Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2807
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно ли справиться с выгоранием?
C. Маслач считает, что выгорание проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных этому синдрому, предполагает, что анализ «плохих» ситуаций, в которых работают многие хорошие люди, более эффективен, чем попытки найти «плохих» людей, работающих в учреждении.
В качестве выхода предлагается:
• методика рационализации; в качестве примера может быть психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умозаключения, что человек подвержен бреду и его слова не направлены непосредственно на профессионала;
• создание физической дистанции - профессионалы могут находиться немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят им в глаза; они придерживают дверь за ручку, неявно сигнализируя о быстротечности беседы;
• беседы на общие темы; с точки зрения клиента, это общение может проходить как общение индивидуальности с индивидуальностью, но для профессионала это стандартный ответ, который требует гораздо меньше личностных ресурсов;
• использование коротких перерывов, когда ситуация заходит в тупик: уход из кабинета под предлогом получения карточки клиента; счет до десяти в момент спада в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями и направить беседу в нужное русло; просьба: «Хорошо, позвольте мне подумать...»;
• разделение между домом и работой; возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы - все это сигналы беды; для снижения семейных конфликтов - перестать думать о работе прежде, чем человек доберется домой; иногда это могут быть физические упражнения, уединение в парке или в горячей ванне, чтобы поразмышлять;
• внедрение программ обучения коммуникационным навыкам.
Maslach C. Job burn-out: How people cope
В. Мосс (V. Moss) определяет профессиональное выгорание как синдром умственного, физического и духовного истощения, характеризующийся усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.
Профессиональное выгорание не наступает внезапно, оно подобно слабокипящему горшку,
оставленному закрытым и в итоге выкипающим, или тлеющему угольку, который, если не обращать на него внимания, приведет к пожару.
Э. Куллен (А. Cullen) называет три стадии профессионального выгорания сестринского персонала.
Стадия первая - тревога. Человек больше не способен работать на необходимом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например, думает: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда помогает, но ежедневное их применение - признак того, что человек делает что-то не так.
Стадия вторая - сопротивление. Основные характеристики этой стадии - цинизм, непреклонность, строгость. Человек концентрируется на правилах и инструкциях и непреклонен в отстаивании своих позиций. Он становится замкнутым и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что подобные взаимоотношения могут отталкивать других сотрудников). Если медицинская сестра, с которой вы обычно проводили много времени вне работы, неожиданно прекращает общаться с вами, это может быть сигналом профессионального выгорания.
Стадия третья - истощение. Э. Куллен оценивает эту стадию как конечную. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, с другой стороны, очень злым и жестоким. На этой стадии ему требуются внимание и забота, однако в действительности, в экстремальных ситуациях чаще используются меры дисциплинарного характера. Наилучшая альтернатива - консультация специалиста.
Существует много факторов, влияющих на развитие выгорания сестринского персонала. Л. Фиппс (L. Phipps) относит к группе наибольшего риска работу в отделениях неотложной терапии и выделяет следующие факторы: дефицит времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения об очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с врачами.
Существуют и другие факторы, которые влияют на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает медицинская сестра. Д. Мейснер (J. Meissner), например, считает, что наихудший враг медицинской сестры - другая медицинская сестра. Некоторые медицинские сестры совершают своего рода геноцид, когда имеют дело с новыми и/или молодыми медицинскими сестрами. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медицинская сестра, другие сотрудники сразу же забывают, как когда-то и они были «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам далекие от реальности требования. К сожалению, вновь поступившие на работу медицинские сестры не осознают, что имеют дело с сотрудниками, которые их «сжигают».
Л. Шваб (L. Schwab) считает ведущим фактором предотвращения выгорания индивидуальную выносливость. Под выносливостью он понимает:
• умение держать ситуацию под контролем;
• умение сдерживаться;
• умение воспринимать происходящие изменения как требующие решения новые задачи и видеть в них возможность для приобретения нового опыта.
Выносливость защищает от напряжения двумя способами: путем изменения восприятия стрессовой ситуации и путем использования эффективных копинг-механизмов1.
Копинг-механизмы могут быть классифицированы как адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса.
Адаптивные копинг-механизмы:
• обсуждение своих чувств с коллегами, медицинскими сестрами, а также со старшими медицинскими сестрами и консультантами;
• контроль чувств и эмоций;
• чувство ответственности за свои действия;
• самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства.
Неадаптивные копинг-механизмы: увеличение потребления кофеина, курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, а также любые другие действия, которые будут либо гасить отрицательные эмоции, либо будут направлены на уход от проблемы. Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое-то время, но оборачиваются другими проблемами - болезнями, лишним весом, зависимостью и т.д.
10.8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тест на исследование эмоциональной отзывчивости (эмпатии)2.
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способности животных понимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
1 От англ. cope - справиться, совладать.
2 Инструкцию отвечающим см. в Практическом занятии 9.10.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9. Я волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, я расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым человеком.
18. Когда я читаю книгу, то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, всегда сержусь или переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие меня люди чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, расстраивающихся из-за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать о том, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32. Я могу оставаться равнодушным при любом волнении вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.
Ключ
Индекс эмпатийности можно получить, пользуясь следующим ключом:
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица (см. табл. 10-1) интерпретации индекса с учетом возраста и пола.
Таблица 10-1. Интерпретация индекса с учетом возраста и пола
МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Стрессовое состояние человека можно разделить на следующие временные отрезки: предстартовая лихорадка, во время которой человек думает о предстоящем событии; сам стресс; постстресс. Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой из перечисленных стадий.
1. Методики ослабления предстартовой лихорадки
Методика рационализации предстоящего события
Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас уменьшится неопределенность и напряжение, мешающие работать.
Методика избирательной позитивной ретроспекции
Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы
раньше успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с предстоящим заданием вы справитесь легко.
Методика избирательной негативной ретроспекции
Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (каких?), недостаточное планирование и т.д. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.
Методика зеркала
В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции ослабнут.
Методика детальной визуализации неудачного исхода ситуации
Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате станет меньше неопределенности, которая провоцирует лишние эмоции.
2. Методика нормализации состояния в стрессовой ситуации
Следите за своим дыханием. Если вы хотите оставаться хладнокровным, то длительность вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха.
3. Методики нормализации состояния в постстрессовой ситуации
Попробуйте мысленно поместить проблему, тревожащую вас, в темную картинку, под фонарь, а потом представьте, как падает снег и засыпает эту картинку.
ВЫВОДЫ
• Эмоции человека выражаются одновременно в субъективных переживаниях, поведении, физиологических изменениях в организме.
• Чувство неизвестности, связанное с недостатком информации, - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
C. Маслач считает, что выгорание проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных этому синдрому, предполагает, что анализ «плохих» ситуаций, в которых работают многие хорошие люди, более эффективен, чем попытки найти «плохих» людей, работающих в учреждении.
В качестве выхода предлагается:
• методика рационализации; в качестве примера может быть психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умозаключения, что человек подвержен бреду и его слова не направлены непосредственно на профессионала;
• создание физической дистанции - профессионалы могут находиться немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят им в глаза; они придерживают дверь за ручку, неявно сигнализируя о быстротечности беседы;
• беседы на общие темы; с точки зрения клиента, это общение может проходить как общение индивидуальности с индивидуальностью, но для профессионала это стандартный ответ, который требует гораздо меньше личностных ресурсов;
• использование коротких перерывов, когда ситуация заходит в тупик: уход из кабинета под предлогом получения карточки клиента; счет до десяти в момент спада в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями и направить беседу в нужное русло; просьба: «Хорошо, позвольте мне подумать...»;
• разделение между домом и работой; возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы - все это сигналы беды; для снижения семейных конфликтов - перестать думать о работе прежде, чем человек доберется домой; иногда это могут быть физические упражнения, уединение в парке или в горячей ванне, чтобы поразмышлять;
• внедрение программ обучения коммуникационным навыкам.
Maslach C. Job burn-out: How people cope
В. Мосс (V. Moss) определяет профессиональное выгорание как синдром умственного, физического и духовного истощения, характеризующийся усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.
Профессиональное выгорание не наступает внезапно, оно подобно слабокипящему горшку,
оставленному закрытым и в итоге выкипающим, или тлеющему угольку, который, если не обращать на него внимания, приведет к пожару.
Э. Куллен (А. Cullen) называет три стадии профессионального выгорания сестринского персонала.
Стадия первая - тревога. Человек больше не способен работать на необходимом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например, думает: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда помогает, но ежедневное их применение - признак того, что человек делает что-то не так.
Стадия вторая - сопротивление. Основные характеристики этой стадии - цинизм, непреклонность, строгость. Человек концентрируется на правилах и инструкциях и непреклонен в отстаивании своих позиций. Он становится замкнутым и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что подобные взаимоотношения могут отталкивать других сотрудников). Если медицинская сестра, с которой вы обычно проводили много времени вне работы, неожиданно прекращает общаться с вами, это может быть сигналом профессионального выгорания.
Стадия третья - истощение. Э. Куллен оценивает эту стадию как конечную. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, с другой стороны, очень злым и жестоким. На этой стадии ему требуются внимание и забота, однако в действительности, в экстремальных ситуациях чаще используются меры дисциплинарного характера. Наилучшая альтернатива - консультация специалиста.
Существует много факторов, влияющих на развитие выгорания сестринского персонала. Л. Фиппс (L. Phipps) относит к группе наибольшего риска работу в отделениях неотложной терапии и выделяет следующие факторы: дефицит времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения об очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с врачами.
Существуют и другие факторы, которые влияют на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает медицинская сестра. Д. Мейснер (J. Meissner), например, считает, что наихудший враг медицинской сестры - другая медицинская сестра. Некоторые медицинские сестры совершают своего рода геноцид, когда имеют дело с новыми и/или молодыми медицинскими сестрами. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медицинская сестра, другие сотрудники сразу же забывают, как когда-то и они были «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам далекие от реальности требования. К сожалению, вновь поступившие на работу медицинские сестры не осознают, что имеют дело с сотрудниками, которые их «сжигают».
Л. Шваб (L. Schwab) считает ведущим фактором предотвращения выгорания индивидуальную выносливость. Под выносливостью он понимает:
• умение держать ситуацию под контролем;
• умение сдерживаться;
• умение воспринимать происходящие изменения как требующие решения новые задачи и видеть в них возможность для приобретения нового опыта.
Выносливость защищает от напряжения двумя способами: путем изменения восприятия стрессовой ситуации и путем использования эффективных копинг-механизмов1.
Копинг-механизмы могут быть классифицированы как адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса.
Адаптивные копинг-механизмы:
• обсуждение своих чувств с коллегами, медицинскими сестрами, а также со старшими медицинскими сестрами и консультантами;
• контроль чувств и эмоций;
• чувство ответственности за свои действия;
• самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства.
Неадаптивные копинг-механизмы: увеличение потребления кофеина, курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, а также любые другие действия, которые будут либо гасить отрицательные эмоции, либо будут направлены на уход от проблемы. Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое-то время, но оборачиваются другими проблемами - болезнями, лишним весом, зависимостью и т.д.
10.8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тест на исследование эмоциональной отзывчивости (эмпатии)2.
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способности животных понимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
1 От англ. cope - справиться, совладать.
2 Инструкцию отвечающим см. в Практическом занятии 9.10.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9. Я волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, я расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым человеком.
18. Когда я читаю книгу, то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, всегда сержусь или переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие меня люди чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, расстраивающихся из-за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать о том, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32. Я могу оставаться равнодушным при любом волнении вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.
Ключ
Индекс эмпатийности можно получить, пользуясь следующим ключом:
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица (см. табл. 10-1) интерпретации индекса с учетом возраста и пола.
Таблица 10-1. Интерпретация индекса с учетом возраста и пола
МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Стрессовое состояние человека можно разделить на следующие временные отрезки: предстартовая лихорадка, во время которой человек думает о предстоящем событии; сам стресс; постстресс. Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой из перечисленных стадий.
1. Методики ослабления предстартовой лихорадки
Методика рационализации предстоящего события
Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас уменьшится неопределенность и напряжение, мешающие работать.
Методика избирательной позитивной ретроспекции
Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы
раньше успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с предстоящим заданием вы справитесь легко.
Методика избирательной негативной ретроспекции
Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (каких?), недостаточное планирование и т.д. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.
Методика зеркала
В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции ослабнут.
Методика детальной визуализации неудачного исхода ситуации
Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате станет меньше неопределенности, которая провоцирует лишние эмоции.
2. Методика нормализации состояния в стрессовой ситуации
Следите за своим дыханием. Если вы хотите оставаться хладнокровным, то длительность вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха.
3. Методики нормализации состояния в постстрессовой ситуации
Попробуйте мысленно поместить проблему, тревожащую вас, в темную картинку, под фонарь, а потом представьте, как падает снег и засыпает эту картинку.
ВЫВОДЫ
• Эмоции человека выражаются одновременно в субъективных переживаниях, поведении, физиологических изменениях в организме.
• Чувство неизвестности, связанное с недостатком информации, - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.