Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2091

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов.

2. Отсутствие мотивации отрицательно влияет на запоминание информации.

3. Информация легче воспроизводится в том контексте, в котором происходило запоминание.

4. Если по дороге в училище вам постоянно хочется свернуть в переулок, где находится ваша бывшая школа, то вам мешает ретроактивная интерференция.

5. Вытеснение информации происходит осознанно.

6. Все лекарственные препараты отрицательно влияют на процессы памяти.

7. Нарушения чувства знакомости могут встречаться у практически здоровых людей.

8. Иллюзии памяти не имеют места в действительности.

9. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное заучивание.

10. При запоминании лучше воспроизводится середина изучаемого материала.

11. Легкий аромат шоколада помогает оживить память.

12. Самое хорошее воспроизведение информации имеет место тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоминании информации.

Выбрать правильный ответ

1. Сенсорная память

а) действует на уровне рецепторов;

б) действует 15-30 с;

в) от повторного обращения к информации улучшается;

г) не поддается развитию.

2. В среднем объем кратковременной памяти равен

а) 7 элементам;

б) 7±2 элементам;

в) 9 элементам;

г) неограничен.

3. Вытеснение - это

а) сознательный способ защиты от тяжелых воспоминаний;

б) забывание новой информации из-за того, что она перепутывается со старой;

в) метод припоминания снов под гипнозом;

г) бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний.

4. Непроизвольная память включается

а) при составлении вопросов к изучаемому материалу и ответу на них;

б) при установке на запоминание;

в) по нашему желанию;

г) при использовании мнемических приемов.

5. Чтобы не волноваться на экзамене, студент принял таблетку реланиума. Что может это за собой повлечь?

а) он не будет волноваться и вспомнит весь материал;

б) он будет волноваться и вспомнит весь материал;

в) он будет волноваться и забудет весь выученный материал;

г) он не будет волноваться и не сможет вспомнить изученный материал.


6. Студентка закончила изучение материала по анатомии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать материал по психологии, т.к. она все время вспоминает анатомию. Что ей мешает?

а) проактивная интерференция;

б) ретроактивная интерференция;

в) симптом уже виденного;

г) симптом никогда не виденного.

7. Учащийся пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» для запоминания цветов спектра. Это

а) непроизвольное запоминание;

б) зазубривание;

в) заучивание;

г) мнемический прием.

8. При подготовке к экзамену эффективнее

а) как можно больше материала сразу заучивать наизусть;

б) распределять заучивание в течение суток;

в) сразу лечь спать, если начинает клонить в сон;

г) готовиться, располагаясь в любимой позе на диване или в кресле.

Учебные задания

Докажите, что медицинской сестре необходимо развивать зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, произвольную, непроизвольную, кратковременную, долговременную память.

В сестринской практике широко используются 7 основных групп дезинфектантов: галогеносодержащие, кислородосодержа-щие, поверхностно-активные вещества (ПАВ), гуанидины, альде-гидсодержащие, спирты, фенолсодержащие. Каким образом лучше организовать их запоминание?

Как лучше организовать запоминание приготовления раствора первомура по рецептуре С-4 для обработки рук хирургического персонала?

В вашу группу пришел новый преподаватель. Дайте ему несколько рекомендаций, которые помогут быстрее запомнить имена и фамилии студентов.

Вы вернулись на работу из отпуска. Как быстрее запомнить имена и фамилии пациентов отделения? Дайте конкретные рекомендации на примере списка пациентов одного из отделений, которое является практической базой образовательного заведения.

Человек ехал на мотоцикле, и на 78-м километре от города его сбила грузовая машина. После полученной черепно-мозговой травмы (ЧМТ) он мог припомнить только то, что было до 64 км, и те события, которые происходили по истечении нескольких часов после травмы. Какая амнезия наблюдается у пациента и почему?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Заполнить пробелы

1. Запоминание, сохранение, воспроизведение; 2. Сенсорную, кратковременную, долговременную; 3. От 5 до 9; 4. Зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую; 5. 60; 6. Двигательную и осязательную; 7. Память на пережитое - непременное условие развития способности к сочувствию, к сопереживанию, к состраданию; 8. Незавершенной; 9. Генетическую; 10. Забыванию; 11. Легкие.



Верно или неверно

1-Н. 2-В. 3-В. 4-Н. 5-Н. 6-Н. 7-В. 8-В. 9-Н. 10-Н. 11-В. 12-В.

Выбрать правильный ответ

1. а; 2. б; 3. г; 4. а; 5. г; 6. а; 7. г; 8. б.

Глава 6. ВООБРАЖЕНИЕ

 

Основные понятия: активное воображение, аутогенная тренировка, воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, сновидения, эмпатия.

Воображение - создание новых образов на основе ранее сформированных представлений. Память помогает человеку составить представление об образах прошлого, восприятие - об образах настоящего, воображение - об образах будущего. С помощью воображения человек компенсирует недостающую информацию, что позволяет ему принять решение и найти выход.

Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, восприятием, памятью и другими познавательными процессами.

6.1. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что человек, пользуясь им, может вызвать в своем сознании соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется, а не просто копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она

есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения тесно связан процесс творчества. Например, во время работы над романом «Госпожа Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, ясно ощущал во рту вкус мышьяка, вызвавший у него рвоту. О. де Бальзак, описывая Аустерлицкую битву, слышал крики раненых, пушечные выстрелы, ружейные залпы. Вольтер ежегодно заболевал в годовщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом событии, об убийстве тысяч невинных людей, ставших жертвами религиозного фанатизма, вызывали у него приступ лихорадки.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в науке и технике.

Существуют и другие виды воображения: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.


6.2. ВООБРАЖЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА

Воображение - очень «коварный» психический процесс. Он может быть и созидательным, и разрушительным в зависимости от направленности. Впервые с его коварством студент сталкивается в учебном заведении, когда начинает изучать клинические симптомы различных заболеваний и с ужасом обнаруживает их у себя.

Придя в ЛПУ, сначала в качестве практиканта, а затем специалиста, медицинская сестра начинает сталкиваться с результатами действия воображения на пациентов (см. Приложение 6.1). У пациентов с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения непроизвольно могут меняться органические процессы. Например, появляются признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение артериального давления, повышенное потоотделение и т.д.). Они имеют место тогда, когда человек воображает какую-нибудь значимую для себя ситуацию. Неуемная фантазия у особо чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может

вызвать некоторые виды заболеваний, в том числе заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Возникают психосоматические расстройства.

Приложение 6.1


Где моя родильная горячка?

Как-то я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник, нашел все, что мне было нужно; а потом, от нечего делать, начал перелистывать книгу, просматривая то, что там было сказано о других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я погрузился раньше всего, знаю только, что это был какой-то ужасный бич рода человеческого, и не успел я добраться до середины перечня ранних симптомов, как стало очевидно, что у меня именно эта болезнь.

Несколько минут я сидел как громом пораженный; потом с безразличием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрался до холеры, прочел признаки и установил, что у меня холера, что она мучает меня несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю. Тут я заинтересовался всей этой историей и решил разобраться в ней досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить через две недели.

Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и будь у меня она одна, я мог бы прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которую я у себя не обнаружил, была родильная горячка.

Вначале я даже обиделся, в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг я ею обойден? Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне ничего не угрожает.

Тут мне стало любопытно, сколько я еще протяну. Я решил устроить врачебный осмотр. Я пощупал свой пульс. Сначала пульса не было. Вдруг он появился. Я стал считать. Вышло 147 ударов в минуту. Я стал искать сердце. Я его не нашел...

Я вступил в этот читальный зал счастливым человеком. Я выполз оттуда жалкой развалиной.

Я пошел к своему врачу.

Джером К. Джером Трое в лодке, не считая собаки

Известно выражение, что «язва возникает не от того, что мы едим, а от того, что ест нас», т.е. от разного рода переживаний