Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2752

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
духовным - возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу людьми, с представителями своих конфессий и т.д.

27.4. ПОНЯТИЕ О ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ

Нельзя представить себе сохранение и укрепление психического здоровья без предупреждения возникновения психических заболеваний, без психопрофилактики. Поэтому границы между психогигиеной и психопрофилактикой довольно условны. Одни ученые считают психопофилактику областью психиатрии, другие - разделом общей профилактики.

В данном пособии психопрофилактикой мы будем называть дисциплину, которая разрабатывает и внедряет меры по предупреждению психических расстройств, способствует реабилитации психических больных. С мнением Г. Абрамовой о том, что психопрофилактические меры должны быть направлены не только на психические расстройства, но и на личностные и профессиональные деформации медработников, нельзя не согласиться. Но, как говорилось выше, российское здравоохранение в данный момент ориентировано скорее на лечение, чем на профилактику заболеваний. Вероятно, это связано с тем, что излечение от болезней

1 Сравните с этическими принципами «не навреди» и «делай добро».

представляется более результативным, чем попытки сохранить и укрепить здоровье. Нежелание прислушиваться к психопрофилактическим рекомендациям, как правило, связано с нежеланием прилагать усилия к изменению уже сложившихся паттернов поведения. И если профилактические мероприятия по предупреждению физических заболеваний все-таки осуществляются (например, вакцинация, диспансеризация), то к вопросам психопрофилактики основная часть населения относится равнодушно. Парадокс заключается в том, что и медработники, в том числе и врачи-психиатры, демонстрируют равнодушие к своему психическому здоровью.

27.5. ВИДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств. Здесь особо значима психогигиена: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. Очень важное значение имеет определение групп риска - лиц с повышенной угрозой заболевания (подростки, люди с наследственными заболеваниями, с риском профессиональных заболеваний и т.д.). Сюда же относится психогигиена семьи и беременных женщин.


Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на профилактику хронизации заболеваний, уменьшение их патологических проявлений, раннюю диагностику. Здесь ведущую роль играет фармако- и психотерапия.

Третичная профилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболеваний, их рецидивов и трудностей с последующим трудоустройством больного. Здесь основное значение приобретает социальная реабилитация.

27.6. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

В комплексе психопрофилактических мер следует учитывать как факторы окружающей среды, так и особенности самого человека.

Для решения вопросов психогигиены и психопрофилактики необходимо совершенствовать структуру специальных учреждений: семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и других учреждениях, кабинеты психологической и физиологической разгрузки, психотерапевтические кабинеты, кабинеты социально-

психологической помощи, телефоны доверия, лечебно-производственные и трудовые мастерские, кабинеты профотбора и профориентации и т.д.

Первый кабинет социально-психологической помощи был открыт в Москве в 1975 г. Основная задача таких кабинетов - первичная и вторичная профилактика суицида у лиц, находящихся в состоянии кризиса.

Первоначально телефоны доверия тоже организовывались как центры предупреждения суицидов. Первая линия доверия возникла в Лондоне в 1953 г. В настоящее время по телефонам доверия оказывают «кризисные услуги» и помогают справиться с проблемами, связанными с семейной жизнью (в последнее время участились звонки от жен «новых русских»), с адаптацией к новым условиям, с беременностью, абортами, школьными конфликтами и т.д.

Эти услуги можно определить как неотложную психопрофилактическую помощь.

Выводы

• Психогигиена - дисциплина, в рамках которой разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Основная цель психогигиены - изучение влияния факторов окружающей среды на психическое здоровье человека и их дальнейшее усиление, уменьшение или устранение.

• На психическое и физическое здоровье медперсонала влияют удовлетворенность работой, условия труда, микроклимат в коллективе.

• Психогигиенические мероприятия по предупреждению нарушений психического здоровья пациента должны учитывать все факторы окружающей среды пациента: физические, психические, социальные, духовные.



• Психопрофилактика - дисциплина, которая разрабатывает и внедряет меры по предупреждению психических расстройств, способствует реабилитации психических больных. Психопрофилактика должна быть направлена на предупреждение профессиональной и личностной деформации медработников.

• Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

• В комплексе психопрофилактических мер следует учитывать как факторы окружающей среды, так и особенности самого человека.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Каковы основные цели психогигиены и психопрофилактики?

• Какие факторы окружающей среды негативно отражаются на психическом здоровье?

• Перечислите основные разделы психогигиены.

• Какие условия необходимо создать для сохранения физического и душевного здоровья медработников?

• Дайте характеристику факторам окружающей среды, влияющим на психическое здоровье пациента.

• С чем связано нежелание большинства населения нашей страны следовать психопрофилактическим рекомендациям?

• На кого направлены различные виды психопрофилактики?

• Вспомните о путях выхода сестринского персонала из стрессовых ситуаций и мерах профилактики профессионального выгорания.

• Какие специальные психопрофилактические учреждения и службы вы знаете?

• Что такое неотложная психопрофилактическая помощь?

Заполнить пробелы

1. Распределение_между всеми членами коллектива способствует сохранению психического здоровья.

2. Телефоны доверия - это пример _ психопрофилактической помощи.

3. Границы между психогигиеной и психопрофилактикой довольно_.

4. На душевное состояние больного оказывают влияние _,

_,_,_факторы окружающей среды.

5. Российское здравоохранение в данный момент скорее направлено на_, чем на_.

Верно или неверно

1. Злоупотребление лекарственными средствами отрицательно влияет на психическое здоровье.

2. К вопросам психопрофилактики основная часть населения относится равнодушно.

3. Цвет одежды медперсонала не оказывает влияния на психическое здоровье пациента.

4. Медработники больше заботятся о своем психическом здоровье, чем основная часть нашего населения.

5. Вторичная психопрофилактика направлена на социальную реабилитацию инвалидов.

Выбрать правильный ответ

1. Психогигиена - это

а) система лечебного воздействия на психику и через психику на организм пациента;

б) метод лечения психических и соматических процессов в их взаимосвязи;


в) дисциплина, в рамках которой разрабатываются и внедряются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;

г) дисциплина, которая разрабатывает и внедряет меры по предупреждению психических расстройств.

2. Психопрофилактика - это

а) система лечебного воздействия на психику и через психику на организм пациента;

б) метод лечения психических и соматических процессов в их взаимосвязи;

в) дисциплина, в рамках которой разрабатываются и внедряются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;

г) дисциплина, которая разрабатывает и внедряет меры по предупреждению психических расстройств.

3. Первичная психопрофилактика - это

а) борьба с патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими нарушения психики;

б) фармакотерапия;

в) профилактика рецидивов заболеваний;

г) профилактика хронизации заболеваний.

4. Вторичная психопрофилактика - это

а) психогигиена беременных;

б) определение групп риска;

в) ранняя диагностика;

г) социальная реабилитация.

5. Третичная психопрофилактика - это а) профилактика хронизации;

б) предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний;

в) борьба с инфекциями, вызывающими нарушения психики;

г) психогигиена семьи.

Учебные задания

Узнайте, какие специальные психопрофилактические учреждения и службы есть в вашем городе (районе). Проведите опрос и выясните, насколько информированы об этих службах жители вашего населенного пункта, пациенты вашей клинической базы, студенты вашего учебного заведения. Интерпретируйте полученные результаты.

Подумайте, каким образом профориентационная работа способствует профилактике психических расстройств.

Опишите, какие психопрофилактические меры используются в вашей семье.

Ответы

Заполнить пробелы

1. ответственности; 2. неотложной; 3. условны; 4. физические, психические, социальные, духовные; 5. лечение, профилактику.

Верно или неверно

1-В. 2-В. 3-Н. 4-Н. 5-Н.

Выбрать правильный ответ

1. в; 2. г; 3. а; 4. в; 5. б.

Глава 28. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УХОД ЗА УМИРАЮЩИМИ

Основные понятия: стадии приспособления к мысли о смерти; фрустрация; формы поддержки персонала.

Психиатр Чикагского университета Э. Кюблер-Росс (Е. Kubler-Ross) одна из первых предприняла попытку провести систематическое изучение процесса умирания и смерти. В своей книге «On Death and Dying» («О смерти и умирании») она подчеркнула важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. Это может помочь снизить страх смерти и морально поддержать умирающих и их близких родственников.


Это очень важно и для медицинских работников, потому что именно страх собственной смерти становится серьезным препятствием в работе с умирающими и основным сдерживающим фактором в деле оказания им эффективной помощи.

28.1. УМИРАНИЕ

Э. Кюблер-Росс выделила пять стадий в процессе приспособления к мысли о смерти: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие смерти (это можно отнести к людям, получившим известие о неблагоприятном прогнозе или трагедии, случившейся с их близкими).

Время, которое нужно каждому человеку для осмысления того, что с ним происходит, сугубо индивидуально. Причем часто человек может как переходить от одной стадии к следующей, так и возвращаться к уже пройденной стадии.

1. Отрицание. Возникающий при получении известия шок приводит к реакции отрицания: «Этого не может быть!» Это самая обычная и нормальная реакция человека на подобное известие. Длительность стадии зависит от самого человека и от его окружающих. Реакция отрицания помогает воспринимать случившееся постепенно. Но если она становится навязчивой, длится долго, у пациента могут возникать определенные проблемы. Он может отрицать лечение, будущее, окружающих. Все попытки утешения отвергаются. У некоторых пациентов реакция отрицания сохраняется до последней минуты жизни, сопровождаясь неоправданным оптимизмом. Других, наоборот, приводит к тяжелому оцепенению, к развитию депрессивных состояний, к суицидальным попыткам.

2. Вторая стадия - реакция злости, гнева, направленная как на себя: «Почему именно я?», так и на того, кто якобы несет ответственность за случившееся. Это может быть семья, обслуживающий персонал, государство и т.д. Раздражение пациента может проявляться в постоянных жалобах на качество ухода, на семью и близких. Раздражение может быть вызвано чувством зависти к окружающим: «Я умираю, а они - остаются... »

3. Затем начинается стадия торга: больной вступает в переговоры за продление собственной жизни, обещая быть послушным пациентом или послушным верующим. Он может обещать самому себе изменить свою жизнь.

4. Когда ничего «выторговать» не удается, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. Он реально ощущает близость потери, грусть в связи с прошлыми потерями, обиду по поводу нереализованных планов. Он часто плачет, отчужден, теряет интерес к окружающим и к себе.

5. Последний этап - принятие потери, в котором человек ждет конца и часто желает уснуть навсегда.

Не все люди проживают через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. Одни продолжают испытывать гнев и депрессию до самой смерти, в то время как другие приветствуют смерть как избавление от боли или одиночества.