Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2787

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интроверт часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев спокоен, уравновешен, миролюбив. Обычно задумывается над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролиру-

ет свои чувства, редко ведет себя агрессивно. Обязателен. Высоко ценит нравственные нормы. Круг друзей у него невелик.

Нейротизм, по Г. Айзенку, характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность- нестабильность). Для людей с высоким уровнем показателей по этой шкале (от 15 до 24)1 характерны нестабильность, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность, плохая адаптация. Для людей с показателями до 14 баллов характерны спокойствие, уравновешенность, решительность, отличная адаптация.

9.4. ХАРАКТЕР

Характер - это мера индивидуальной активности человека. Характер - это единство всех свойств (когнитивных, эмоциональных, волевых) индивидуальности. Индивидуальные свойства у каждого человека выражены с разной интенсивностью. Если некое свойство характера мешает жить и человеку, и окружающим, то говорят о психопатии. Психопатии - группа врожденных или приобретенных характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к нарушению межличностных отношений и адаптации к окружающему.

Если свойство характера не так выражено, как при психопатии, и больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, то говорят об акцентуации - акценте на какой-то особенности характера. Акцентуации (понятие введено немецким ученым К. Леонгардом в 1968 г.) означают чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, своего рода крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов: особенностей воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. С возрастом большинство акцентуаций сглаживается, компенсируется. И лишь при сложных, длительно воздействующих психогенных ситуациях они могут стать не только почвой для острых аффективных состояний, неврозов, но и явиться условием формирования психопатий.

При акцентуациях некоторые черты личности чрезмерно усилены, но тем не менее усилены не настолько, чтобы у личности появились патологические отклонения. В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-


1 См. результаты диагностики темперамента по методике Г. Айзенка.

положительных достижений, так и социально-отрицательный заряд. Небольшие отклонения связаны чаще с положительными проявлениями, а значительные отклонения - с отрицательными. Между акцентуированными и неакцентуированными личностями нет четкой границы.

Каждому медработнику следует знать склонные к акцентуированию свойства его характера. Во-первых, для того, чтобы учитывать эти особенности при выборе места работы (например, гиперти-мику противопоказана работа в лаборатории за микроскопом). Во-вторых, чтобы заниматься коррекцией либо самостоятельно, либо с психологом, либо с психотерапевтом.

Выраженность свойств характера определяют по методике Н. Шмишека.

9.5. ВОЛЯ

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и т.д. Волевого человека отличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, ответственность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Волевой процесс может реализовываться в простых и сложных формах. В простом волевом процессе побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие. В сложном волевом процессе можно выделить четыре стадии:

1) побуждение и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Основным содержанием первой стадии является осознание цели. Иногда действие следует сразу за постановкой цели. Но чаще у индивида появляется несколько конкурирующих целей. Порой он успевает задуматься о возможных негативных последствиях того или иного поведения, и в результате возникает задержка действия.

Задержка действия очень важна для волевого процесса. Ей должны подвергаться конкурирующие импульсы, ведь сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. У очень импульсивных натур значительную роль в принятии решения играют обстоятельства. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидая, что ситуация изменится сама и принесет желанный результат или сделает принятие решения более легким.



Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Однако прежде чем приступить к осуществлению цели, требующей ряда действий, необходимо составить план. «Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым... » Отсутствие плана, спонтанность действий ставит под сомнение возможность достижения цели.

В зависимости от того, в какой мере человек понимает значение своей волевой активности и приписывает ответственность за происходящее внешним обстоятельствам или собственным усилиям, определяют его локус контроля.

Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального или внешнего локуса контроля. Приписывание ответственности собственным усилиям и способностям носит название интернального или внутреннего локуса контроля. Уровень развития интернальности можно определить, используя методику исследования субъективного контроля.

В своей профессиональной деятельности сестринский персонал должен уметь регулировать как свое поведение, так и поведение пациента. В работе медицинских сестер часто возникают ситуации, требующие неотложной помощи. На способность оперативно составлять и реализовывать план действий влияют выработанные у специалиста четкие алгоритмы выполнения как двигательных, так и умственных действий. Со временем выполнение алгоритмов должно становиться автоматическим. Воля, освобожденная от обязанности контролировать каждое действие, может сосредоточиться на основном направлении деятельности специалиста.

Еще более действенным средством укрепления воли является выработка полезных привычек. Привычка - навык, ставший потребностью. Подобно тому как вы приучились мыть руки перед едой, постарайтесь приучить себя не опаздывать, внимательно слушать собеседника, входить в палату с улыбкой, называть пациента по имени-отчеству и т.д.

При взаимодействии с пациентами следует учитывать, что у большинства длительно и тяжело болеющих людей наблюдается ослабление воли. Им не хочется вставать с постели, убирать ее, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д. Поэтому одна из задач сестринского персонала - укрепление воли пациентов через восстановление полезных привычек. «Сильная воля больного, направленная на излечение, существенно помогает выздоровлению».

9.6. МОТИВАЦИЯ

Под термином «мотивация» наиболее часто понимают внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию. В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и побуждают его к различным поступкам. Человек может осознавать или не осознавать мотивы своего поведения. Особенно трудно найти объяснение дурным поступкам. Некоторые, например, постоянно опаздывают, даже если стараются выйти пораньше. Последователи Фрейда объяснили бы это, например,
бессознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех.

Профессиональная мотивация медицинской сестры является частью мотивационной сферы ее личности. В основе мотивов профессиональной деятельности медицинской сестры лежат потребности и ценностные ориентации. Каковы же эти потребности?

Анализ теорий потребностей Г. Мюррея (H. Murray), Д. МакКлел-ланда (D. McClelland), А. Маслоу (A. Maslow), Ф. Герцберга (F. Herzberg), С. Альдерфера (C. Alderfer) позволяет заметить, что все авторы, имея в виду различную степень актуальности, называют три потребности, влияющие на деятельность индивида. Это потребности в достижении, в аффилиации (присоединении) и в доминировании.

Прежде чем рассмотреть названные потребности подробнее, обратим внимание на их значимость в деятельности медицинского персонала. Во-первых, эти потребности должны присутствовать в мотивационной сфере профессиональной деятельности медицинской сестры. Во-вторых, в результате сестринской деятельности должны создаваться возможности для удовлетворения этих потребностей. В-третьих, медицинская сестра должна быть осведомлена о степени выраженности этих потребностей у себя.

Потребность в достижении определяется психологами как желание человека работать лучше, более эффективно решать проблемы, справляться со сложными задачами. Черты, характерные для личностей, мотивированных на достижение, таковы: способность уста-

новить высокие, но доступные личные цели; беспокойство скорее о личных достижениях, чем о вознаграждении; большая заинтересованность в обратной связи, имеющей отношение к работе (насколько хорошо я делаю?), чем в обратной связи, касающейся самого индивида (насколько хорошо вы ко мне относитесь?). Их потребность в достижении умеренна.

Все перечисленные качества необходимы для эффективной сестринской работы, особенно если сестра выступает в роли помощника врача и самостоятельного практика. Поэтому потребность в достижении мы рассматриваем как одну из основных составляющих профессиональной мотивации сестры.

Термин «потребность в аффилиации» впервые был употреблен Г. Мюрреем для обозначения потребности быть в обществе других людей, устанавливать дружеские отношения, сотрудничать и т.д. Потребность в аффилиации есть элемент профессионального общения медицинской сестры, опосредованно влияющий на его эффективность. Во-первых, у сестринского персонала должен быть средний уровень удовлетворения этой потребности. Желательно, чтобы потребность в основном удовлетворялась вне рабочего места. Иначе человек будет ходить на работу только для демонстрации привязанности и любви и получения одобрения. Либо, если эта потребность выражена в низкой степени, окружающие могут его раздражать.


Во-вторых, потребность в аффилиации является необходимым условием развития в сестринском персонале таких качеств, как терпимость, человечность, способность к эмпатии, к помощи. Эти качества являются важнейшими составляющими ее профессиональной деятельности.

Все вышесказанное позволяет рассматривать потребность в аффилиации как одну из основных составляющих профессиональной мотивации медицинских сестер.

Последним из компонентов триады потребностей является потребность в доминировании (от лат. dominari - властвовать). Г. Мюррей определяет потребность в доминировании как потребность в управлении окружающей средой посредством влияния, убеждений, указаний.

Все эти тенденции неизменно присутствуют в деятельности медицинской сестры, т.к. она должна уметь убеждать пациента, уметь настаивать, уметь контролировать соблюдение им режима. И в то же время уметь организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы пациент сам выбирал предпочтительный вариант поведения. Отсюда вывод: сестринский персонал должен

способствовать становлению саногенного поведения и мышления больного.

Подчеркнем, что общение с пациентом должно проходить в рамках партнерского диалога, в рамках модели субъект-субъектных отношений. Об этом принципе важно помнить тем людям, у которых потребность в доминировании не удовлетворяется ни на рабочем месте в рамках взаимоотношений с коллегами, ни вне профессиональной среды. И тогда взаимоотношения с пациентом будут рассматриваться как поле для демонстрации власти ради самой власти, а сам пациент - как объект для экспериментов.

Важным качеством профессионала любой сферы деятельности является потребность в познании. Г. Мюррей определял ее как потребность исследовать, изучать, подвергать сомнению, стремиться к знаниям, удовлетворять интеллектуальное любопытство. Можно добавить, что потребность в познании - это отражение степени удовольствия от познавательной деятельности.

Можно сказать, что приобретение нового опыта - существенный элемент самых разных потребностей человека. От уровня знаний сестринского персонала напрямую зависит жизнь пациента и, что не менее важно, удовлетворение от работы: «Я - знающий, следовательно, я - достигающий!»

В то же время, как упоминалось выше, профессиональная деятельность сестринского персонала позволяет удовлетворять потребность в познании. Этому способствуют создание многоуровневой системы образования, проведение научных исследований, международное сотрудничество, увеличение доли аппаратного ухода (необходимость освоения новой медицинской аппаратуры) и т.д.