Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2066

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 2-1. Модель труда медицинской сестры

методов исследования, диагностики и лечения, что, в свою очередь, требует сложной аппаратуры и все более конкретной специализации знаний медиков.

Однако все это таит в себе известную опасность: постепенно создается ситуация, при которой медицинское мышление сосредоточивается на патологии отдельных систем и органов, и такая узкая направленность заслоняет восприятие пациента в целом, затрудняет видение личности страдающего человека со всеми присущими ей особенностями.

Действительно, работа различных специализированных отделений типа палат или блоков интенсивной терапии (ПИТ, БИТ) доказала, что никакие, даже самые современные технические средства, не могут заменить личного труда медицинского работника, его непосредственных отношений с пациентами. Больной человек ожидает помощи, поддержки, заботы. Неудовлетворенность этих ожиданий часто проявляется в изменении психического состояния пациента. В свою очередь, психологическое состояние пациента

имеет решающее значение для врача, определяет развитие и успех лечебных действий.

Элементы психологического подхода к лечению существовали еще у врачей древности. В арсенале лечебных средств египетской медицины наряду с химическими, физическими и биологическими использовались и психические формы воздействия на больного, в частности, словесные, мимические и пантомимические.

Болезнь нередко сопровождается тревогой и страхом, поэтому разумнее всего начинать выстраивать отношения с пациентом с психотерапевтического воздействия. Н.А. Магазаник в своей книге трактует психотерапию как вербальное и невербальное воздействие медработника на пациента в повседневной лечебной практике без специального использования методов гипноза, аутогенной тренировки, внушения, самовнушения. Известный психотерапевт А.Б. Добрович представляет психотерапию как специфическую форму общения. Существует модель, основанная на первичном значении этого слова - «исцеление души». Условиями исцеления являются «безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения». «Часто болезнь так доброкачественна, что нет смысла «наваливаться» на больного сильными и не всегда безопасными средствами: выздоровление наступит самостоятельно даже без лекарств, если успокоить и приободрить больного».


Медицинская сестра всегда, осознает она это или нет, производит на больного определенное впечатление, которое и является основой дальнейшего взаимодействия. Поэтому та сестра, которая считает, что ей психотерапия не нужна, все равно оказывает воздействие на психику своих пациентов, только это воздействие с отрицательным знаком: оно вредит и больному, и сестре.

Для выздоровления важна сама атмосфера, в которой пребывает больной. Часто оздоравливающее действие оказывают слова, мимика, жесты, поведение медицинского персонала.

Добросовестная медицинская сестра всю жизнь совершенствует свои манипулятивные навыки, посещает курсы повышения квалификации, читает научную литературу. И гораздо меньше внимания уделяет владению такого могущественного орудия, как речь.

Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев внушаемы. Давно замечен эффект плацебо: «...процент эффективности плацебо колеблется от 50 до 80 % по сравнению с настоящими лекарствами, даже такими заслуженными, как анальгин». Плацебо оказались действенными и при лечении раковых заболеваний. В одном исследовании пациентов подвергли «плацебо-

химиотерапии», в результате чего около трети из них полностью облысели.

Эти факты говорят о том, что медицинская сестра в равной степени способна воздействовать как на психику, так и на соматику. В целом плацебо - блестящая иллюстрация роли психики в возникновении и лечении болезни и доказательство важности психотерапии: лечит не лекарство, а медицинский работник.

Медики занимают такое положение в обществе, что люди ожидают от них психологической помощи и поддержки (кстати, в странах Европы, согласно официальной статистике, половина всего медицинского персонала специально занимается психотерапией). Медработник всегда оказывает сильное воздействие на психику пациента, и единственное, что он может свободно выбрать: влиять ли ему в положительном или отрицательном смысле, на пользу или во вред больному.

Итак, специфика профессионального труда медицинской сестры, обеспечивающей сестринскую помощь, состоит в следующем:

• труд ориентирован на больного человека, и его чрезвычайная сложность определяется особенностями функционирования физиологических систем человека в период заболевания, а также нарушением социальных связей. В отличие от здорового личность больного изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносит болезнь;



• поведение медицинской сестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного, и тем самым ее профессиональное общение соотнесено с такими факторами профессиональной деятельности, влияющими на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры;

• отсутствие у медицинской сестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально непригодной.

2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА СЕСТРЫ, ОРГАНИЗУЮЩЕЙ СЕСТРИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В нашей стране в существующей ныне ситуации медицинской сестре-руководителю, медицинской сестре-менеджеру приходится действовать в сложных условиях нестабильности, дефицита ресурсов и ограниченных возможностей персонала. Очевидно, что для успешного выполнения своей роли медицинской сестре недостаточно только знаний по уходу за пациентами.

Профессор менеджмента Макгильского университета в Монреале Г. Минцберг (Mintzberg H.) выделил и описал 10 управленческих ролей1, которые в различной степени, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды своего труда. Все роли он разделил на три большие группы.

• Первая группа - межличностные роли или роли при работе с людьми. Первая роль - лицо организации, ее глава. Выполняя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации. Вторая роль - связной. Менеджер выступает как информационно-коммуникационный центр при осуществлении внутренних и внешних контактов. Третья роль - лидер, осуществляющий руководство внутри организации.

• Вторая группа - информационные роли или роли при работе с информацией. Здесь руководитель бывает в роли получателя информации (приемник) для контроля за деятельностью организации; в роли передатчика информации внутри организации; в роли представителя, передающего информацию за пределы организации.

• Третья группа - роли, связанные с принятием решений. Это роль предпринимателя - человека, принимающего решения, направленные на развитие организации; роль стабилизатора - умение предотвращать проблемы; роль распределителя ресурсов временных, финансовых, кадровых; роль человека, принимающего важнейшие решения во время переговоров с другими организациями.

Для результативного исполнения этих ролей медицинской сестре желательно обладать определенными личностными качествами, ей необходимы знания, умения, навыки. Известна схема управленческих умений менеджеров Р. Каца (Katz R.). Согласно этой схеме (рис. 2.2.), успешный руководитель должен обладать концептуальными умениями, умениями взаимодействовать с людьми, техническими умениями.


Концептуальные умения - умения работать с идеями: умения стратегически определять цели организации, выявлять и создавать условия для ее развития.

Умения взаимодействовать с людьми предполагают умения создавать и поддерживать команду, предотвращать и регулировать конфликты, проводить совещания, собеседования, обучать,

1 Управленческая деятельность, управление и менеджмент часто употребляются как синонимы.



Рис. 2-2. Управленческие умения

консультировать, советовать, аттестовывать своих сотрудников и в целом способствовать развитию персонала.

Технические умения - умения работать с оргтехникой, с планами, графиками, отчетами, документацией, ресурсами, знания технологических процессов, осуществляемых на подведомственном участке.

Эти умения необходимы менеджерам всех уровней: низшего (старшая сестра отделения), среднего (главная сестра лечебно-профилактического учреждения), высшего (главный врач или директор ЛПУ), но в разной степени. Менеджеры высшего уровня более нуждаются в концептуальных, нежели в технических умениях, в отличие от менеджеров низшего уровня. Но руководители всех уровней одинаково нуждаются в умениях взаимодействовать с людьми. Поэтому любому руководителю необходимы знания по психологии личности и психологии общения как для организации деятельности коллектива, так и для самоорганизации.

2.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА СЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В новой концепции сестринского дела медицинской сестре отводится не только роль исполнителя, но и роль педагога-воспитателя. Эта роль предполагает обучение пациентов и их родственников, персонала, студентов и школьников. Следовательно, медицинская сестра должна знать основы психологии личности, психологии общения, педагогической психологии, возрастной психологии, андрогогики.

Педагогические усилия медицинской сестры направляются на:

• пациента и его ближайшее окружение. В данном случае очень важно научить пациента и/или его родственников самостоятельно удовлетворять свои потребности за счет создания адекватной окружающей среды;

• коллег и подчиненных медицинской сестры. Медицинская сестра оказывает помощь в профессиональной деятельности, организует контроль знаний и умений, мотивирует к личностному и профессиональному саморазвитию;


• студентов и школьников. Сестра должна помнить, что она всегда оказывает педагогическое воздействие на практикантов. Она должна осознавать, что своим поведением формирует у студентов восприятие будущей профессии;

• родственников, друзей, знакомых, соседей самой медицинской сестры. С одной стороны, люди всегда стремятся получить информацию о проблемах, связанных со здоровьем. С другой стороны, поведение медицинской сестры способствует формированию у этой группы определенного отношения к собственному здоровью и образу жизни.

По отношению ко всем вышеперечисленным группам людей можно выделить следующие составляющие педагогического1 труда медицинской сестры.

• Информационная. Это сообщаемые сестрой сведения о правах и обязанностях пациента, о методиках лечения и оздоровления, о распорядке дня в отделении, о назначаемых процедурах и подготовке к ним, о правилах приема лекарственных препаратов и т.д.

• Мотивационная. Это действия медицинской сестры, побуждающие к положительной направленности поведения окружающих, например, пациента - к выздоровлению, коллег - к профессиональному росту и развитию и т.д.

• Воспитательная. Это действия медицинской сестры, направленные на формирование у пациента ответственности за свое здоровье и, как следствие, переосмысление образа жизни. Перед проведением этой работы медицинская сестра должна критически оценить собственный образ жизни. Соответствует ли ее внешний вид и поведение предлагаемым ею рекомендациям?

• Операциональная. Это обучение различным алгоритмам действий. Например:

1 Уместнее здесь использовать понятие «педоандрогогический» (от греч. andros - взрослый мужчина), так как сестра обучает и взрослых людей.

- пациента и/или его родственников медицинская сестра может обучать введению инсулина, измерению артериального давления, пользованию ингалятором, профилактике пролежней, запоров, бессонницы, дыхательной гимнастике и т.д.;

- студентов - разведению антибиотиков и обеспечению санитарно-противоэпидемического режима и т.д.;

- школьников - правилам переворачивания пациента и обработки кожных покровов и т.д.;

- медицинских сестер - новым методикам, обеспечивающим безопасность сестры на рабочем месте и т.д.;

- старших сестер - процедуре учета наркотических и сильнодействующих препаратов и т.д.