Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2090

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слова для запоминания: 1. Море; 2. Кактус; 3. Диагональ; 4. Доклад; 5. Шарнир; 6. Поле; 7. Кран; 8. Летчик; 9. Абажур; 10. Радость. После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов как соответствие их порядковому номеру.

Анализ результатов

Сравните результаты 1-го и 3-го опытов. Можно попросить испытуемых поделиться своими «системами» запоминания1.

1 Например, запоминание цветов спектра по фразе: «Каждый Охотник Желает

Задание 5. Исследование зависимости запоминания от особенностей личности

Экспериментатор четко, с интервалом 3 с читает испытуемым слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После окончания чтения на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания: сессия, мыло, любовь, носки, анатомия, экзамены, винт, стена, труба, стипендия, память, спички, пиво, свидание, капуста, болезнь, каникулы, расписание, дискета, ложка. После написания определяется количество правильно воспроизведенных слов и подсчитывается количество воспроизведений каждого из 20 слов.

Анализ результатов

При анализе обращают внимание на то, какие слова запомнились большему количеству испытуемых. Опыт показывает, что не все слова запоминаются одинаково хорошо. Материал, эмоционально окрашенный или значимый, запоминается лучше.

Задание 6. Исследование словесно-логической памяти

Словесно-логическая память позволяет человеку быстро и точно запоминать смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Для исследования важности словесно-логической памяти проводится следующее упражнение. Часть испытуемых1 выходит за дверь и по приглашению входит в класс по одному. Для оставшихся можно еще раз провести упражнение, используя другой текст.

Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой надо передать следующему участнику. Текст телефонограммы вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное - как можно

Знать, Где Сидит Фазан»; запоминание падежей с помощью: «Иван Родил Девчонку, Велит Тащить Пеленку»; запоминание названий планет Солнечной системы в порядке их удаленности от Солнца: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка»; запоминание числа «п» по предложению: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию» (сосчитав количество букв в каждом слове, вы можете воспроизвести число).


1 Наш опыт показывает, что достаточно 6-7 человек, так как текст при передаче от одного участника другому сокращается настолько, что выполнение упражнения становится бессмысленным.

точнее отразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику группы, он должен передать его следующему вошедшему, тот - следующему и т.д. Текст телефонограммы составляется таким образом:

• в тексте должно быть 3-4 сложных предложения;

• в тексте должны быть цифры, имена, указания на время и место, значимые и незначимые детали.

Примеры телефонограмм.

• «Звонила Нина Николаевна. Она просила передать, что задерживается у Виктора Дмитриевича, т.к. там она договаривается о получении новых учебных пособий и фантомов для кабинета по сестринскому делу. Она должна вернуться к 15.30, к началу педсовета, но если она не успеет, надо передать завучу, что он должен изменить расписание занятий в 23 группе на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно первой парой 2 ч по анатомии».

• «Звонила главная медицинская сестра. Она просила передать старшей, что 11 и 12 мая начинается практика у студентов 3-го курса нашего медучилища, но посылать их в ЦСО, как было решено ранее, не нужно, т.к. туда пойдут студентки из Пушкинского медучилища, у которых практика заканчивается. А наших необходимо отправить в 1-ю и во 2-ю гинекологию помочь привести отделения в порядок после ремонта. Пусть старшая перезвонит Надежде Романовне до 12 ч».

 

После проведения упражнения проходит обсуждение и выявляются ошибки. Можно записать упражнение на магнитофон или видеомагнитофон для просмотра и анализа во время обсуждения.

5.6. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

• Неоднократное повторение материала способствует эффективному запоминанию.

• Непроизвольное запоминание материала во время работы с ним по преобразованию, классификации, составлению краткого конспекта, кроссворда по теме, тестового задания, списка вопросов.

• Развитие кратковременной памяти и способности к группировке материала. Если студент имеет небольшой объем кратковременной памяти и не способен группировать информацию, то решение задачи превращается для него в бесконечное заглядывание в условия, запись лекции - в постоянное переспрашивание преподавателя, а сама лекция - в бесконечное повторение одних и тех же предложений.



• Использование различных видов памяти.

• Использование приемов мнемотехники.

• Повторение материала в тот же день или на следующий (основное забывание происходит на второй день после заучивания).

• Чередование заучивания материала с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

• При запоминании лучше воспроизводится начало и конец изучаемого материала («фактор края»), лучше воспроизводится то, что заучивается непосредственно перед сном.

• Одним из условий запоминания является достаточная активность внимания. Часто студенты жалуются на то, что они целый день учили материал, а в результате получали негативную оценку. Здесь причина в нарушении внимания, запоминание же страдает вторично. В связи с недостаточностью активного внимания такой человек часто отвлекается на посторонние мысли и раздражители, механически пробегая взглядом по тексту и не вдумываясь в его смысл. При этом информация не осознается и потому следа в сознании не оставляет. Текст, специально выделенный жирным шрифтом, курсивом, цветом, подчеркнутый, взятый в рамку, сразу обращает на себя внимание и лучше запоминается.

5.7. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Известно, что эффективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего функционирует память между 8.00 и 12.00, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17.00 запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19.00 достигает высокого уровня.

Занимайтесь в таких условиях, которые вы сможете восстановить во время контрольной или экзамена. Если можно, учите за своим столом в том кабинете, где будет проводиться контрольная или экзамен.

Во время зубрежки жуйте резинку со специфическим запахом (конфету, шоколадку), нюхайте духи и это же делайте на контрольной работе. Можно использовать для каждого предмета свой характерный запах.

Перед контрольной (экзаменом) сильно не наедайтесь и не употребляйте алкоголь и большое количество кофеина. После плот-

ного обеда вас начнет клонить в сон, а алкоголь ухудшает работу памяти. Одна-две чашки кофе могут вас подбодрить, но от слишком большого количества кофеина вы сильно разнервничаетесь. А еще лучше заменить кофе зеленым чаем. Кофеин, в нем присутствующий, бодрит не хуже кофейного, но гораздо мягче действует на нервную и сердечно-сосудистую системы. Кроме того, комплекс витаминов,
содержащихся в зеленом чае, укрепляет стенки кровеносных сосудов, обеспечивая хорошее кровоснабжение мозга в будущем и, как результат, эффективную работу памяти.

Активно работайте с изучаемым материалом при его чтении: отмечайте главное маркером, делайте заметки, повторяйте текст вслух, пересказывайте родственникам, встречайтесь с одноклассниками или звоните им по телефону для обсуждения возникших вопросов.

Прозанимавшись около часа, сделайте короткий перерыв. Походите по комнате, потянитесь, перекусите или выпейте воды, но после этого будьте готовы снова полностью сосредоточиться на учебе.

Если вас начинает настолько сильно клонить в сон, что вы уже не можете сосредоточиться, попытайтесь сделать точечный массаж лица и помассировать ушные раковины. Если и это не помогает, то лучше лечь спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспите несколько часов, а потом продолжите занятия.

При любой проверке знаний лучше сначала отвечать на легкие вопросы. Тогда останется больше времени на подготовку более сложных заданий.

При ответе на трудный вопрос иногда удается подстегнуть память с помощью свободных ассоциаций. Запишите первое, что вам придет в голову по этому вопросу. Свободные ассоциации могут помочь при извлечении из памяти остальной информации. Но никогда не тратьте на вопрос слишком много времени.

Умеренное волнение перед экзаменом способствует получению более высоких результатов. Очень сильное волнение приносит только вред. Поэтому рекомендуют:

• представить обстановку экзамена, письменно ответить на вопросы, будучи в совершенно спокойном состоянии. Тогда вы будете чувствовать больше уверенности в себе и вам будет легче вспоминать правильные ответы, когда вы разволнуетесь;

• учить с запасом. Этим методом пользуются актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что, какой бы страх ни охватывал их, слова роли произносятся сами собой;

• перед экзаменом представить себе что-нибудь успокаивающее: песок на берегу моря, костер, снежинки и т.д.

ВЫВОДЫ

• Память включает три процесса - запоминание, сохранение и воспроизведение.

• По времени сохранения материала выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память. Сенсорная память - это механизм, позволяющий информации сохраняться несколько миллисекунд затем, чтобы мозг решил, заслуживает ли она дальнейшего внимания. Кратковременная память - это механизм, сохраняющий информацию в течение 15-30 с. Объем памяти - 5-9 элементов, которые могут храниться одновременно.


 

• Переходу информации из кратковременной памяти в долговременную способствуют привычность материала, контекст, мотивация, активная работа с материалом.

• Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное.

• На забывание информации влияют возраст, неиспользование информации, интерференция, вытеснение информации, подавление, прием лекарственных препаратов.

• Среди нарушений памяти выделяют амнезии, гипомнезии, парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции), нарушения чувства знакомости.

• Существуют приемы, помогающие более эффективно организовать запоминание и извлечение информации.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Дайте краткую характеристику различных видов памяти.

• Что влияет на переход информации из кратковременной памяти в долговременную?

• Опишите факторы, влияющие на забывание.

• Какие лекарственные препараты способствуют ухудшению памяти?

• Какие нарушения памяти вы знаете?

• Почему тому, кто хотел бы быть компетентным специалистом, не рекомендуется знакомиться с предметом в ночь перед экзаменом?

• Почему не рекомендуется укладывать детей спать в самый разгар игры?

• Умножить 32 на 64 сравнительно легко, но многие не могут этого сделать без карандаша и бумаги. Почему?

• Почему счастливые билеты на экзаменах чаще достаются не нам?

• Почему рекомендуют учить перед сном?

Заполнить пробелы

1. В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса_.

2. По времени хранения информации различают_,_и_

память.

3. Объем кратковременной памяти от _ до _ единиц

информации.

4. В зависимости от преобладания в процессах памяти анализаторов различают_,_,_,_,_память.

5. Если вы заучиваете материал бессмысленно, то в первый час забывается примерно до_% информации.

 6. Для того чтобы медицинской сестре качественно выполнять сложные манипуляции (венепункция, катетеризация вен), ей необходимо развивать_и_память.

7. Медицинскому работнику важно развивать эмоциональную память, потому что_.

8. По мнению Б.В. Зейгарник, мы дольше помним о_работе.

9. Психологическое и поведенческое сходство родственников передается через_память.

10. Память - это способность не только к запоминанию, но и к _информации.

11. При любой проверке знаний лучше сначала отвечать на_

вопросы.

Верно или неверно