Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2769
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка результатов: индекс враждебности включает 5-ю и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности - шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 6,5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности, поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.
ЗАДАНИЕ 2. ДИАГНОСТИКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ТИПУ «А» ИЛИ «Б»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
1. Возникает ли у вас непреодолимое желание спорить?
2. Легко ли вы впадаете в состояние гнева, раздражения, нетерпения?
3. Ведете ли вы себя агрессивно с людьми, встречающимися на вашем пути?
4. Вы с трудом выносите стояние в очереди?
5. Громко ли вы разговариваете? Быть может, вы не только перебиваете людей, когда они говорят, но и заканчиваете за них их фразы, а порой даже те или иные истории, которые они рассказывают?
6. Курите ли вы?
Оценка результатов. Если вы ответили утвердительно более чем на половину вопросов, то вы относитесь с типу «А».
Выводы
• Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия - сложное явление, источниками ее возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства.
• Охарактеризовать агрессию можно на основании трех шкал: физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-непрямая агрессия.
• Большинство научных направлений относят агрессию к одной из категорий: агрессия как инстинктивное поведе-
ние, как врожденное стремление к смерти и разрушению; агрессия как результат влияния особых условий окружающей среды; агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности; агрессия как приобретенное социальное поведение.
• На становление агрессивного поведения влияют уровень сплоченности семьи, степень близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами,
стиль семейного руководства, наблюдение за поведением других детей, СМИ.
• К социальным детерминантам агрессии можно отнести провокации, характеристики объекта агрессии, фрустрацию, наличие сторонних наблюдателей.
• Внешние детерминанты агрессии - это физические факторы окружающей среды: жара, шум, теснота, загрязненный воздух. Внешними детерминантами агрессии могут быть также индивидуальные характеристики человека и СМИ.
• В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях, тип поведения «А», а также установки и пол агрессора.
• К превентивным мерам, в разной степени влияющим на интенсивность и количество агрессивных реакций, можно отнести катарсис, наказание, демонстрацию наглядных примеров неагрессивного поведения, влияние когнитивных факторов, наличие смягчающих обстоятельств, а также применение реакций, несовместимых с гневом или агрессией; это могут быть боль и страдания жертвы агрессии, просмотр юмористических материалов, умеренная эротическая стимуляция, неожиданный подарок, похвала.
• Одним из способов профилактики агрессивных реакций может быть тренинг социальных умений.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Дайте определение понятию «агрессия». Как вы думаете, зачем в определение включены слова «...не желающему подобного обращения»?
• Приведите примеры агрессивного поведения.
• Как рассматривал сущность и причины агрессии З. Фрейд?
• Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрессию?
• Как человек осваивает агрессивное поведение?
• В соответствии с какими теориями агрессию можно предотвратить, а с какими - наоборот?
• Каким образом семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения?
• Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии.
• Зачем люди дают отпор агрессору?
• Дайте характеристику внешних детерминант агрессии.
• Что такое локус контроля? Вспомните характеристики людей с повышенным и пониженным локусом контроля.
• Опишите основные черты людей типа «А» и типа «Б».
• Наказание - это хорошо или плохо?
• Можно ли управлять агрессией?
• Какие меры профилактики агрессии вы знаете?
Заполнить пробелы
1. Женщины по сравнению с мужчинами демонстрируют более высокий уровень_агрессии.
2. В агрессивной компании происходит _ агрессивности ее
членов.
3. Для людей, совершавших заказные политические убийства, характерно происхождение из_семей.
4. Люди типа «А»_других страдают заболеваниями сердечнососудистой системы.
5. Агрессию можно классифицировать как физическую и _,
активную и_,_и непрямую.
6. В группе высока вероятность остаться_. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию.
7. Агрессивные фантазии, удары кулаком по различным предметам, разрыв бумажки с портретом или именем обидчика, физические упражнения могут играть роль_.
8. Агрессию могут усиливать_человека с неприятным событием.
9. Дети проявляют_агрессии против брата или сестры, чем
против всех остальных детей.
10. Временной интервал между неприемлемым действием и наказанием должен быть_.
11. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то его агрессия может_.
12. Было выявлено, что катарсис способствует весьма_снижению агрессии.
Верно или неверно
1. Если женщины нарушают стереотип «слабого пола» и начинают отвечать агрессору, то уровень направленной на них агрессии резко падает.
2. Люди типа «А» чаще способствуют возникновению межличностных конфликтов.
3. Наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективен.
4. Человек, в детстве оценивающийся сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться как менее агрессивный.
5. Отсутствие контроля за ребенком способствует повышению уровня агрессивности ребенка.
6. СМИ не оказывают влияния на становление агрессии.
7. Люди типа «А» менее агрессивны по сравнению с людьми типа «Б».
8. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что не умеют общаться.
Выбрать правильный ответ
1. Агрессия - это прежде всего:
а) эмоция;
б) мотив;
в) установка;
г) определенное поведение.
2. Распространение сплетен о другом человеке - это агрессия:
а) вербальная-активная-прямая;
б) вербальная-пассивная-прямая;
в) вербальная-активная-непрямая;
г) вербальная-пассивная-непрямая.
3. Фрустрация - это:
а) зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от особенностей человека;
б) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;
в) потеря какого-либо объекта, человека, информации;
г) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.
4. Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди
а) со сниженным самоконтролем;
б) со средним самоконтролем;
в) с повышенным самоконтролем.
5. Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если
а) агрессор находится в состоянии крайнего озлобления;
б) ожидаемое наказание не очень сурово;
в) выгода от совершения агрессивного действия слишком велика;
г) вероятность наказания высока.
6. В наибольшей степени способствуют усилению агрессии
а) низкие температуры;
б) средние температуры;
в) умеренно высокие температуры;
г) очень высокие температуры.
7. Усилению агрессии способствуют
а) смягчающие обстоятельства;
б) злоумышленные и преднамеренные провокации;
в) умеренная эротическая стимуляция;
г) наглядные примеры неагрессивного поведения.
Учебные задания
Прокомментируйте в свете изложенной выше информации поговорку: «В тихом омуте черти водятся...».
Пользуясь таблицей 21-1, опишите наиболее часто встречающиеся вам формы агрессивного поведения. К каким агрессивным формам поведения тяготеете вы и ваши друзья? Проанализируйте, как вы им научились. Что вы будете делать, чтобы ваши дети научились чему-нибудь другому?
Какие индивидуальные характеристики человека могут вызвать у вас раздражение? Какие ваши индивидуальные характеристики могут вызывать раздражение у других людей? Проведите сравнительный анализ полученных групп.
Каким образом вас, ваших друзей и знакомых наказывали в детстве и наказывают сейчас? Какие меры наказания оказались действенными, а какие - наоборот? Можно ли обойтись без наказания? Что вы будете делать с вашим ребенком, если он вас не слушается?
Ответы
Заполнить пробелы
1. непрямой; 2. усиление; 3. распавшихся; 4. чаще; 5. вербальную, пассивную, прямую; 6. анонимным; 7. катарсиса; 8. ассоциации; 9. больше; 10 минимальным; 11. усиливаться; 12. непродолжительному.
Верно или неверно
1-Н. 2-В. 3-В. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-Н. 8-В. Выбрать правильный ответ
1. г; 2. б; 3. б; 4. а; 5. г; 6. в; 7. б.
Раздел III. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Глава 22. ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Основные понятия: медицинская психология, клиническая психология, методы исследования в медицинской психологии, патопсихология, нейропсихология, соматопсихология, агнозия, апраксия, афазия, амнезия, психогигиена, психопрофилактика, психическая реабилитация, психотерапия.
Медицинская психология олицетворяет собой связь психологии с медициной. Предмет медицинской психологии в настоящее время четко не определен. Разные авторы вкладывают в него различное содержание. Одни полагают, что медицинская психология - это общая психология, ориентированная на студентов медицинских учебных заведений и практикующих медработников. Другие считают, что медицинская психология должна заниматься только изучением психических болезней, а третьи, что предмет ее изучения - психологические закономерности возникновения и течения болезней и т.д.
В зарубежной терминологии эту область психологии чаще всего называют клинической психологией, предмет которой также осмысливается в зависимости от психологического направления. В отечественной психологии прикладное значение клинической психологии определяется потребностями клиники - психиатрической, соматической и неврологической, что привело к формированию самостоятельных разделов клинической психологии: патопсихологии, соматопсихологии и нейропсихологии.
Мы будем трактовать медицинскую психологию как дисциплину, изучающую особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
22.1. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основные проблемы медицинской психологии таковы:
• анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
• исследование влияния болезней на психику и поведение человека;
• изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях;
• исследование влияния взаимоотношений пациента с медицинским персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.
К исследованиям в медицинской психологии относят наблюдение, беседу и экспериментально-психологический метод. Последний включает различные методики: качественные (выявляют качественные закономерности психики) и психометрические (измеряют те или иные функции); вербальные (используют словесный стимульный материал) и невербальные (используют стимульный материал в виде схем, рисунков, предметов и т.д.); направленные на исследования определенной психической функции (внимания, памяти и т.д.), а также методики изучения психофизиологических особенностей пациента.