Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2612

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для удовлетворения каких потребностей, с точки зрения К. Ясперса, человек может решить заболеть?

Согласны ли вы с Л. Хей, которая считает, что все люди без исключения несут 100 % ответственность за то, что с ними происходит?

Ответы

Заполнить пробелы

1. обратимый; 2. ключевая фигура; 3. интегративных; 4. несчастьям; 5. кровообращения; 6. конфликтов; 7. безоценочное.

Верно или неверно

1-Н. 2-В. 3-Н. 4-Н. 5-В. Выбрать правильный ответ

1. б; 2. д.

Глава 26. СЕМЕЙНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ

В мае 1998 г. Всемирная организация здравоохранения приняла новую программу «Здоровье для всех в ХХ столетии», определившую важнейшие приоритеты здравоохранения на первые два десятилетия XXI в. В этой программе здоровье определяется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития.

На основе этой программы Европейское бюро ВОЗ определило свою региональную политику «Здоровье-21», которая базируется на трех фундаментальных ценностях:

• здоровье - это основополагающее право каждого человека;

• справедливость в отношении здоровья и солидарность в действиях, как между странами, так и в каждой стране;

• ответственность отдельных лиц, групп населения и организаций за непрерывное развитие здравоохранения, а также их участие в этом процессе.

Особое место в политике «Здоровье-21» отводится укреплению семьи.

26.1. СЕМЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Семья рассматривается как важнейшая ячейка общества, в рамках которой медицинские работ-

ники смогут решать не только соматические проблемы пациентов, но и учитывать психологические и социальные факторы, определяющие состояние здоровья пациентов и качество их жизни.

Действительно, семья в процессе своей жизнедеятельности формирует здоровье своих членов, начиная от здорового зачатия как здорового начала жизни. В семье одобряется или отвергается стиль жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья. В семье воспитывают детей, передавая привычки и отношение к здоровью и болезням, а дети, в свою очередь, несут полученный опыт в собственные семьи. И уже сейчас можно задуматься: моя будущая семья будет такой же, как моя теперешняя, или моя будущая семья будет какой угодно, но только не такой, как теперешняя.

Исследования выявили прямую связь между кратностью заболеваний родителей и детей. Заболеваемость детей выше в неполных семьях. На здоровье детей самым пагубным образом влияют вредные привычки родителей. Достоверно установлена связь детской астмы с курением родителей, причем курение матери оказывает большее влияние, чем курение других членов семьи. Обнаружена прямая связь между курением родителей и наличием кашля у их никогда не куривших детей в возрасте 8-19 лет.


26.2. СЕМЬЯ И БОЛЕЗНЬ

По данным некоторых исследований, даже в стационаре до 26 % ошибок в диагностике можно отнести на счет незнания психологической среды пациента. Неблагоприятные условия проживания - скученность, потребление недоброкачественных воды и продуктов питания - способствуют возникновению и распространению «семейных» заболеваний. В развитии психосоматических заболеваний1 заметную роль играют семейные стрессы (например, затянувшийся семейный конфликт). Проблемы адаптации больных с инсультом, умственной отсталостью, повреждениями головного мозга, онкозаболеваниями, как правило, не удается решить без работы с семьей. Беременность, как известно, протекает намного благоприятнее при поддержке и одобрении семьи, т.е. очевидна необходимость семейного подхода к решению проблем со здоровьем каждого члена семьи, потому что при болезни одного человека страдает вся семья. Зарубежные исследования убедительно доказывают, что если тяжело заболел один из членов семьи, то его близкие тоже нуждаются в медицинской помощи.

1 См. главу 25.

Большинство семейных проблем - сексуальная неудовлетворенность, жестокость, супружеский конфликт, развод, воспитание детей - имеет медицинское выражение. Они могут проявляться в виде неспецифических жалоб на усталость, истощение, снижение работоспособности, раздражительность, бессонницу или специфических жалоб на боли в груди или животе, различные диспепсические расстройства, головные боли, гинекологические заболевания без органических нарушений.

Ожирение может быть следствием переедания в целях компенсации неудовлетворенности браком, алкоголизм - результатом конфликтных отношений с партнером, потеря полового влечения - следствием жестокого обращения. Известный детский врач Б. Спок (B. Spock) призывает родителей, у которых дети страдают излишней полнотой, задуматься об истинной причине их якобы повышенного аппетита. Он замечает, что часто так ведут себя дети, которым не хватает родительского внимания и ласки. Испытывая состояние неудовлетворенности, эти дети не могут его конкретизировать и тогда начинают много есть.

Необходимо обратить внимание на мать, часто и без причины приводящую ребенка к врачу. Возможно, она пытается с кем-то разделить свои заботы, т.к. отец не принимает участия в воспитании ребенка. Малыш с травмой неясной этиологии, с депрессией, страхами заставляет подозревать насилие над ним в семье. Так социально-семейные проблемы становятся медицинскими. Медик, хорошо знающий семью своего пациента, может обеспечить оптимальное лечение, а нередко и предотвратить болезнь. При отсутствии сотрудничества с семьей могут быть загублены самые лучшие планы лечения, что подтверждается многочисленными исследованиями.



Процесс активного сотрудничества семьи и органов здравоохранения все чаще заменяет традиционный подход, при котором врачи и медицинские сестры рассматриваются как эксперты, принимающие решения по поводу того, что хорошо и полезно для семьи и ее членов. Семьи стремятся к процессу взаимодействия. Осведомленность их как потребителей медицинских услуг позволяет им усилить контроль за организацией ухода. С другой стороны, активное участие в лечебно-профилактическом процессе повышает ответственность семьи и ее членов за свое здоровье.

Степень участия семьи в организации ухода может зависеть от ситуации или от проблемы, связанной со здоровьем. В ситуациях, когда возникают незначительные, но острые проблемы, сестринский персонал, как правило, сосредоточивается на пациенте.

Однако при хронических заболеваниях, опасных ситуациях или проблемах, связанных с образом жизни, медицинские работники должны привлекать к уходу за больным всю семью.

26.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ-21»

Международный совет медсестер (МСМ) называет следующие принципы, которыми должен руководствоваться медсестринский персонал при взаимодействии с семьей1:

• деятельность сестринского персонала должна быть направлена на всех членов семьи: и здоровых, и больных;

• сестринский персонал признает взаимосвязь между здоровьем человека и здоровьем семьи в целом; заботясь об отдельном члене семьи, медицинская сестра уделяет внимание всей семье;

• сестринский персонал организует уход за семьей с учетом ее прошлого, настоящего и будущего;

• сестринский персонал организует уход за семьей с учетом особенностей той культуры, в рамках которой проживала или проживает семья;

• сестринский персонал учитывает взаимоотношения, складывающиеся между членами семьи, и признает, что каждый член семьи в отдельности и семья в целом не всегда достигают состояния полного благополучия одновременно;

• сестринский персонал пытается расширить взаимоотношения между собой и семьей и между членами семьи;

• сестринский персонал осознает, что член семьи, заболевание которого имеет многочисленную симптоматику, может измениться через какое-то время, и, следовательно, медицинской сестре необходимо будет изменить фокус своих действий;

• сестринский персонал должен определять приоритетные проблемы семьи вместе с семьей.

Международный совет медсестер призывает всех медсестер либо индивидуально, либо через национальные ассоциации вносить вклад в формирование доброжелательного отношения к семье через:


• лоббирование с целью включения медсестер в ключевые политические советы и комитеты;

• информирование политиков и население о проблемах и перспективах, связанных с общественным здоровьем;

1 По материалам, подготовленным МСМ к Международному дню медицинских сестер-2002 «Забота о семьях».

• развитие стратегий для принятия соответствующих политических решений;

• формирование стратегических союзов с другими организациями;

• публичные выступления через СМИ;

• взаимодействие с другими сестринскими ассоциациями;

• подготовку более молодых медсестер (резерв будущих лидеров сестринского дела);

• конструктивные отношения с влиятельными людьми.

Учебное задание: «семейный апгар»

Оцените следующие высказывания по трехбалльной системе: 2 балла - почти всегда, 1 балл - иногда, 0 баллов - никогда.

Я уверен, что могу обратиться к своей семье, если меня что-то беспокоит.

Я удовлетворен тем, как моя семья обсуждает со мной пути решения стоящих перед нами проблем.

Я удовлетворен тем, как члены семьи выражают свои и отвечают на мои чувства.

Я удовлетворен тем, как моя семья поддерживает и одобряет мои желания сделать что-то новое.

Я удовлетворен тем, как я и моя семья вместе проводим досуг.

7-10 баллов - хорошо функционирующая семья;

4-6 баллов - дисфункция, требующая тактичного вмешательства;

0-3 балла - дисфункция, требующая немедленного вмешательства.

Глава 27. ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Основные понятия: психогигиена, психопрофилактика, первичная психопрофилактика, вторичная психопрофилактика, третичная психопрофилактика, учреждения и службы психопрофилактики.

27.1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОГИГИЕНЕ

Психогигиена - дисциплина, в рамках которой разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.

Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России возникновение психогигиены относят ко времени проходившего в 1887 г. первого съезда отечественных психиатров, на котором прозвучало обращение к врачам, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья и душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений основное место занимают изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятий по их устранению или уменьшению. К неблагоприятным факторам, воздействующим на психическое здоровье, можно отнести:


• все еще неправильное отношение к людям, страдающим психическими расстройствами;

• злоупотребление лекарственными средствами;

• напряженные условия работы;

• неблагоприятные экологические факторы и т.д.

Психогигиена призвана помочь человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого различные ресурсы или изменяя свое отношение к этим трудностям.

В психогигиене рассматривают несколько разделов:

• возрастную психогигиену (психогигиену детства, психогигиену подросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческого возрастов);

• психогигиену производственного и умственного труда1;

• психогигиену быта;

• психогигиену семьи и половой жизни;

• психогигиену больного человека и т.д.

27.2. ПСИХОГИГИЕНА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Профессия медицинской сестры несет в себе сильный психо-травмирующий потенциал. Выше уже говорилось о стрессорах и вызываемых ими стрессовых состояниях в профессиональной деятельности сестринского персонала, а также о путях выхода из стресса.

Г. Абрамова считает, что обеспечение следующих психогигиенических условий необходимо для сохранения физического и душевного здоровья медработников:

• удовлетворение содержанием и результатами своей деятельности;

• оптимальные условия труда (как правило, этого добиться тяжелее всего);

• возможность релаксации (сон, отдых в течение рабочего дня, индивидуальные способы расслабления и концентрации);

• распределение ответственности между всеми членами коллектива;

• комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются общей целью, доверием и взаимопомощью.

1 См. главу 11.7 «Препятствия на пути к профессионализму».

27.3. ПСИХОГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента играет важную роль при лечении и уходе. На душевное состояние больного оказывают влияние все факторы окружающей среды: и физические, и психические, и социальные, и духовные. Окружающая среда должна быть не просто безопасна, она должна способствовать достижению оптимального уровня жизнедеятельности человека1.

К физическим факторам окружающей среды, воздействующим на психику пациента, можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ (инфекционная безопасность, температура воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещенность, цвет стен, белья, мебели, одежды персонала и пациентов, питание и т.д.). В числе психических факторов - психологический микроклимат самого лечебного отделения (стиль отношений между медработниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами или с близкими людьми. К социальным факторам относятся различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.; к