Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2109

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опишите по памяти коридор, учебные комнаты, лестницы вашего учебного заведения.

Опишите по памяти вашего соседа по парте, преподавателей, которые ведут у вас занятия, вахтера, уборщицу. Что общего и различного в этих описаниях?

Представьте, что конкретно в вас может привлечь внимание людей различных специальностей (медиков, музыкантов, портных, парикмахеров, следователей, учителей и т.д.)?

Прокомментируйте утверждение: «Скажи мне, на что ты обращаешь внимание, и я скажу, кто ты».

Сядьте в круг и начните быстро по кругу перечислять вслух числа от 1 до 200. Числа, делящиеся на 3 и оканчивающиеся на 3, произносить не нужно, а вместо этого следует хлопать в ладоши. Совершивший ошибку из игры не выбывает, но для каждого под-считывается количество ошибок.

ОТВЕТЫ

Заполнить пробелы

1. направленностью; 2. ожиданиям; 3. снижением; 4. автоматизация; 5. снижения; 6. произвольного.

Верно или неверно

1-В. 2-Н. 3-Н. 4-В. 5-В. 6-Н. 7-Н. 8-В.

Выбрать правильный ответ

1. а; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б.

Найти соответствие

1. 1-Б; 2-А; 3-В.

2. 1-В; 2-Б; 3-Г; 4-Д; 5-А.

Глава 9. ЛИЧНОСТЬ

Основные понятия: личность, сознание, самосознание, индивид, индивидуальность, субъект, объект, темперамент, характер, воля, интернал, экстернал, мотивация, способности, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, экстраверт, интроверт, нейротизм, акцентуации, психопатии, самосознание, Я-концепция, самооценка, ПВК.

Для характеристики типа личности в языке существует множество эпитетов: эмоциональный, общительный, равнодушный, агрессивный, вспыльчивый, замкнутый, стеснительный, влюбчивый, медлительный, забывчивый, открытый, вялый, спортивный, подтянутый и т.д. Эти слова оценивают разные аспекты личности: мотивы деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическую внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценку, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манеру общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, волю, образ «Я» и т.д.

При построении структуры личности мы опираемся на комплексный подход, основанный на


объединении индивидуальных, объектных, субъектных свойств и свойств индивида, предложенный О.П. Елисеевым.

9.1. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»

Несмотря на многообразие подходов к определению личности все современные теории сходятся в одном: человек выступает как человек, если он является личностью. Поэтому можно сформулировать понятие личности, связывающее бытие и небытие человека: личность - это качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности. При этом термин «качество» подразумевает множество свойств, из которых оно и образовано. Если качество, по Гегелю, есть то, без чего предмета быть не может, то человек, не обладающий качеством личности, невозможен, т.е. личностью является психологически здоровый человек, осуществляющий сознательную деятельность.

9.2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Основные макрохарактеристики человека как личности представляют собой его психологические статусы, воплощаемые через самосознание и сознание (рис. 9-1). Развитие личности может представлять собой как непрерывное продвижение человека от одной макрохарактеристики к другой, так и продвижение в рамках одной из четырех характеристик или стадий ее становления.

При этом в результате упрочения статуса индивида прежде всего закрепляются функциональные характеристики человека



Рис. 9-1. Основные макрохарактеристики человека как личности

как личности, отдельные черты, реакции, элементы поведения. Становление статуса индивидуальности сопровождается выработкой стереотипов поведения. Статусы субъекта и объекта характеризуются отношениями человека в его бытии или к его бытию.

Первые два статуса обеспечивают реактивное, приспособляемое, вынужденное поведение человека. Вторые - активное, избирательное, творческое.

Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным - как цель и как процесс, выражающий непрерывное становление.

Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэтому его ответственность по отношению к природе и обществу огромна. Основой развития человека как личности является его собственная активность. Активность проявляется в отношениях

, в которые включается или которые выстраивает человек, выполняя некую деятельность. Активность, в которой формируется сознание, более тесно связана с деятельностью, устремлена на ее цели и результаты (см. рис. 9-1, 9-2). Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в учебной деятельности, может быть определена как активность достижения. Активность, в которой



Рис. 9-2. Структура развивающейся личности человека

формируется самосознание, может быть определена как активность отношений (к деятельности).

Сознание и самосознание, душевное и духовное относительно независимы друг от друга и от содержания деятельности. Разумеется, человек стремится к определенной гармонии деятельности, сознания и самосознания. Но именно самосознание в конечном итоге определяет жизнь человека. Таким образом, системный процесс образования человека как личности дифференцируется в четырех основных процессах: индивидуации, индивидуализации, субъекти-вации, объективации. Продуктами и условиями развития последних выступают темперамент, характер, мотивация, способности.

Эти четыре личностных образования постоянно сосуществуют в человеке. Одно из них может доминировать, тем самым определяя способ существования человека. Рассмотрим подробнее, содержание понятий «темперамент», «характер», «мотивация», «способности», «самосознание» и «самооценка личности».

9.3. ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент - это мера индивидной активности человека. В то же время это обобщенная динамическая характеристика реактивности личности в ее сознательной деятельности. Реактивность - доминирующий способ реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего. Темперамент относительно устойчив, поскольку имеет прочные связи со свойствами нервной системы.

Наиболее отчетливо темперамент проявляется:

• в раннем детстве;

• в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового;

• в стрессовых ситуациях;

• в условиях эксперимента;

• в новых условиях, благоприятных для проявления индивидуальности человека.

Начало «учению о темпераментах» положило учение Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), который описал четыре типа темперамента исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеются четыре основные жидкости
, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат.
sanguis - кровь),

холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь), меланхолический (от греч. melaina chole - черная желчь).

Гиппократ применял чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов. Однако со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит античному врачу Галену (II в. н.э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические «портреты» четырех темпераментов дал немецкий философ И. Кант (1724-1804).

И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (сильный-уравновешенный-подвижный; сильный- уравновешенный-инертный; сильный-неуравновешенный; слабый) и счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу.

Важнейшей психологической основой темперамента является уравновешенность нервных процессов. Она касается не только силы процессов возбуждения и торможения, но и их динамичности и лабильности.

Н.И. Красногорский также выделяет четыре основные типа нервной системы и соответствующие им типы темперамента, однако отмечает, что каждое свойство темперамента находится в сложной зависимости от свойств нервной системы (табл. 9-1).

Таблица 9-1. Типы темпераментов по Н.И. Красногорскому



Окончание табл. 9-1



Основные свойства темперамента можно представить в виде таких его характеристик, как интроверсия, экстраверсия и нейро-тизм.

Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. Экстраверт обладает большей по сравнению с интровертом терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы.