Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2766

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Отношение к здоровью зависит от системы ценностей человека.

• На состояние здоровья влияют наследственность, образ жизни, окружающая среда.

Итак, научные взгляды на здоровье многообразны, что свидетельствует о сложности явления. Фактически отношение к здоровью формируется средой и меняется под ее воздействием. Мы будем рассматривать здоровье как динамический, субъективно и объективно определяемый процесс, находящийся под влиянием факторов окружающей среды и позволяющий человеку гармонично развиваться во всех отношениях и удовлетворять свои потребности. В связи с этим важно знать, как и кем формируются взгляды на здоровье всего сестринского персонала как субъекта профессионального обучения и конкретной медицинской сестры в частности. Ведь формирование взглядов медицинской сестры или фельдшера проходит при постоянном контакте с больными. В результате их представления о здоровье могут ограничиться представлениями об ослаблении болезни и профилактике ранней смерти. Взгляды сестринского персонала могут отличаться от представлений пациентов, которые они приобрели в различных средах. Появляется проблема взаимодействия субъективных образов, возникающих у пациентов и сестринского персонала с имеющимися медицинскими профессиональными знаниями и навыками. Поэтому для организации эффективного общения медицинскому работнику прежде всего необходимо выяснить, что для пациента означает быть здоровым, как этого достичь в конкретной ситуации, и осознать ограниченность собственных взглядов. Умение рефлексировать и децентрироваться являются важнейшими профессиональными качествами медицинских сестер, и эти качества способны положительно влиять на их деятельность.

Определение здоровья в Уставе ВОЗ1 (1946) современные ученые критикуют за идеализм. В то же время в этом документе впервые предпринята попытка дать определение не только через отрицательную, но и через положительную оценку понятия. Доминирующее научное и медицинское определение здоровья как отсутствия заболевания было поставлено под сомнение.

В российской медицине в той или иной степени сохраняются определенные взгляды на здоровье и болезнь. Организм рассматривается как механизм, в котором все части связаны между собой, но их можно разграничить и каждой заниматься отдельно. При наличии заболевания здоровье считается утерянным. Субъективная картина болезни должна быть подтверждена объективными данными. Цель медицинского лечения заключается в восстановлении и нормальном осуществлении организмом или его частью своих функций. Таким образом, здоровье отождествляется с нормой, т.е. быть здоровым значит быть нормальным, «хорошим», а быть больным значит в каком-то смысле быть «плохим».


В 1984 г. ВОЗ опубликовала следующее определение здоровья: «...величина, в пределах которой каждый человек или группа людей могут, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой стороны, изменить или справиться с окружающей средой». Здоровье поэтому рассматривается как источник повседневной жизни, а не как цель существования, и представляет собой позитивную концепцию, включающую как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности.

Российская система здравоохранения базируется на результатах, полученных медицинской наукой, и направлена, особенно сейчас, на лечение заболеваний. Благодаря успехам трансплантологии и генной инженерии научно-медицинская точка зрения на то, что представляет собой здоровье, остается преобладающей.

1 Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов.

Согласно философии сестринского дела, сестринский персонал должен осуществлять свою деятельность в соответствии с холистическим (целостным) взглядом на здоровье, т.е. факторы, определяющие здоровье, состоят из многих элементов, объединяющих основные свойства физического и социального состояния окружающей среды - от отдельного человека до культуры и мировой экосистемы в целом. Поэтому в каждом пациенте медицинские сестры должны прежде всего видеть личность во всем ее физическом, психическом, духовном и социальном единстве.

Наша способность измерять позитивное здоровье в значительной степени находится в процессе развития. Здоровье все еще определяется через показатели заболеваемости и уровень смертности, по существу, измеряется не уровень здоровья, а его нехватка. Вероятно, подобные показатели будут использоваться и в дальнейшем, т.к. они позволяют проводить сравнения внутри страны и между странами.

Здесь необходимо сместить приоритеты и ставить вопрос не о том, что заставляет нас прекратить наносить вред своему здоровью, а о том, что помогает нам быть здоровыми. Однако концепция здоровья как состояния, характеризуемого отсутствием заболевания, так крепко вошла в нашу культуру, что доминирует в области политики и распределения ресурсов внутри системы российского здравоохранения. Это значит, что при распределении ресурсов службы, занимающиеся лечением, продолжают занимать приоритетные позиции по сравнению со службами, ориентированными на укрепление позитивного здоровья.



23.2. ВИДЫ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

Обычно рассматривают три составляющие здоровья: физическую (телесную), психическую и духовную.

Содержание физической составляющей часто связывают с понятием возраста человека. Представители разных наук говорят о биологическом, психологическом и социальном возрастах. Очевидно, что эти возрасты могут не соответствовать друг другу.

Физическое здоровье может быть описано в показателях биологического возраста. Биологический возраст - это понятие, отражающее функциональную зрелость организма и его составляющих. Критериями биологического возраста могут быть:

• морфологические критерии: скелетная зрелость (сроки осси-фикации скелета), зубная зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, телосложение), развитие первичных и вторичных половых признаков;

• функциональные критерии - показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата;

• биохимические критерии - ферментативные, гормональные и цитохимические показатели.

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Психически здоровый человек характеризуется возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Следует обратить внимание на то, что критерии психического здоровья основаны в первую очередь на жалобах человека на жизненные трудности.

Адаптированный человек - это человек, который может жить в современных ему условиях. С точки зрения психического здоровья адаптированный человек осознанно относится к функциям своего организма - пищеварительной, выделительной и другим, он способен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.

Социализация и на ее основе психическое здоровье оцениваются по следующим критериям:

• человек реагирует на другого человека как на равного себе;

• человек знает нормы отношений между людьми и придерживается их;

• человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация - это способность создавать и осознавать собственную неповторимость, индивидуальность. Способность признавать индивидуальность свою и других - один из важных признаков психического здоровья.

Главный признак духовно здорового человека состоит в том, что, воспринимая свою жизнь и жизнь других людей, он стремится к созданию новых ценностей.


К установленным клиническими наблюдениями характеристикам здоровых людей можно отнести характеристики, свойственные, по А. Маслоу, всем самоактуализирующимся людям (см. Приложение 1.3).

При изучении показателей здоровья того или иного человека недостаточно ориентироваться только на научные данные. У любого человека на уровне житейской психологии есть свои представления о норме, которые основаны как на научных, так и на обиходных, житейских знаниях о здоровье. Эти знания определяют содержание внутренней картины здоровья (ВКЗ). Представления человека о здоровье определяют и действия по отношению к нему.

Что нормально или ненормально для определенного возраста? Как можно себя чувствовать в определенном возрасте? Какой образ жизни вести? В какие отношения можно вступать? Что должно делать в соответствии с возрастом? Следовательно, ВКЗ можно определить как целостное представление человека о его жизни.

Чтобы выжить в сегодняшнем мире и сохранить человеческий облик, надо очень точно знать законы своей жизни и ориентироваться на них. Эти знания позволяют выстраивать мотивацию собственной жизни. Отсутствие мотивации и в том числе отсутствие мотивации к здоровому образу жизни - настоящая трагедия современного человека.

23.3. ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Основной принцип обучения здоровому образу жизни основан на том, что человек должен работать. Труд есть биологическая необходимость. И мышцы, и мозг деградируют, если не используются постоянно. Известно, что трудотерапия - один из самых продуктивных способов лечения многих психических заболеваний, а постоянные упражнения мышц поддерживают бодрость и жизненный тонус. Сейчас не принято назначать длительный постельный режим даже после операции, т.к. известно, что движение - лучший способ лечения. Недостаточная нагрузка, по мнению Г. Селье (H. Selye), угрожает скукой и становится опасной. Именно скука является источником дистресса, который разрушает ум человека, делая его праздным, а тело - ленивым. Чаще люди страдают не от того, что они чего-то не имеют, а от того, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Они находят тысячи причин для бездеятельности, переживая дистресс скуки.

Г. Селье писал, что лучший способ избежать дистресса состоит в том, чтобы найти себе такое окружение, друзей, руководителя, которые соответствуют предпочтениям человека, найти любимую работу. Выбирать работу нужно осознанно, не полагаясь на волю судьбы.


Основная черта человека, реализующего свою внутреннюю картину здоровья, состоит в том, что он стремится совершенствовать себя и свое окружение. Если этого не происходит, то он живет как бы против своей природы.

Понятие о внутренней картине здоровья непосредственно связано у человека с представлениями о цели и ценности собственной жизни, о возможности следования этой цели. Э. Чарлтон (А. Charlton), руководитель исследовательской группы по обучению здоровому образу жизни Манчестерского университета

(Великобритания), описывает следующие модели обучения здоровому образу жизни:

• Медицинская модель. Она основана на информировании людей и предполагает, что если человек знает об отрицательном влиянии некоего поведения на здоровье, то он воздерживается от этого поведения. И наоборот. На практике эта модель работает плохо.

• Образовательная модель. Суть модели - оказание влияния на поведение человека в отношении его здоровья, формирование у него более стабильной внутренней картины здоровья и новых возможностей ее осуществления.

• Радикально-политическая модель. Нацелена на изменение внешней окружающей среды таким образом, чтобы она содействовала принятию решений, направленных на укрепление здоровья. Это законодательные акты, субсидии, способствующие созданию благоприятной среды обитания.

• Модель самоусиления. Эта модель объединяет радикально-политическую модель с достоверной медицинской информацией.

Приведенные модели показывают, что обучение здоровому образу жизни - это не простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Поэтому сестринскому персоналу нужно быть готовым к тому, что каждый человек хочет быть здоров «по-своему».

Выводы

• Толкования понятия «здоровье» многообразны и неоднозначны. В данной работе здоровье рассматривается как динамический, субъективно и объективно определяемый процесс, находящийся под влиянием факторов окружающей среды и позволяющий человеку гармонично развиваться во всех направлениях, гармонично удовлетворять свои потребности.

• Отношение к здоровью формируется окружающей средой.

• Очень важно целенаправленно формировать взгляды сестринского персонала на здоровье как на позитивную концепцию, на источник повседневной жизни, а не цель существования.

• В области политики здравоохранения необходимо сместить акценты с проблемы «как прекратить наносить вред здоровью» на проблему «что помогает нам быть здоровыми». Пока, к сожалению, в нашей стране службы, занимающиеся лечением, продолжают занимать приоритетные позиции по сравнению со службами, ориентированными на укрепление позитивного здоровья.