Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2765

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
результате перенесенных тяжелых заболеваниях, в пожилом возрасте.

Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 мин до часа. У человека может наблюдаться полная амнезия - выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени (при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлениях окисью углерода). Различают ретроградную1 амнезию, при которой утрачивается память на события, предшествовавшие заболеванию, и антероградную, при которой забывается то, что было после заболевания.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии - кон-фабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти. При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания пациента обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также больных старческим психозом.

Псевдореминисценции - это искаженные воспоминания или иллюзии памяти. Это ошибочные воспоминания о событиях, действительно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.

Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Они могут обнаруживаться как у здоровых людей, например, при изменении настроения, так и у психических больных. Нарушения чувства знакомости как феномен могут рассматриваться и в рамках патологии восприятия, поскольку нарушается узнавание предметов, и при эмоциональных расстройствах, и в связи с изменением сознания. Выделяют симптом уже увиденного (deja vu - дежа вю) и симптом никогда не виденного (jamais vu - жамэ вю).

Суть симптома, уже увиденного, сводится к тому, что первое в жизни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в этот город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь.

Симптом никогда не виденного заключается в том, что хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, впервые увиденное. Критика остается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.

1 От лат. retrogradus - идущий назад.

5.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Задание 1. Исследование преобладающего типа памяти

Материалы и оборудование: четыре набора слов, содержащих разные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, листы бумаги для записи, ручки, секундомер.

Опыт 1. Проверка слуховой памяти

Экспериментатор четко, с интервалом 3 с читает испытуемым слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После команды: «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей. После паузы в 10 с дается команда: «Пишите!» После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов.

Опыт 2. Проверка зрительной памяти

Опыт можно проводить через пять минут после окончания первого. Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемым слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция должна соответствовать длительности чтения слова. Интервал между предъявлениями - 3 с. Инструкция испытуемым: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно их читайте и запоминайте. После команды «Пишите!» запишите на листе бумаги то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

 Слова для запоминания: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния. После паузы в 10 с дается команда: «Пишите!» После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов.

Опыт 3. Проверка моторно-слуховой памяти

Опыт можно проводить через пять минут после окончания второго. Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 с, а скорость чтения та же, что и в первом опыте. Инструкция испытуемому: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и, прописывая в воздухе ручкой, запоминайте. По сигналу «Пишите!» запишите на

листе бумаги то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».

Слова для запоминания: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь. После паузы в 10 с дается команда: «Пишите!» После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов.

Опыт 4. Проверка комбинированной памяти



Спустя 10 мин после третьего опыта проводят четвертый. Темп чтения слов и паузы те же, что и в предыдущих опытах. Экспериментатор читает слова и предлагает испытуемым вслед за чтением записывать их на отдельном листке бумаги, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне листа воспроизводят то, что запомнили.

Инструкция испытуемым: «Я буду читать вам слова. Вы их записывайте на листе и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на обратной стороне то, что вы запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».

Слова для запоминания: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. После паузы в 10 с дается команда: «Пишите!» После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов.

Анализ результатов

Полученные в каждом опыте данные заносятся в таблицу (табл. 5-1). Преобладающий тип памяти определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Нормальным объемом кратковременной памяти следует считать запоминание 5-9 слов.

Таблица 5-1. Анализ результатов для определения преобладающего типа памяти




Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит, он пользовался какой-то системой для запоминания, о чем его можно попросить рассказать.

Выявленный тип памяти, с одной стороны, поможет каждому испытуемому более эффективно организовать запоминание мате-

риала во время самостоятельной работы. С другой стороны, преподавателю важно знать преобладающий тип памяти у студентов в группе для коррекции основных форм предъявления изучаемого материала и развития других типов памяти.

Задание 2. Исследование зависимости запоминания от установок личности

Материалы и оборудование: ряды слов для запоминания (серия А и серия Б), листы бумаги для записи, ручки, секундомер.



Экспериментатор четко, с интервалом в 3 с читает испытуемым слова серии А для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. По окончании чтения запишите слова одно под другим, независимо от их порядка в ряду. Если есть вопросы, задавайте их сейчас. Во время опыта на ваши вопросы отвечать не буду. А сейчас приготовьтесь слушать и запоминать».

После записи слов экспериментатор читает слова серии А снова, испытуемые отмечают воспроизведенные верно. Далее экспериментатор сообщает инструкцию для выполнения следующего опыта: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. По окончании чтения молча запишите слова, содержащие букву О».

Экспериментатор читает слова, но по окончании чтения просит, кроме слов, содержащих букву О, записать также все запомнившиеся слова только что прочитанного ряда.

Анализ результатов

После проверки подсчитывают, сколько слов с буквой О и без нее испытуемые запомнили в сериях А и Б и на сколько слов больше запомнилось при установке на запоминание и без нее. Результаты заносятся в таблицу 5-2.

Таблица 5-2. Анализ результатов запоминания с установкой и без нее



Этот опыт показывает, что запоминание зависит от установки испытуемого. Необходимо давать установку на длительное запоминание материала с последующим его воспроизведением в профессиональной обстановке.


Задание 3. Исследование влияния комбинированного типа памяти на запоминание

Материалы: стихотворение О. Григорьева «Бабушка».

Инструкция: «Я прочитаю вам два раза детский стишок. Первый раз вы внимательно слушаете и визуализируете ситуацию, о которой идет речь. Во время второго прочтения вы слушаете, представляете себе, что происходит (можно даже закрыть глаза), пытаетесь с помощью органов речевой артикуляции (без голосовых связок) вместе со мной «произносить» слова и рефлексируете по поводу испытываемых вами эмоций. После прочтения по моей команде мы все вместе хором повторим этот стишок. И увидим, как у нас здорово получилось».

Старая, слабая бабушка

Оставила дома ключик.

Звонила старая бабушка,

Но не открыл ей внучек.

Старая бабушка ухнула,

В дверь кулаком бахнула,

Дубовая дверь рухнула,

Соседка на кухне ахнула,

Качнулся сосед на стуле,

Свалился с кровати внучек,

Упали с полки кастрюля

И бабушкин маленький ключик.

Задание 4. Исследование влияния мнемических приемов на запоминание

Материалы: 3 набора по 10 слов, листы бумаги для записи, ручки.

Опыт 1

Экспериментатор четко, с интервалом 3 с читает испытуемым слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Проставьте в столбик числа от 1 до 10. Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте в том же порядке. По окончании чтения запишите слова одно под другим в столбик рядом с его номером. Вместо несохранившихся слов ставьте прочерк. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания: 1. Лак; 2. Вермишель; 3. Майор; 4. Зеркало; 5. Мебель; 6. Театр; 7. Символ; 8. Акварель; 9. Дерево; 10. Вечер. После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов как соответствие их порядковому номеру.

Опыт 2

Испытуемым объясняется, что одним из простейших приемов организации запоминания является создание образов и связывание их либо в мультфильм, либо в рассказ. Например, необходимо запомнить порядок следующих слов: 1. Врач; 2. Небо; 3. Память; 4. Отчет; 5. Корабль; 6. Мечты; 7. Пекарь; 8. Дорога; 9. Сумка; 10. День. Можно составить следующий рассказ: Врач посмотрел в небо и вспомнил о том, что ему надо писать отчет о плавании на корабле «Мечты» вместе с пекарем, который шел по дороге с сумкой, на которой было написано «День».

Опыт 3

Экспериментатор четко, с интервалом 3 с читает испытуемым слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Проставьте в столбик числа от 1 до 10. Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте в том же порядке, связывая их между собой. По окончании чтения запишите слова одно под другим в столбик рядом с его номером. Вместо несохранив-шихся слов ставьте прочерк. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».