Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2093

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,

сопровождаемых фантазиями. Воображенными могут быть рвоты и даже приступы аппендицита, приводящие иногда на операционный стол, где выясняется, что отросток вовсе не изменен. Французский психиатр и гипнолог Леон Черток описал юношу с сильно развитым воображением, которому было проведено множество ненужных операций ввиду его высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости. В медицинской литературе даже возник термин такого патологического воображения - «синдром Мюнхгаузена».

Порою осложняют работу медиков и плоды детского воображения. Нередко малыши воспринимают свои фантазии как реальность, что затрудняет диагностику. В трехлетнем возрасте Костя Алексеев (Станиславский) так живо рассказал о якобы проглоченной им иголке, что сам поверил в это, переполошив родителей. Эти особенности воображения детей и подростков необходимо учитывать при сборе анамнеза.

С другой стороны, с помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма. Данные факты лежат в основе аутогенной тренировки, широко используемой для саморегуляции. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. Он мог одновременно повысить температуру правой руки на 2 °С, а левой - понизить на 1,5 °С. Для этого он воображал, что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял пульс, представляя себя бегущим за трамваем, или замедлял пульс, представляя себя спокойно лежащим в постели.

На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий.

Воображение необходимо в практической деятельности медиков. С его помощью сестринский персонал планирует и программирует свою деятельность. Воображение помогает настроиться на деятельность путем создания модели конечного или промежуточного продукта. Каким образом организовать перевязки, которых сегодня чуть больше, чем обычно, да еще хотелось бы успеть на сестринскую конференцию? Как построить беседу с главным врачом, чтобы убедить его в целесообразности эксперимента?

Благодаря воображению, врач и сестра на основе внешних симптомов болезни, жалоб пациента, его поведения могут представить развитие патологических процессов внутри организма, почувство-

вать состояние пациента, прогнозируя дальнейшее взаимодействие с ним. Стоит или не стоит сообщать окончательный диагноз? Как отнесется к этому пациент? Поможет ли ему это собраться и еще побороться или, наоборот, станет приговором?


Можно предположить, что воображение способствует развитию такого профессионально важного качества личности медицинского работника, как эмпатия1. А в дальнейшем именно эмпатия поможет представить, что же происходит с пациентом. В то же время не следует позволять воображению уводить себя слишком далеко.

6.3. СНОВИДЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Однако обычно это происходит на уровне подсознания, на фоне торможения, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчетливо сохраняется избирательность реакций. Во сне человек может принимать определенные решения, формировать планы. Уже классическими стали примеры открытий во сне Д.И. Менделеева, Нильса Бора, О. Антонова, Фридриха Кекуле и т.д.

Видеть и анализировать сны важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя. Являясь мостиком из сознательной жизни в подсознательную, сны несут в себе информацию. Толкование сновидений можно встретить уже в Библии (сон фараона о семи коровах, «хороших видом и тучных плотью», и о семи других коровах, «худых видом и тощих плотью», последние из которых пожрали первых (Быт. 40, 41).

Происхождение и содержание сновидений в науке объясняют по-разному. В работах З. Фрейда «Толкование сновидений», «Психология сна» преобладает мысль о том, что сновидения представляют скрытое выражение наших желаний (см. Приложение 6.2). Основатель онтопсихологии итальянский профессор А. Менегетти

1 От греч. empatheia - сопереживание.

(Meneghetti T.) полагает, что иногда сны могут сигнализировать о начинающихся болезнях. Он описывает одного из своих пациентов, которому часто снилось, что тот мнет виноград и сливает сок в бочку, а из бочки вытекает вино. Менегетти заподозрил наличие галлопирующей опухоли простаты и направил пациента к специалисту. Диагноз был подтвержден, хотя пациент не ощущал никаких недомоганий.



Приложение 6.2

Сновидение - осуществление желания?

Фрейд описывает сон своего молодого коллеги, который любил поспать. Хозяйка, у которой он жил, имела строгий приказ будить его каждое утро, но ей всегда приходилось долго мучиться, пока он просыпался. Однажды утром он спал очень крепко. Хозяйка постучала в дверь и сказала, что пора вставать и идти в больницу. Ему тотчас приснилась комната в больнице и кровать, на которой он лежал. Он подумал во сне: «Раз уж я в больнице, значит, мне туда уже не нужно идти», - повернулся и продолжал спать.

Другое сновидение было сообщено пациенткой Фрейда в виде протеста против его теории сновидений как осуществление желаний: «У моей сестры теперь всего один сын Карл. Старший Отто умер, когда я еще жила у нее в доме. Отто был моим любимцем, я его воспитала. Младшего я тоже люблю, правда, не так, как любила Отто. Сегодня ночью мне вдруг приснилось, что Карл умер. Он лежит в гробу. Вокруг него горят свечи, как тогда вокруг Отто. Что это значит? Разве я такая дурная, что могла пожелать смерти единственному ребенку своей сестры? Или мне хотелось, чтобы умер Карл, а не Отто, которого я любила гораздо больше?»

Фрейд дал свое толкование сновидения, которое потом подтвердилось, тем более что он знал историю жизни пациентки.

Рано осиротев, девушка воспитывалась в доме своей сестры и встретила там человека, которого полюбила. Счастливому исходу событий помешала сестра. После разрыва этот человек прекратил бывать в доме. Да и сама пациентка после смерти Отто ушла от сестры.

Она по-прежнему любила этого человека, но гордость не позволяла ей встречаться с ним. И в то же время она старалась присутствовать на всех мероприятиях, где он бывал, чтобы увидеть его. Фрейд спросил у нее, не помнит ли она о каком-либо событии, тесно связанном со смертью маленького Отто. Она ответила: «Конечно, в тот день к нам в дом пришел профессор, я после долгого промежутка свиделась с ним у гроба мальчика». Фрейд ответил: «Если бы теперь умер второй мальчик, повторилось бы то же самое. Сновидение означает не что иное, как ваше желание снова увидеться с ним, желание, с которым вы внутренне боретесь».

Фрейд З. Толкование сновидений

Треть нашей психической жизни протекает во сне, и, как считает Менегетти, если человек не запоминает своих снов, то теряет осознание себя, не имея представления об одной из важнейших частей своей жизни. Или просто не хочет видеть своих проблем.


 

6.4. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Материалы: бланки с напечатанными тремя любыми словами, например, «врач, медицинская сестра, пациент», бумага, ручка, секундомер.

Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой. Основное условие - обеспечение самостоятельности работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с написанными на нем словами таким образом, чтобы он не смог до инструкции прочитать написанные слова.

Инструкция испытуемому: «Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Если все понятно, тогда начинаем. По прошествии 10 мин дается команда: «Стоп!»

Обработка и анализ результатов

Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все придуманные испытуемыми в течение 10 мин предложения.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества (табл. 6-1).

Таблица 6-1. Шкала оценки творчества



Окончание табл. 6-1



Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла. Качественная характеристика творчества определяется по величине баллов, соответствующих максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Она не превышает 6 баллов и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Если оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого ввести исследователя в заблуждение.

Второй показатель - это количество (сумма) баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

ВЫВОДЫ

• Воображение - это создание новых образов на основе ранее сформированных представлений.


• Воображение позволяет человеку представить возможные стратегии поведения для того, чтобы выбрать наилучшую.

• Выделяют активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

• С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

• У особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей богатое воображение может приводить к так называемым психосоматическим расстройствам.

• Воображение способствует развитию профессионально важных качеств сестринского персонала.

• Одним из видов воображения является сновидение. З. Фрейд полагал, что сновидения представляют скрытое выражение наших желаний.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Какие виды воображения вы знаете?

• Когда, где и каким образом медицинская сестра сталкивается с работой воображения?

• К развитию какой патологии может привести некоторых пациентов их неуемная фантазия?

• Каким образом воображение влияет на диагностику детей?

• Для каких профессий необходимо иметь развитое воображение, а для каких хорошую память? Можно ли вообще таким образом ставить вопрос?

• Что вы думаете по поводу высказывания, что убийца - это человек с недостаточно развитым воображением. А нерадивая сестра?

• О советском хирурге Ю.И. Морозове, впервые в 1976 г. осуществившем трансплантацию тимуса, говорили, что он видел свою будущую операцию так живо и реально, что порой ему казалось, что он делал ее много раз. О каком воображении здесь идет речь?

• Каким образом воображение влияет на состояния организма?

• Развитию какого профессионально важного качества сестринского персонала способствует воображение?

Заполнить пробелы

1. Сновидение можно отнести к разряду _ форм воображения.

2. Во сне сохраняется_реакций.

3. Во сне активным образом работает_и_память.

4. Способность управлять психофизиологическими состояниями организма с помощью воображения лежит в основе_.

Верно или неверно

1. Воображение оказывает только непроизвольное влияние на психофизиологические процессы в организме.

2. Во сне человек может принимать решения.

3. Эмпатия - это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого, структурирование мира по его образцу.

Выбрать правильный ответ

1. Воображение помогает человеку составить представление об образах: