Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2764
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Можно выделить три составляющие здоровья: физическую (телесную), психическую и духовную.
• Физическое здоровье - это функциональная зрелость организма и его составляющих. Его можно описать с помощью морфологических, функциональных и биохимических показателей.
• Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Критерии психического здоровья в первую очередь основаны на жалобах самого человека на жизненные трудности и характеризуются его возможностями адаптации, социализации и индивидуализации.
• Духовно здоровый человек - это человек, который стремится к созданию ценностей в окружающем мире.
• К характеристикам здоровых людей можно отнести характеристики самоактуализирующихся личностей (по А. Маслоу).
• Представления человека о здоровье определяют его действия по отношению к здоровью. У каждого человека существует своя внутренняя картина здоровья как целостное представление человека о его жизни.
• Исследования показывают, что обучение здоровому образу жизни - сложный процесс. Существуют различные модели обучения: медицинская, образовательная, радикально-политическая, модель самоусиления.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Что такое негативная и позитивная концепции здоровья?
• Какие взгляды на здоровье и болезнь в основном распространены в России?
• Почему здоровье определяется через показатели заболеваемости и уровень смертности?
• Дайте характеристики составляющим здоровья.
• В соответствии с Приказом Минздрава РФ № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» от 09.081997, в частности, медсестринский персонал должен иметь способности к обучению пациентов здоровому образу жизни. Какие модели обучения она может использовать?
• Почему могут возникнуть трудности при обучении человека здоровому образу жизни?
Заполнить пробелы
1. Представления человека о здоровье определяют его _ по
отношению к здоровью.
2. ВКЗ можно рассматривать как целостное представление человека о его_.
3. Можно говорить о_,_и_возрастах человека.
4. У современного человека часто отсутствует_к здоровому
образу жизни.
5. Медицинская модель обучения здоровому образу жизни основана на_людей.
6. Один из лучших способов лечения -_.
7. Критерии психического здоровья в первую очередь основаны на___.
8. При распределении ресурсов следует отдавать приоритет службам, ориентированным на здоровья, а не на_.
Верно или неверно
1. Сейчас не принято назначать длительный постельный режим даже после операции.
2. Один из критериев биологического возраста - возможность адаптации к окружающей среде.
3. Человек может иметь отменное физическое здоровье, но быть болен психически и духовно.
4. Можно оценить как здоровье индивида, так и здоровье группы.
Выбрать правильный ответ
1. Социализация - это:
а) понятие, отражающее степень адаптации человека к окружающей среде;
б) процесс становления личности человека;
в) понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам;
г) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.
2. Здоровье - это:
а) состояние динамического равновесия между человеком и окружающей средой;
б) оптимальный уровень функционирования индивидуумов, семейств и общин;
в) состояние, позволяющее людям достигать оптимального уровня жизнедеятельности;
г) состояние, позволяющее человеку гармонично развиваться во всех направлениях;
д) все ответы верны. 3. Рефлексия - это:
а) процесс познания человеком своих внутренних психических свойств, состояний, процессов;
б) способность одновременного успешного выполнения двух или более различных видов деятельности;
в) способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе;
г) способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.
Учебные задания
• Что для вас значит быть здоровым? Сравните свои ответы с ответами других студентов.
• Перечислите, что входит в ваше понимание здорового образа жизни.
• Приведите примеры явлений (в стране, вашем городе, микрорайоне, учебном заведении, группе), оказывающих положительное и отрицательное влияние на создание среды, способствующей здоровому образу жизни.
• Подумайте, что может помогать и мешать деятельности медсестринского персонала по обучению пациентов здоровому образу жизни?
• Проанализируйте свои вредные привычки. Что вам мешает избавиться от них?
• Вспомните характеристики самоактуализирующихся личностей, по А. Маслоу. Какие из них есть у вас? Чтобы вы хотели развить у себя в первую очередь?
Ответы
Заполнить пробелы
1. действия; 2. жизни; 3. биологическом, психологическом и социальном; 4. мотивация; 5. информировании; 6. движение; 7. жалобах самого человека; 8. укрепление, лечение.
Верно или неверно
1-В. 2-Н. 3-В. 4-В.
Выбрать правильный ответ
1. б; 2. д; 3. в.
Глава 24. ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПСИХИКУ
Основные понятия: ВКБ, структура ВКБ, пре-морбид, депрессивные состояния, гипотимия, личностные новообразования, ипохондрия.
24.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ
Внутренняя картина болезни (ВКБ) - это осознанное целостное представление больного о своем заболевании, психологическая оценка субъективных проявлений болезни.
В структуре ВКБ принято различать несколько уровней:
• чувственный или сенситивный - комплекс субъективных болезненных ощущений;
• эмоциональный - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;
• интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания;
• мотивационный - отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья.
Определение уровней ВКБ условно. В качестве методов исследования ВКБ могут служить беседы с больным, анкеты, опросники, интервью и т.д.
Рассмотрим сущность и деонтологическую значимость каждого уровня ВКБ с точки зрения их важности в диагностике, лечении, уходе, общении с больными.
Чувственный уровень отражает весь комплекс ощущений больного, вызванных болезнью. Это могут быть боль, зуд, тошнота, головокружение и многие другие ощущения. Субъективные ощущения пациента носят динамический характер, они то снижаются, то набирают новую силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и т.д. Следует учитывать способности больных детально рассказывать о своих болезненных ощущениях. Из практики врачевания известно, что подробный анамнез является залогом правильной диагностики болезни. Беседуя с больным, следует быть максимально внимательным к его рассказу, проявляя терпение и выдержку. Недопустимы спешка, прерывание рассказа больного, повышенный тон и повелительный голос. Следует помнить, что пациент ожидает не только внимания, но и безотлагательной конкретной помощи. Облегчить страдания можно не только с помощью лекарств или медицинских манипуляций, но и рациональной психотерапией. Доброе слово, успокаивающая беседа, вселяющая надежду на благоприятный исход болезни, уверенные действия медицинского работника приносят неоценимую пользу. Прав был В.М. Бехтерев, который подчеркивал, что если после беседы с врачом больному не стало легче, то это - не врач.
Эмоциональный уровень, отражающий переживание больным своего заболевания, связан с чувственным уровнем. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера ее субъективных проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций (радости, восторга, удовлетворения и т.д.). Болезни сопутствуют отрицательные эмоции: плохое настроение, грусть, тоска, печальные мысли из-за проблем, связанных с госпитализацией и т.д.
Эмоциональное состояние больного носит, как правило, динамичный характер. По мере стихания острых проявлений болезни на смену отрицательным эмоциям приходят положительные, пациент успокаивается, у него улучшается настроение, он радуется предстоящему выздоровлению. Положительные эмоции могут возникнуть и в случаях, когда пациент узнает о меньшей опасности заболевания, например, врач устанавливает диагноз излечиваемой болезни вместо предполагавшегося СПИДа и т.д. Сестринский персонал должен чутко и внимательно относиться к любым переживаниям больного, не оставаясь безучастным к его жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, по возможности нейтрализовывать отрицательные эмоции. Следует использовать свой опыт психотерапии, чтобы поднять настроение больного, успокоить, вселить надежду на благоприятный исход заболевания. Учитывая динамичность эмоциональных переживаний больного, не следует ограничиваться впечатлениями от первых встреч с ним.
Интеллектуальный уровень включает представление пациента о своей болезни, основные знания о ее причинах, сущности, тяжести, течении и возможных последствиях. Естественно, что этот уровень зависит от общего культурного развития пациента и его интеллекта. Известно, что за последние десятилетия культурный и интеллектуальный уровень наших пациентов вырос.
Справедливо будет отметить существенные различия в отношении к своему заболеванию некоторых больных. В частности, люди, страдающие хроническими заболеваниями и часто обращающиеся за помощью в различные медицинские учреждения, о своем заболевании знают, как правило, много. Эти сведения они черпают из бесед с медицинскими работниками, из популярной и специальной медицинской литературы, СМИ и т.д. Такие пациенты охотно вступают в беседу, высказывают свое отношение (согласие и несогласие) к проводимым обследованию и лечению. Естественно, что медицинскому работнику любого уровня следует грамотно использовать знания больного о своем заболевании, в пределах разумного пользоваться опытом лечения, приобретенным пациентом, строить взаимоотношения на принципах партнерства, не отвергать категорические просьбы и сведения, которыми располагает пациент.
У больных с острыми хирургическими, терапевтическими, инфекционными и другими заболеваниями, как правило, интеллектуальный уровень ВКБ значительно ниже. О своем остром, внезапно возникшем заболевании или травме они знают очень мало, и эти знания носят весьма поверхностный характер. Задача сестринского персонала сводится к тому, чтобы в пределах своей компетенции и с учетом состояния пациента восполнить дефицит знаний о болезни, объяснить сущность заболевания, предстоящую тактику обследования и лечения. Естественно, все это выполняется после обсуждения этих вопросов с врачом. Другими словами, необходимо привлечь больного к совместной борьбе с болезнью, убедить его в необходимости соблюдения рационального лечебного режима, нацелить его на выздоровление. Тут важно заручиться доверием пациента, что в известной мере станет залогом взаимопонимания на весь период лечения.
Мотивационный уровень играет важнейшую роль в формировании ВКБ. Это, в свою очередь, ставит определенные деонтологические задачи перед медицинским работником, который должен помочь больному в выборе путей борьбы с болезнью. Уместно вспомнить сирийского врача Абуль Фараджа, жившего в XIII в., который, обращаясь к больному, говорил: «Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один - вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость врача показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбор путей борьбы с ней и умения медицинских работников привлечь пациента на свою сторону.
ВКБ есть отражение ВКЗ. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Поэтому, уже будучи больным, человек должен заботиться о себе сам, продолжать заниматься какой-нибудь деятельностью, не имеющей отношения к болезни. Нужно уметь помогать пациенту. Поддержка не должна превращать человека в беспомощного ребенка.
Огромное значение имеет тот факт, считает ли вообще человек себя больным. К. Ясперс по этому поводу замечает: то, что в целом могло бы считаться болезнью, меньше зависит от мнения врача, чем от суждения пациента и от господствующей в данной культуре установок. Болезнь, по Ясперсу, - это понятие общественное, а не научное. Это означает, что нет общепринятого понятия и четкого ограничения болезни, которые можно дать совершенно объективно.