Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2774

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под взглядом на агрессию как на инстинкт или побуждение имеется в виду, что совершать агрессивные действия людей постоянно заставляют либо внутренние, либо внешние силы. Теория же социального научения полагает, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.

21.3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации (СМИ). Влияние

семьи на становление агрессивности проявляется через степень ее сплоченности, степень близости между родителями и детьми, а также через характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства.

Исследования показывают, что если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими родителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они будут нападать на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, а в будущем они, возможно, будут втянуты в преступную деятельность. По данным различных исследований, многие преступники, совершавшие заказные убийства, происходили из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали должного внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к своим детям. Было замечено также, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Исследователи подчеркивают, что случаи насилия между детьми в одной семье оказывают большее влияние на усвоение силовых норм поведения, чем все прочие семейные взаимоотношения.

Анализ связей между стилями семейного руководства и агрессивным поведением показывает, что и отсутствие контроля за ребенком, и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня детской агрессивности. Хотя наказания приводят порой к нежелательным последствиям, тем не менее при правильном применении они могут позитивно влиять на поведение (см. Приложение 21.1.).

Приложение 21.1

Эффективные наказания

Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем, чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения поступка. Временной интервал между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сумеет осознать удовольствие от совершенного поступка.


Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути, учат ребенка игнорировать их самих. Наказание окажется более эффективным, если его будут применять последовательно, т.е. за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одно и то же наказание, нельзя один раз наказывать, а другой раз игнорировать проступки.

Любое наказание требует разъяснения. Разъясняя, родители не создают барьеры, которые могут помешать осуществлению каких-либо

действий в будущем. Например, ребенок часто перебивает взрослых, когда они разговаривают. Если родители накажут его без объяснений, он, возможно, подумает, что ему просто запрещено говорить, и может стать робким и застенчивым.

Если же родители объяснят ребенку, что нельзя перебивать других людей, и будут отвечать ему в подходящие моменты, тогда, вероятно, он научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социальные навыки.


Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия

Нередко дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто ведет себя агрессивно, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит усиление агрессивности ее членов.

Поведение в детстве с большой степенью надежности позволяет предсказывать поведение в зрелые годы: человек, который в детстве, по мнению сверстников, вел себя агрессивно, будучи взрослым, будет, скорее всего, оцениваться так же. Поэтому очень важно изучать влияния на становление агрессивности в детстве.

Один из самых спорных источников обучения агрессии - СМИ. Предполагается, что СМИ все же оказывают влияние на становление агрессии, однако сила его остается не изученной до конца.

21.4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ

Одной из сильных и устойчивых детерминант агрессии является провокация. Большинство экспериментов показывают, что люди, как правило, отвечают ударом на удар. Существующие экспериментальные и статистические данные позволяют утверждать, что ответом на оскорбления, издевки, иронические замечания часто оказывается физическая агрессия. Люди, как правило, дают сдачи, чтобы, с одной стороны, не показаться слабыми, трусливыми, не оказаться проигравшими, а с другой - чтобы предупредить дальнейшие нападки.

Мощными детерминантами агрессивного поведения являются характеристики объекта агрессии. Особенно это касается пола и расы объекта. Женщины чаще сталкиваются с более мягкими формами агрессии, так как воспринимаются заведомо беззащитными. Однако если женщины нарушают этот стереотип и отвечают на агрессию, уровень направленной на них агрессии со стороны резко возрастает. Ряд экспериментов показал более высокий уровень агрессивности людей белой расы по отношению к представителям черной.

Одним из наиболее сильных факторов появления агрессии является фрустрация. Данные о ее влиянии противоречивы. С наибольшей вероятностью фрустрация может вызвать агрессию, если она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые посылы к агрессии, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.


Мощной социальной детерминантой агрессии являются сторонние наблюдатели. Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вербальные указания. И даже их простое присутствие может вызывать сходный эффект. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то его агрессия может усиливаться, и наоборот.

21.5. ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ

К внешним детерминантам агрессии относятся особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность агрессии. Многие из этих детерминант ассоциированы с физическими факторами окружающей среды. Наибольшее внимание исследователей привлекли жара, шум, теснота, загрязненный воздух. Было выявлено, что умеренно высокие температуры по сравнению с низкими или очень высокими в большей степени способствуют усилению агрессивных тенденций. Вероятно, при высоких и низких температурах люди могут чувствовать себя настолько скверно, что у них нет ни сил, ни желания нападать на других.

Есть данные, которые свидетельствуют о том, что шум, теснота, сигаретный дым, неприятные запахи провоцируют агрессию. Внешними детерминантами агрессии могут также выступать индивидуальные характеристики человека. Исследования показывают, что на частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызвало раздражение. Это может быть имя, одежда, цвет и т.д.

Исследования в области СМИ обнаружили, например, что агрессивные фильмы подкрепляют агрессию, а не усиливают ее. Предполагается, что воздействие массмедиа объясняется прай-мингом1 - активизацией специфических воспоминаний в памяти. Демонстрируемое в СМИ насилие может побудить соответствующие мысли и идеи, которые затем могут актуализировать эмоции

1 От англ. priming - подготавливающий.

и паттерны поведения. Все эти процессы считаются автоматическими. В числе факторов, влияющих на проявление агрессии под воздействием массмедиа, были выявлены следующие:

• увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;

• зритель отождествляет себя с агрессором;

• потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме;

• наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими.

Внешними детерминантами агрессии могут служить факторы, направленные на способность человека осознавать самого себя. Например, чем
больше людей в группе, тем выше вероятность, что человек так и останется неидентифицированным и тем слабее его чувство ответственности за происходящее. Самоосознание - это состояние сосредоточенности на своих мыслях, переживаниях, ценностях. В группе высока вероятность остаться анонимным. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию. Напротив, обострение самоосознания может ослаблять агрессию.

21.6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ

В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения типа «А» и противоположной ей - модели поведения типа «Б». (Эти модели были разработаны в конце 50-х гг. прошлого века американскими кардиологами М. Фридманом (M. Friedman) и Р. Розенманом (R. Rosenman)). Интерес был в первую очередь вызван тем, что люди типа «А» вдвое чаще других страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Согласно утверждениям американских врачей, люди, чье поведение более соответствует типу «А» [Type-A Behaviour Pattern (TABP)], характеризуются тремя основными чертами:

• Они напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать победу и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других.

• Они всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, когда другие люди или ситуации сдерживают их.

• Они демонстрируют высокий уровень враждебности и открытой агрессии.

Исследования подтвердили, что люди типа «А» действительно более раздражительны и агрессивны, чем люди типа «Б». Более того, похоже, что именно враждебность и агрессия ответственны за предрасположенность этих людей к сердечно-сосудистым заболеваниям. Были получены данные и о том, что люди типа «А» в большей степени склонны плохо обращаться с детьми. Они чаще способствуют возникновению межличностных конфликтов и по причине своих агрессивных личностных характеристик представляют угрозу не только для собственного здоровья, но и зачастую - для здоровья и благополучия других людей.

Особую категорию «агрессоров» составляют экстремисты - люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Эти люди отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и с повышенным самоконтролем. Механизмы проявления насилия у экстремистов первого типа понятны. Относительно агрессоров второго типа можно сказать следующее. Со временем ресурсы их