Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2115

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обратим внимание на то, что в основе мотивов профессиональной деятельности, кроме потребностей, находятся ценностные ориентации. Философия сестринского дела выдвигает в качестве своих ценностей «здоровье, здоровую окружающую среду, сохранение достоинства, заботу, профессионализм, независимость». Эти ценности определяют профессиональное и личностное становление человека.

Уровень развития потребностей можно определить с помощью специальных методик, направленных на выявление потребности в достижениях, в аффилиации, в доминировании и в познании.

9.7. СПОСОБНОСТИ

Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешной деятельности. Способности можно разделить на две группы.

• Регулятивные способности, т.е. способности к регуляции как собственного (саморегуляция), так и группового (управление кем-либо) поведения. В этом смысле их можно назвать организаторскими. В организаторских способностях находят выражение волевые свойства характера.

• Коммуникативные способности - способности к объединению людей на основе их индивидуальных и субъектных отличий. Развитие коммуникативных способностей необходимо для взаимопонимания людей с различными характерами. Эти способности, с одной стороны, связаны с коммуникацией, а с другой - с готовностью и умением сочувствовать.

Мы считаем, что коммуникативные и организаторские способности - это профессионально важные качества сестринского персонала. Они позволяют медицинскому работнику организовать собственную деятельность и помочь пациенту достичь оптимального состояния здоровья. Медицинская сестра должна уметь сохранять собственную индивидуальность и индивидуальность пациента, находить с ним общий язык.

Предпосылкой развития этих способностей являются коммуникативные и организаторские склонности. Уровень развития склонностей можно определить, используя методику коммуникативно-организаторских склонностей (КОС).

9.8. САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя. Он связан с движением от единичных образов к целостному понятию собственного Я, т.е. это процесс восприятия себя в деталях и выстраивание на основе этого целостного образа.

Отношение человека к самому себе формируется в зрелом возрасте, после того как сформировались отношения к обстоятельствам, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Отношение к себе завершает структурирование личности и обеспечивает ее целостность. Отношение к самому себе тесно связано с целями жизни и деятельности,
ценностными ориентациями, установками. Кроме того, отношение к себе связано с самопознанием, самоконтролем, саморегуляцией и самоорганизацией.

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся. Во-первых, происходит постоянное развитие познавательных способностей; во-вторых, изменяется сам объект познания - личность; в-третьих, всякое знание о себе уже самим фактом своего возникновения меняет субъекта: узнав что-то о

себе, человек становится другим. Самопознание проходит параллельно с проверкой на адекватность и самокоррекцией.

Итоговым продуктом самопознания является Я-концепция. По Роберту Бернсу, Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. На основании Я-концепции человек взаимодействует с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие - реальное Я, идеальное Я, динамическое Я, фантастическое Я, образ тела и т.д. Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции.

Когда поведение человека согласуется с его Я-концепцией, он может обойтись без одобрения своего поведения со стороны окружающих. В то же время люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать усилия по изменению ситуации, с тем чтобы соответствовать Я-концепции. Например, человек с избыточным весом, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, т.к. пока не готов к изменению образа Я. Девушка, мечтавшая стать врачом, но в силу обстоятельств окончившая медучилище, не может согласовать свои Я-реальное и Я-идеальное и поэтому воспринимает свою сестринскую деятельность как унизительную, ненужную, временную, а пациентов как людей, обозленных на нее и весь мир.

Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически, и, во-вторых, человек редко удовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого нельзя избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением или когда требуется внимательное отношение к себе.

Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.

Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием выступает система личных представлений индивида о положительном и отрицательном. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительное влияние на формирование самооценки оказывают оценки окружающих и достижения индивида.



Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют свою значимость на разных этапах становления личности:

• оценка других людей;

• круг «значимых других», или референтная группа;

• актуальное сравнение с другими;

• сравнение реального и идеального Я;

• измерение результатов своей деятельности.

9.9. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Опираясь на вышесказанное, а также учитывая результаты опросов медицинских работников, можно выделить следующие личностные особенности сестринского персонала, которые в зависимости от уровня их развития могут помогать или мешать формированию специалиста:

• потребностно-мотивационные характеристики: потребности в аффилиации, в познании, в доминировании, в достижении;

• характеристики эмоционально-волевой сферы: эмпатия1, локус контроля;

• свойства темперамента: экстраверсия, интроверсия, нейро-тизм;

• акцентуированные черты характера;

• коммуникативно-организаторские склонности;

• самопрезентация.

9.10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Общая инструкция отвечающим: если вы отвечаете на вопрос утвердительно (или согласны с утверждением), напротив номера вопроса поставьте знак «+». Если вы отвечаете отрицательно (не согласны с утверждением), то поставьте знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, т.к. важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Помните, что в тесте нет «хороших» и «плохих» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих особенностях. Каждый последующий вопрос (утверждение) читайте после того, как ответите на предыдущий.

Возможно, на некоторые вопросы вам будет ответить трудно. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер

1 См. главу 10.8.

и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе, как бы вы вели себя в типичной ситуации.

Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Студентам не рекомендуется самостоятельно, без преподавателя, интерпретировать полученные результаты.

Методика диагностики темперамента Г. Айзенка

1. Любите ли вы суету и шум вокруг себя?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать?


3. Вы всегда находите быстрый ответ, когда вас о чем-нибудь спросят?

4. Бывает так, что вы чем-нибудь раздражены?

5. Часто ли у вас меняется настроение?

6. Верно ли, что вам легче и приятнее с книгами, чем с окружающими?

7. Часто ли вам мешают уснуть разные мысли?

8. Вы всегда делаете так, как вам говорят?

9. Любите ли вы подшучивать над кем-либо?

10. Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можете ли вы сказать о себе, что вы веселый, оживленный человек?

12. Вы когда-нибудь нарушали правила поведения в школе?

13. Верно ли, что вы часто бываете раздражены чем-нибудь?

14. Нравится ли вам делать все в быстром темпе? (Если, наоборот, есть склонность к неторопливости, ответьте «нет»).

15. Вы переживаете из-за неприятных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Вам можно доверить любую тайну?

17. Можете ли вы без особого труда внести оживление в скучную компанию?

18. Бывает так, что у вас безо всякой причины бьется сердце?

19. Делаете ли вы обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Вы когда-либо говорили неправду?

21. Вы легко расстраиваетесь, когда критикуют вас или вашу работу?

22. Вы часто шутите и рассказываете смешные истории своим друзьям?

23. Вы часто чувствуете себя уставшим?

24. Вы всегда делаете сначала уроки, а все остальное потом?

25. Вы обычно веселы и всем довольны?

26. Обидчивы ли вы?

27. Вы очень любите общаться с другими людьми?

28. Всегда ли вы выполняете просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У вас бывают головокружения?

30. Бывает ли, что ваши действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Вы часто чувствуете, что вам все надоело?

32. Любите ли вы хвастаться?

33. Вы часто сидите и молчите, когда попадаете в общество незнакомых людей?

34. Волнуетесь ли вы иногда так, что не можете усидеть на месте?

35. Вы обычно быстро принимаете решения?

36. Вы никогда не шумите в классе, даже если нет учителя?

37. Вам часто снятся страшные сны?

38. Можете ли вы дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Вас легко огорчить?

40. Случалось ли вам плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что вы обычно говорите и действуете быстро, не затрачивая много времени на обдумывание?

42. Если вы оказываетесь в глупом положении, долго ли потом переживаете?


43. Вам очень нравятся веселые игры?

44. Вы всегда едите то, что вам подают?

45. Вам трудно ответить «нет», когда вас о чем-нибудь просят?

46. Вы любите часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда вам не хочется жить?

48. Бывали ли вы когда-нибудь грубы с родителями?

49. Считают ли вас окружающие веселым, общительным и жизнерадостным человеком?

50. Вы часто отвлекаетесь, когда делаете уроки?

51. Вы чаще сидите и смотрите, чем принимаете активное участие?

52. Вам обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53. Бываете ли вы совершенно уверены, что сможете справиться с делом, которое должны выполнить?

54. Бывает ли, что вы чувствуете себя одиноким?

55. Вы стесняетесь заговорить с незнакомыми людьми?

56. Вы часто спохватываетесь, когда уже поздно что-либо исправлять?

57. Когда кто-нибудь из окружающих кричит на вас, вы тоже кричите в ответ?

58. Бывает ли, что вы иногда чувствуете себя веселым или печальным безо всякой причины?

59. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

60. Вам часто приходится волноваться из-за того, что вы сделали что-нибудь, не подумав?

Обработка результатов

1. Экстраверсия - интроверсия определяется по сумме положительных ответов на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов на вопросы:

6, 33, 51, 55, 59 (см. табл. 9-2).

2. Эмоциональная стабильность определяется суммой положительных ответов на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26,

29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60 (см. табл. 9-3).

3. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «-» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «+» на вопросы 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Таблица 9-2. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»