рамках «социалистического реализма». Годы Советской власти вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью
формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

  1. Используя исторические знания и текст, проанализируйте проблемы и перспективы в развитии науки Республики Казахстана.

Наука и её приоритеты

1 июня 1946 года в Алмате открылась Академия наук КазССР. Общая численность сотрудников составила 1400 человек. Усилились связи с Академиями наук союзных республик. Принимались меры по укреплению контактов с производством, по пополнению книжных фондов библиотеки. Увеличилось финансирование. После обретения Казахстаном независимости появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого Президента РК Н.А. Назарбаева в 2003 году Национальная Академия наук была лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а некоторые научно-исследовательские институты перешли в ведение Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои штаты. В то же время есть и ряд позитивных моментов. Руководством страны взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП. Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно. Были приняты «Закон о науке» и «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы». Ученые страны активнее стали печататься в ведущих научных журналах мира. Приняты меры по интеграции вузовской и академической науки. Государством выделяются специальные гранты ученым для прохождения научной стажировки в ведущих центрах мира. МОН РК выделяет финансирование на обновление инфраструктуры научно-исследовательских институтов.

  1. Используя контекст и исторические знания, проанализируйте предпосылки и причины образования Казахского ханства.


Казахское государство образовалось в результате объединения родственных по происхождению, образу жизни и культуре тюркозычных племен. Важным этапом в развитии государственности казахского народа было образование Ак орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды. Эти государства создавали племенам возможности для выживания и развития, дали возможность организованно бороться с внешней агрессией и подготовили условия для объединения. Ход образования Казахского ханства связан с внитриполитическим состоянием двух государств – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Могулистана, которые во второй половине XV века переживали упадок. Формирование Казахского ханства явилось закономерны м итогом экономических и политических процессов на территории Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Образование Казахского ханства связано с именами Жаныбека и Керея. Итого, предпосылками образования Казахского ханства стали: политический кризис в ханстве Абулхаира и Могулистане; беспрерывные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV века; стремление казахских племен к созданию независимого государства. В 1465 году образовалось Казахское ханство. Просуществовало до 1847 года.

37. Используя источник и исторические знания, оцените роль Академии наук Казахской ССР в развитии науки во второй половине ХХ века.

В эти годы все научные учреждения Казахстана делились на две группы: казахстанские и центрального подчинения. Последние подчинялись оборонному ведомству СССР.

В Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственная науки. Например, в 1956 году Институту геологических наук удалось создать уникальную прогнозно-металлогеническую карту Центрального Казахстана. Казахстанские ученые приняли участие в изучении и освоении крупных месторождений нефти и газа на территории Западного Казахстана. Благодаря ученым Казахстана удалось построить водоканал Иртыш–Караганда. Ученые-агрономы вывели новые сорта пшеницы и т.д.

Заметных успехов достигли и в области общественных наук. В 1945 году Постановлением Совета Министров КазССР был образован Институт истории, археологии и этнографии АН КазССР, впоследствии ему было присвоено имя Ч.Ч. Валиханова. Здесь работали такие известные ученые, как А. Нусупбеков, А. Маргулан, Х. Аргынбаев, Е. Бекмаханов, Б. Сулейменов, Г. Дахшлейгер и др. В 1957–1959 годах была опубликована «История Казахской ССР» в двух томах. Позднее коллективом научного учреждения был издан фундаментальный труд «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в пяти томах, собрания сочинений Ч.Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. В 1958 году был создан Институт философии и права, в 1961 году – Институт литературы и искусства и Институт языкознания, которому впоследствии было присвоено имя А. Байтурсынова.