Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2634

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмпатия, наряду с конгруэнтностью терапевта и безусловно положительным отношением к пациенту, образуют «триаду Роджерса» - необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, «которые в целом достаточны, независимо от частных характеристик самого пациента».

В условиях дефицита времени необходимо развивать профессиональную эмпатию, позволяющую на основе наблюдения за экспрессивными элементами поведения проникать в эмоциональное состояние пациента и выказывать ему понимание его чувств.

Итак, эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание, вчувствование) - постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Исследования Д. Олсон (J. Olson) обнаружили положительную зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медицинской сестрой по отношению к пациенту, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медицинской сестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Вместе с тем очевидно и положительное влияние эмпатии, проявляемой медицинской сестрой, на состояние пациента. Именно эмпатия позволяет преодолеть культурные барьеры и обеспечить терапевтический союз.

Группа исследователей Сестринского колледжа Университета Ноксвилла из американского штата Теннесси (College of Nursing, The University of Tennessee, Knoxville) разработала сестринскую теорию эмпатии, в соответствии с которой эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры.

Факуори (Fakouri) и др. считают эмпатию социальным навыком, необходимым каждому для личностной и профессиональной компетентности. Многие авторы рассматривают эмпатию как генетически детерминированное свойство, усиленное или ослабленное жизненным опытом индивида. Психологами разработаны различные тренинговые методы, повышающие эмпатическую способность и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом.

Вышесказанное позволяет считать эмпатию ПВК медицинских сестер.

Индивидуальный уровень эмпатии можно определить, используя методику исследования эмоциональной отзывчивости.

10.5. ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, т.к. отличается устойчивостью, длительностью и разнообразием причин возникновения. Основоположником учения о стрессе является Г. Селье, который определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.


Почему неспецифический? В ответ на различные требования (голод, боль, прием лекарств, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические для каждого стрессора эффекты. Г. Селье назвал это адаптационным синдромом или необходимостью проявления приспособительной функции организма и восстановления тем самым нормального состояния. Приспособительная функция не зависит от специфичности воздействия.

Для возникновения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. «Сегодня можно говорить о точных количественных биохимических измерениях неспецифических реакций, они оказались одинаковыми для всех видов воздействий». Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования.

Стресс имеет свои положительные и отрицательные стороны. О двуликости стресса говорят, когда имеют в виду, что, с одной стороны, это жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а с другой стороны, стресс может быть причиной страданий, болезней и переживаний.

Итак, где действует стрессор, начинает наблюдаться общий адаптационный синдром (ОАС), в котором Г. Селье выделяет три фазы:

• тревога, во время которой организм готовится к встрече с новой ситуацией;

• сопротивление, когда организм использует собственные ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;

• истощение, когда резервы организма значительно сокращаются.

Одни и те же стрессогенные обстоятельства могут вызвать у людей различные реакции. Существуют факторы, которые тормозят или усиливают проявление стрессового состояния. Это наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и т.д.

Нет смысла избегать стресса. Есть смысл относиться к нему с должным уважением и пониманием. Тем более что, говоря о стрессе, люди обычно имеют в виду чрезмерный стресс - дистресс (от англ. distress - горе, страдание, несчастье), когда человек переживает горе, страдание, утрату. Мы забываем о том, что стресс может оказывать и положительное воздействие на организм. В таком случае говорят об эустрессе.

10.6. СТРЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Мы позволим выделить следующие группы стрессоров и вызываемых ими состояний в деятельности сестринского персонала.

• Стрессоры, вызываемые условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереализуемые профессиональные знания и умения; перегрузки; сменная работа.



• Стрессоры, возникающие по личностным причинам: боязнь администрации, дефицит психологических знаний, отсутствие навыков управлять собой, ошибка в выборе профессии, «сгорание» на работе, чувство высокой ответственности за результаты работы, когнитивный диссонанс.

• Стрессоры, провоцируемые администрацией ЛПУ: аттестация, сертификация, контроль извне, конфликты с администрацией, критика со стороны администрации.

• Стрессоры при общении с пациентами, их родственниками, студентами.

• Стрессоры при общении с коллегами: одиночество из-за замкнутости или позиции отвергаемого коллективом, психологическая несовместимость, безотчетная неприязнь, наличие группировок, критика со стороны коллег.

Стрессовые состояния:

• Психические: проявление гнева в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; озлобленность против пациентов, коллег, администрации; когнитивная ригидность, фрустрация.

• Нравственно-психические: озлобленность, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неопределенности; чувство неустроенности в обществе; утрата интереса к работе.

• Стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; потеря сна; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость, сопровождающаяся потерей самообладания.

Способы изменения ситуации (Составлено с учетом справки, предложенной В.И. Журавлевым):

• Изменение среды: общение с приятными людьми; контакт с домашними животными; фитоконтакты; погружение в среду, которая помогает нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, театр, музыка, природа; пребывание в эмоционально воздействующей среде: тюрьме, доме ребенка, доме престарелых, церкви, на соревнованиях, в путешествии; разговор о стрессе с коллегами и неколлегами; робинзонада в одиночку, с коллегами, с незнакомыми людьми; смена отделения, ЛПУ, профессии; смена места жительства.

• Антистрессовые средства: универсальное антистрессовое средство - движение; дыхательная гимнастика; гимнастика; исповедь перед родителями; молитва; хатха-йога; мысленное перевоплощение в других; сексуальные отношения; методика «исцеляющих настроев» Г.Н. Сытина; организованный протест против действий виновников стресса; успокаивающие процедуры: водные, тактильные; хобби щадящего характера.


• Средства вытесняющего воздействия: императив слез; физические нагрузки, домашние дела; чтение комиксов, религиозной литературы; устройство на работу по совместительству.

• Коррекция своего поведения: избегание изоляции от окружающих, или наоборот; избегающее поведение (обход стрессов, уход от них); переход на жесткий ритм труда и отдыха или сбой ритма жизнедеятельности; смена стиля отношений с коллегами.

• Самокорректировка личности: внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам; исповедь перед самим собой; самовнушение; самообразование; получение другого образования.

• Использование медикаментозных средств: использование психотропных препаратов; принятие успокаивающих доз алкоголя; консультации психотерапевта, психолога; посещение кабинета релаксации.

В.Л. Бакштанский и О.И. Жданов предлагают свод правил повседневной жизни по стресс-менеджменту, позволяющий каждому человеку преодолевать трудные ситуации. Приведем некоторые из них.

• Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Если вы будете раньше вставать, то сможете избежать раздражения с раннего утра.

• Не полагайтесь на свою память: заведите ежедневник. Таким образом, у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто вы что-то забыли.

• Не откладывайте на следующий день то, что можно сделать сегодня.

• Не примиряйтесь с тем, что плохо работает, - отремонтируйте часы, клавиатуру и т.д. или купите новые.

• Ослабьте ваши стандарты: не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо.

• Будьте более гибкими. Считайте ваши удачи! Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

• Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Медленно и глубоко дышите. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, если заметили, что это случилось с вами.

• Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.

• Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Высыпайтесь.

• Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно
, на веру слова других людей, если нет доказательств обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

10.7. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Этот синдром может развиться у медицинских сестер в результате длительно воздействующих стрессов. Термин «профессиональное выгорание» был введен американским психологом Х. Фреденбергером (H. Freudenberger) в 1974 г. для характеристики психологического состояния людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении, в эмоционально насыщенной атмосфере. Его «приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, фанатично преданные своему делу».

По наблюдениям С. Маслач (C. Maslach), профессора Калифорнийского университета, у многих профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно уменьшается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Через какое-то время они начинают понимать, что просто не могут выполнять те обязательства, которых требует специфика их работы. И тогда люди говорят об эмоциональном истощении: «У меня не осталось никаких чувств... мне нечего отдавать... я истощен... я выгорел». Исследования С. Маслач показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия (см. Приложение 10.2).

Приложение 10.2