Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2088

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нашей стране широко используются функциональные пробы, которые позволяют исследовать психическую деятельность в специальных нагрузочных условиях. Наиболее известны методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, выделения существенных признаков и т.д. Широкое применение получили и тестовые методики.

Проведение исследования с использованием экспериментально-психологических методик включает три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения. В каждом случае для сбора данных исследователь использует несколько методик (обычно 8-9). Методики применяются с учетом возрастающей сложности - от простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики.

22.2. СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Одним из разделов медицинской психологии в отечественной науке принято считать клиническую психологию, которая, как уже говорилось выше, включает патопсихологию, соматопсихологию и нейропсихологию (см. рис. 22-1).



Рис. 22-1. Структура медицинской психологии

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. К наиболее изученным вопросам патопсихологии относятся вопросы нарушения сознания. Патопсихология изучает также нарушения личности, восприятия, памяти и мышления.

Понятие «соматопсихика» было введено в 20-х гг. XIX в. как противоположное и в то же время дополняющее понятие «психосоматика». В настоящее время термин «соматопсихический» используется редко. Однако совокупность этих двух начал точно передает характер соотношения психического и телесного в конкретном проявлении.

Современные ученые определяют соматопсихологию как дисциплину, которая изучает психологические факторы, сопровождающие серьезные физические нарушения (например, слепоту, дефекты лица и т.д.) и серьезные болезни (онкологические, сердечно-сосудистые). К. Ясперс гораздо шире описывал факты, которые относятся к области соматопсихологии.

Общие основные психосоматические факторы: соматические ощущения, перманентные сопровождающие соматические явления
, сон, гипноз. Они наблюдаются или могут быть вызваны у любого человека.

Соматические болезни, зависящие от психической сферы: одни болезни обязаны своим возникновением этой сфере, тогда как другие носят чисто соматический характер, но в своем течении могут зависеть от того, что происходит в душе.

Соматические проявления при психозах. Не поддаются объяснению в терминах известных органических болезней, хотя и бывают похожи на них. Возможно, мы имеем дело с симптомами неизвестных пока органических заболеваний, следствием которых бывают соответствующие психозы, но возможно также, что речь идет о взаимоотношениях совершенно иного порядка.

Нейропсихология - это дисциплина, которая изучает мозговую организацию психической деятельности человека и ее нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии (зрительные, тактильные, слуховые); апраксии, афазии, амнезии. Нейропсихология изучает также нарушения внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.

Психогигиена - часть общей гигиены. В рамках этого направления разрабатываются мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья. Психогигиена подразделяется на возрастную (психогигиена детства, психогигиена подросткового,

пожилого, старческого возрастов); психогигиену производственного и умственного труда; психогигиену быта; психогигиену семьи и половой жизни; психогигиену пациента и т.д. Для решения психогигиенических проблем все чаще используются методы психотерапии: аутогенная тренировка, групповая психотерапия и т.д.

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой - устранение факторов, отрицательно влияющих на психику человека, и использование влияющих положительно.

Психическая реабилитация - система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний больных и инвалидов, а также людей, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д.

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного (наиболее распространенное в русскоязычной литературе определение).

Психология посттравматического стресса, психология инвалидности и психология здоровья относятся к сравнительно новым направлениям медицинской психологии.



Выводы

• Предмет медицинской психологии в настоящее время четко не определен.

• В данном пособии медицинская психология рассматривается как дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

• К основным проблемам медицинской психологии относят влияние психосоматических и соматопсихических факторов на человека; особенности взаимодействия пациента с окружающей средой (с персоналом ЛПУ, родственниками, другими пациентами и т.д.); нарушения психики при различных заболеваниях.

• Методы исследования в медицинской психологии - наблюдение, беседа и экспериментально-психологический метод.

• Проведение обследования пациента с использованием экспериментально-психологических методик включает три этапа: сбор данных, их обработку и интерпретацию, вынесение диагностического и прогностического заключения.

• Основные направления медицинской психологии: клиническая психология, включающая патопсихологию, соматопсихологию и нейропсихологию; психогигиена, психопрофилактика, психическая реабилитация, психотерапия, психофармакология, психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психология здоровья.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Дайте определение медицинской психологии.

• Каковы основные проблемы медицинской психологии?

• Охарактеризуйте методы исследования в медицинской психологии.

• Что такое функциональные пробы? В каких разделах психологии вы встречались с этим понятием?

• Дайте характеристику этапов медико-психологического обследования.

• Какие направления объединяет клиническая психология?

• Что общего и различного между психогигиеной и психопрофилактикой? Какие разделы включены в психогигиену?

• Каковы основные направления психической реабилитации? Кто в большей степени в ней нуждается?

• Может ли сестринский персонал заниматься психотерапией?

Заполнить пробелы

1. Цель _ - устранение факторов, отрицательно влияющих

на психику человека.

2. Функциональные пробы проводят в специальных__условиях.

3. _ - система лечебного воздействия на психику и через

психику на организм больного.

4. К методам исследования в медицинской психологии можно отнести наблюдение, экспериментально-психологический метод и_.

5. При проведении исследования экспериментально-психологические методики обычно используются с учетом_сложности.


Верно или неверно

1. Клиническая психология включает такие разделы, как патопсихология и нейропсихология.

2. Методы психотерапии используются для сохранения и укрепления психического здоровья.

3. Афазии бывают зрительные, тактильные, слуховые.

Выбрать правильный ответ

1. Апраксия - это

а) отсутствие чувствительности;

б) неспособность ощущать жажду;

в) нарушения произвольных целенаправленных движений и действий;

г) неспособность выполнять простые арифметические операции.

2. Афазия - это

а) неспособность или полное нежелание сидеть;

б) расстройство речи, возникающее при локальных поражениях коры;

в) частичная или полная потеря памяти;

г) потеря музыкальной способности.

3. Агнозия - это

а) нарушение процесса узнавания;

б) частичная или полная потеря способности писать;

в) неспособность ходить;

г) неспособность забывать.

4. Амнезия - это

а) потеря вкусовой чувствительности;

б) потеря способности наслаждаться;

в) отсутствие аппетита;

г) нарушение памяти, вызванное различными локальными поражениями мозга.

Найти соответствие




Учебные задания

Пользуясь словарями, найдите определения понятий, которые даны в задании «Выбрать правильный ответ».

Побеседуйте с пациентом вашего базового ЛПУ о том, какие факторы окружающей среды способствовали его выздоровлению, а какие мешали.

Ответы

Заполнить пробелы

1. психопрофилактики; 2. нагрузочных; 3. психотерапия; 4. беседу; 5. возрастающей.

Верно или неверно

1-В. 2-В. 3-Н. Выбрать правильный ответ

1. в; 2. б; 3. а; 4. г.

Найти соответствие

1. 1-в; 2-а; 3-б.

Глава 23. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ ЗДОРОВЬЯ

Основные понятия: здоровье, составляющие здоровья, физическое здоровье, психическое здоровье, духовное здоровье, биологический возраст, индивидуализация, внутренняя картина здоровья, модели обучения здоровому образу жизни.

23.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

Философия сестринского дела России определяет здоровье как «состояние динамического равновесия между человеком и окружающей средой». Проведенный нами анализ философий учебных заведений додипломного и последипломного образования и ЛПУ за рубежом (США, Канада, Япония) показал, что это понятие далеко не однозначно в своих толкованиях. В рассматриваемых источниках здоровье и его составляющие определяются следующим образом.

• Здоровье - как одна из точек континуума «состояние оптимального благополучия- болезнь», динамическое многомерное состояние, изменяющееся состояние, динамический процесс, состояние полного благополучия, нездоровья и болезни (дисфункции), непрерывно развивающийся и изменяющийся процесс.

• Состояние оптимального благополучия как «состояние функциональной и структурной целостности», «состояние оптимальной устойчивости системы как результат нормального функционирования иммунитета», «оптимальный уровень функционирования, отражающий качественное удовлетворение потребностей в благосостоянии и самоактуализации».

• Некоторые концепции дают определение болезни как невозможности осуществления ухода за самим собой при удовлетворении потребностей. Человек может одновременно находиться в состоянии здоровья и болезни. Болезнь может способствовать развитию человека.

• Здоровье как «оптимальный уровень функционирования индивидуумов, семейств и общин», как «гармония психики, тела, духа и окружающей среды», как «цельность и целостность биологического функционирования и биопсихосоциокультурного и духовного развития», как «состояние, позволяющее людям достигать оптимального уровня жизнедеятельности», «относительное понятие, рассматриваемое как с точки зрения развития, так и с точки зрения влияния окружающей среды», «структурная и функциональная целостность как результат воздействия внешних и внутренних факторов», «единство человека и окружающей среды», «состояние, позволяющее человеку исполнять свои социальные роли».