Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2635
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
низкая степень или отсутствие ревнивости; умение больше отдавать, чем брать. Как видно, человек с высокой самооценкой отличается высокой степенью самодостаточности.
Основные признаки поведения человека с низкой самооценкой: постоянное беспокойство по поводу того, что обо мне думают; в присутствии окружающих сильные эмоции; повышенные впечатляемость и, возможно, влюбчивость; постоянное наличие кумиров; сильное желание иметь то, что имеют другие, делать то, что делают другие; беспринципность или чрезмерная принципиальность; любовь к спорам; повышенная ревнивость; часто желание больше брать, чем отдавать; чрезмерное внимание к собственным чувствам и желаниям; неспособность принять точку зрения другого.
Воспользуйтесь формулой: Самооценка=успех/притязания, если ваша самооценка сравнительно низкая.
Сравните стадии волевого процесса и этапы сестринского процесса: что между ними общего и различного?
Какие полезные привычки можно посоветовать вырабатывать сестринскому персоналу для повышения эффективности деятельности?
Какие полезные привычки следует восстанавливать пациенту во время выздоровления?
У каждого человека, помимо юридических прав и свобод, есть свои неофициальные личные права. В 1989 г. американская организация PASA (Positive Attitude Solutions & Actions) опубликовала Personal Bill of Rights (см. Приложение 9.1). Познакомьтесь с Биллем о правах и подумайте над следующими вопросами: зачем нужно знание своих прав; с какими правами вы полностью согласны, и наоборот; всегда ли эти права осуществимы; насколько вы готовы уважать права других; что бы вы хотели добавить в Билль, а что изъять и т.д.?
Приложение 9.1
Билль о правах
Вы никогда не обязаны:
• быть безупречным на 100 %;
• следовать за всеми;
• делать приятное неприятным вам людям;
• любить людей, приносящих вам вред;
• извиняться за то, что вы были самим собой;
• выбиваться из сил ради других;
• чувствовать себя виноватым за свои желания;
• мириться с неприятной вам ситуацией;
• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
• делать больше, чем вам позволяет время;
• делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать;
• выполнять неразумные требования;
• отдавать что-то, что отдавать не хочется;
• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
• отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.
Вы имеете право:
• иногда ставить себя на первое место;
• просить о помощи и эмоциональной поддержке;
• протестовать против несправедливого обращения или критики;
• иметь свое собственное мнение или убеждение;
• совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;
• предоставлять людям право самим решать свои проблемы;
• говорить «спасибо, нет», «извините, нет»;
• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным;
• побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
• иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
• менять свои решения или изменять образ действий;
• добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
PASA (Positive Attitude Solutions & Actions)
ОТВЕТЫ
Заполнить пробелы
1. отношений; 2. физиологический; 3. достижений и отношений; 4. гармонии; 5. склонности; 6. характерологических; 7. уравновешенность; 8. коммуникативные и организаторские; 9. достижении; 10 доминирование; 11. локусом контроля; 12. собственная активность.
Верно или неверно
1-Н. 2-Н. 3-Н. 4-В. 5-В. 6-В. 7-В. 8-Н. 9-Н. 10-В.
Выбрать правильный ответ
1. а; 2. б; 3. б; 4. а; 5. в; 6. г; 7. б; 8. а.
Найти соответствие
1. 1-в; 2-г; 3-а; 4-б; 5-д.
2. 1-г; 2-д; 3-б; 4-в; 5-а.
3. 1 - а, д; 2 - а, в, г.
4. 1-б, в, д; 2-а, г.
Глава 10. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Основные понятия: эмоции, аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть, основные эмоции, расстройства эмоций, эмпатия, стресс, стрессор, адаптационный синдром, дистресс, эустресс, фрустрация, ригидность, когнитивный диссонанс, профессиональное выгорание, копинг-механизмы.
10.1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ
Эмоции (Возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределимость с частотой его использования) - особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе и к результатам собственной деятельности.
Эмоция всегда содержит три взаимосвязанные составляющие:
• внутреннее, субъективное переживание;
• внешнее выражение (речь, мимика, жесты);
• физиологические изменения в организме (изменение дыхания, кровообращения и т.д.).
Человек не всегда способен дать себе отчет о переживаемых им эмоциях, четко осмыслить и описать свое эмоциональное состояние. Однако можно достаточно точно оценить эмоциональное состояние человека, наблюдая за его поведением. Помогает этому и знание ситуации, в которой человек находится.
По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения той или иной потребности, и тем, что на самом деле известно.
На этой основе создана формула эмоций:
Э = - (Пх(Н-С)
где П - потребность; Н - необходимая для удовлетворения потребности информация; С - информация, которую можно использовать; то, что известно. Из этой формулы следует, что эмоция достигает максимальной силы в случае С=0, т.е. когда совершенно нет нужной информации. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность.
Ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья, а ст. 32 и 33 обеспечивают право на согласие или отказ от медицинского вмешательства, которое может проводиться только при наличии информации о нем. О состоянии здоровья и необходимом лечении пациента чаще всего информирует врач (Этический кодекс медицинской сестры России (ст. 6).), а медицинская сестра уже обязана выяснить, есть ли информированное согласие на процедуру. Перед выполнением тех или иных манипуляций моральный долг медицинской сестры - объяснить пациенту, какова их цель, потому что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Существует множество классификаций человеческих эмоций. В основе одной из них - длительность и степень выраженности. В зависимости от этого различают:
• Аффект - предельно выраженная, но кратковременная эмоция, сопровождающаяся резкими поведенческими и физиологическими проявлениями. Самоконтроль резко понижен.
• Страсть - сильное, абсолютно доминирующее чувство.
• Собственно эмоции - более длительное и слабее выраженное внешне переживание. Выражает оценочное отношение личности к полученной информации.
• Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.
• Настроения - относительно слабо выраженные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение длительного времени, определяют общий эмоциональный фон. Классификации эмоций по качеству более противоречивы, наиболее полная, на наш взгляд, представлена В.Ф. Матвеевым (см. Приложение 10.11).
Приложение 10.1
Основные эмоции
Положительные
• Благодарность
• Блаженство
• Восторг
• Восхищение
• Гордость
• Доверие
• Злорадство
• Ликование
• Любовь (половая)
• Любовь (привязанность)
• Нежность
• Предвкушение
• Радость
• Самодовольство
• Симпатия
• Спокойная совесть
• Уважение
• Уверенность
• Удовольствие
• Умиление
• Чувство безопасности
• Чувство облегчения
• Чувство удовлетворения собой
• Чувство удовлетворенной мести
Нейтральные
• Безразличие
• Изумление
• Любопытство
• Спокойно-созерцательное настроение
• Удивление
Отрицательные
• Боязнь
• Возмущение (негодование)
1 Эмоции перечисляются в алфавитном порядке.
• Гнев
• Горе (скорбь)
• Горечь
• Досада
• Жалость
• Зависть
• Злоба
• Злость
• Испуг
• Недоверие
• Ненависть
• Неприязнь
• Нетерпение
• Неуверенность (сомнение)
• Неудовлетворенность собой
• Неудовольствие
• Обида
• Огорчение
• Омерзение
• Отвращение
• Отчаяние
• Печаль (грусть)
• Презрение
• Разочарование
• Раскаяние
• Растерянность
• Ревность
• Скука
• Сожаление
• Сочувствие (сострадание)
• Страх
• Стыд
• Тоска
• Тревога
• Угрызение совести
• Ужас
• Уныние
• Чувство оскорбления
• Ярость
Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии,
этики и деонтологии
Назовем несколько основных эмоций.
• Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.
• Удивление - эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.
• Страдание - отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.
• Гнев - отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению цели.
• Страх - отрицательное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.
• Стыд - состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.
10.3. РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ
Апатия - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в безразличии к себе, к окружающим людям, событиям, отсутствие желаний и побуждений. Апатия в сочетании с эмоциональной тупостью и абулией является основным симптомом шизофрении.
Эйфория - патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.
Дисфория - угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.
Депрессия - состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением. Депрессивная триада: снижение настроения, снижение темпа мышления и речи, снижение моторного тонуса.
Мания - состояние, характеризующееся повышенным настроением с чувством удовольствия и переоценкой собственной личности. Маниакальная триада: повышение настроения, повышение темпа мышления и речи, ускорение двигательной активности.
10.4. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМПАТИИ
Американский психолог К. Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, без суждения о том, что другой едва ли осознает».
На таком понимании эмпатии базируется клиент - центрированный подход в психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание пациента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Это очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности. Иногда даже намерение понять может вылечить. Особенно это верно, по мнению Роджерса, для психотических личностей. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого. «Эмпатия - это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, т.к. она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род».
Основные признаки поведения человека с низкой самооценкой: постоянное беспокойство по поводу того, что обо мне думают; в присутствии окружающих сильные эмоции; повышенные впечатляемость и, возможно, влюбчивость; постоянное наличие кумиров; сильное желание иметь то, что имеют другие, делать то, что делают другие; беспринципность или чрезмерная принципиальность; любовь к спорам; повышенная ревнивость; часто желание больше брать, чем отдавать; чрезмерное внимание к собственным чувствам и желаниям; неспособность принять точку зрения другого.
Воспользуйтесь формулой: Самооценка=успех/притязания, если ваша самооценка сравнительно низкая.
Сравните стадии волевого процесса и этапы сестринского процесса: что между ними общего и различного?
Какие полезные привычки можно посоветовать вырабатывать сестринскому персоналу для повышения эффективности деятельности?
Какие полезные привычки следует восстанавливать пациенту во время выздоровления?
У каждого человека, помимо юридических прав и свобод, есть свои неофициальные личные права. В 1989 г. американская организация PASA (Positive Attitude Solutions & Actions) опубликовала Personal Bill of Rights (см. Приложение 9.1). Познакомьтесь с Биллем о правах и подумайте над следующими вопросами: зачем нужно знание своих прав; с какими правами вы полностью согласны, и наоборот; всегда ли эти права осуществимы; насколько вы готовы уважать права других; что бы вы хотели добавить в Билль, а что изъять и т.д.?
Приложение 9.1
Билль о правах
Вы никогда не обязаны:
• быть безупречным на 100 %;
• следовать за всеми;
• делать приятное неприятным вам людям;
• любить людей, приносящих вам вред;
• извиняться за то, что вы были самим собой;
• выбиваться из сил ради других;
• чувствовать себя виноватым за свои желания;
• мириться с неприятной вам ситуацией;
• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
• делать больше, чем вам позволяет время;
• делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать;
• выполнять неразумные требования;
• отдавать что-то, что отдавать не хочется;
• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
• отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было.
Вы имеете право:
• иногда ставить себя на первое место;
• просить о помощи и эмоциональной поддержке;
• протестовать против несправедливого обращения или критики;
• иметь свое собственное мнение или убеждение;
• совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;
• предоставлять людям право самим решать свои проблемы;
• говорить «спасибо, нет», «извините, нет»;
• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным;
• побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
• иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
• менять свои решения или изменять образ действий;
• добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
PASA (Positive Attitude Solutions & Actions)
ОТВЕТЫ
Заполнить пробелы
1. отношений; 2. физиологический; 3. достижений и отношений; 4. гармонии; 5. склонности; 6. характерологических; 7. уравновешенность; 8. коммуникативные и организаторские; 9. достижении; 10 доминирование; 11. локусом контроля; 12. собственная активность.
Верно или неверно
1-Н. 2-Н. 3-Н. 4-В. 5-В. 6-В. 7-В. 8-Н. 9-Н. 10-В.
Выбрать правильный ответ
1. а; 2. б; 3. б; 4. а; 5. в; 6. г; 7. б; 8. а.
Найти соответствие
1. 1-в; 2-г; 3-а; 4-б; 5-д.
2. 1-г; 2-д; 3-б; 4-в; 5-а.
3. 1 - а, д; 2 - а, в, г.
4. 1-б, в, д; 2-а, г.
Глава 10. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Основные понятия: эмоции, аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть, основные эмоции, расстройства эмоций, эмпатия, стресс, стрессор, адаптационный синдром, дистресс, эустресс, фрустрация, ригидность, когнитивный диссонанс, профессиональное выгорание, копинг-механизмы.
10.1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ
Эмоции (Возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределимость с частотой его использования) - особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе и к результатам собственной деятельности.
Эмоция всегда содержит три взаимосвязанные составляющие:
• внутреннее, субъективное переживание;
• внешнее выражение (речь, мимика, жесты);
• физиологические изменения в организме (изменение дыхания, кровообращения и т.д.).
Человек не всегда способен дать себе отчет о переживаемых им эмоциях, четко осмыслить и описать свое эмоциональное состояние. Однако можно достаточно точно оценить эмоциональное состояние человека, наблюдая за его поведением. Помогает этому и знание ситуации, в которой человек находится.
По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения той или иной потребности, и тем, что на самом деле известно.
На этой основе создана формула эмоций:
Э = - (Пх(Н-С)
где П - потребность; Н - необходимая для удовлетворения потребности информация; С - информация, которую можно использовать; то, что известно. Из этой формулы следует, что эмоция достигает максимальной силы в случае С=0, т.е. когда совершенно нет нужной информации. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность.
Ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья, а ст. 32 и 33 обеспечивают право на согласие или отказ от медицинского вмешательства, которое может проводиться только при наличии информации о нем. О состоянии здоровья и необходимом лечении пациента чаще всего информирует врач (Этический кодекс медицинской сестры России (ст. 6).), а медицинская сестра уже обязана выяснить, есть ли информированное согласие на процедуру. Перед выполнением тех или иных манипуляций моральный долг медицинской сестры - объяснить пациенту, какова их цель, потому что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Существует множество классификаций человеческих эмоций. В основе одной из них - длительность и степень выраженности. В зависимости от этого различают:
• Аффект - предельно выраженная, но кратковременная эмоция, сопровождающаяся резкими поведенческими и физиологическими проявлениями. Самоконтроль резко понижен.
• Страсть - сильное, абсолютно доминирующее чувство.
• Собственно эмоции - более длительное и слабее выраженное внешне переживание. Выражает оценочное отношение личности к полученной информации.
• Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.
• Настроения - относительно слабо выраженные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение длительного времени, определяют общий эмоциональный фон. Классификации эмоций по качеству более противоречивы, наиболее полная, на наш взгляд, представлена В.Ф. Матвеевым (см. Приложение 10.11).
Приложение 10.1
Основные эмоции
Положительные
• Благодарность
• Блаженство
• Восторг
• Восхищение
• Гордость
• Доверие
• Злорадство
• Ликование
• Любовь (половая)
• Любовь (привязанность)
• Нежность
• Предвкушение
• Радость
• Самодовольство
• Симпатия
• Спокойная совесть
• Уважение
• Уверенность
• Удовольствие
• Умиление
• Чувство безопасности
• Чувство облегчения
• Чувство удовлетворения собой
• Чувство удовлетворенной мести
Нейтральные
• Безразличие
• Изумление
• Любопытство
• Спокойно-созерцательное настроение
• Удивление
Отрицательные
• Боязнь
• Возмущение (негодование)
1 Эмоции перечисляются в алфавитном порядке.
• Гнев
• Горе (скорбь)
• Горечь
• Досада
• Жалость
• Зависть
• Злоба
• Злость
• Испуг
• Недоверие
• Ненависть
• Неприязнь
• Нетерпение
• Неуверенность (сомнение)
• Неудовлетворенность собой
• Неудовольствие
• Обида
• Огорчение
• Омерзение
• Отвращение
• Отчаяние
• Печаль (грусть)
• Презрение
• Разочарование
• Раскаяние
• Растерянность
• Ревность
• Скука
• Сожаление
• Сочувствие (сострадание)
• Страх
• Стыд
• Тоска
• Тревога
• Угрызение совести
• Ужас
• Уныние
• Чувство оскорбления
• Ярость
Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии,
этики и деонтологии
Назовем несколько основных эмоций.
• Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.
• Удивление - эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.
• Страдание - отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.
• Гнев - отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению цели.
• Страх - отрицательное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.
• Стыд - состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.
10.3. РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ
Апатия - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в безразличии к себе, к окружающим людям, событиям, отсутствие желаний и побуждений. Апатия в сочетании с эмоциональной тупостью и абулией является основным симптомом шизофрении.
Эйфория - патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.
Дисфория - угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.
Депрессия - состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением. Депрессивная триада: снижение настроения, снижение темпа мышления и речи, снижение моторного тонуса.
Мания - состояние, характеризующееся повышенным настроением с чувством удовольствия и переоценкой собственной личности. Маниакальная триада: повышение настроения, повышение темпа мышления и речи, ускорение двигательной активности.
10.4. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМПАТИИ
Американский психолог К. Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, без суждения о том, что другой едва ли осознает».
На таком понимании эмпатии базируется клиент - центрированный подход в психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание пациента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Это очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности. Иногда даже намерение понять может вылечить. Особенно это верно, по мнению Роджерса, для психотических личностей. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого. «Эмпатия - это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, т.к. она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род».