Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2749
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таков в общих чертах педагогический труд медицинской сестры, который в совокупности со всеми другими его видами (управленческим, исследовательским, по уходу) формирует у населения отношение к здоровью, к медицине в целом и к медицинским работникам в частности.
2.5. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПАЦИЕНТОВ
Широкую известность получили модели , разработанные американским врачом Р. Вич (Veatct R.): инженерная, патерналистская, коллегиальная и контрактная. Позже к ним добавилась договорная модель, предложенная Вичем и развитая Уильямом Мэем (May W.)
Инженерная модель характеризуется тем, что врач или медицинская сестра сводят свою роль к тому, чтобы выявлять и восстанавливать какие-то функции, устранять «поломки» в организме пациента. Клиническое суждение доминирует над моральным выбором. Межличностный аспект взаимоотношений медицинского персонала и пациентов здесь полностью или почти полностью игнорируется. Эта модель может превалировать в кабинетах (отделениях) рентгенологического обследования, функциональной диагностики, в работе с больными в бессознательном состоянии в реанимационных отделениях.
Патерналистская1 модель характеризуется тем, что медицинский персонал относится к пациентам подобно тому, как родители относятся к своим детям, причем без уважения автономии личности. То есть врач или медицинская сестра сами определяют, в чем
1 От лат. раter - отец.
заключается благо пациента, в основном принимают важные для пациента решения и берут большую часть ответственности на себя.
Коллегиальная модель характеризуется полным взаимным доверием медицинского персонала и пациентов. Медработник сотрудничает с пациентом как с коллегой. Сам Р. Вич считает, что такая модель противоречит социальному реализму. Думаем, что в целом это правильно, но нельзя забывать и об исключениях. Например, в случаях некоторых длительно текущих хронических заболеваний пациент должен быть подготовлен не только к грамотной оценке своего состояния (уровня артериального давления, содержания сахара в крови или моче), но и к соответствующим мерам самопомощи, например, в кризисных ситуациях.
Контрактная модель в редких случаях может выглядеть как юридически оформленный договор с пациентом. Гораздо чаще между медицинским персоналом и пациентом устанавливается некое соглашение, которое подразумевает соблюдение принципов свободы, достоинства, честности, справедливости. Отношения с врачом на основе контракта оставляют за пациентом право на выбор. Если такие отношения противоречат этическим принципам врача или взаимное доверие утрачивается, то врач может расторгнуть контракт или не заключить его вовсе.
Договорная модель представляет собой совокупность положительных особенностей коллегиальной и контрактной моделей. Договор строится на принципах взаимного доверия и не может быть расторгнут медработником в одностороннем порядке (см. Приложение 2.1).
Приложение 2.1
Терапевтический договор
Идея терапевтического договора/контракта возникла одновременно с концепцией активного участия пациента в программе лечения. Она основана на убеждении, что участие поможет пациенту вновь обрести контроль над событиями, власть над своей жизнью. Эта методика чаще используется сестрами в процессе индивидуальных отношений и в семейной медицине.
Определенного шаблона для договора не существует. В предложенном отрывке дано представление о том, что должно быть включено в договор.
Элементы договора.
• Имена пациента и медицинской сестры.
• Сроки начала и окончания действия соглашения.
• Время, место, продолжительность, частота встреч.
• Обсуждение оплаты, если это приемлемо: стоимость каждой встречи, время оплаты; будет ли возврат денег в случае пропуска встречи.
• Оценка результатов для пациента: результаты оцениваются в поведенческих терминах для того, чтобы их можно было измерить; они могут быть изменены с увеличением числа встреч.
• Роли пациента и медицинской сестры: ожидание относительно образа действия каждой стороны; сущность оказываемой помощи.
• Обсуждение конфиденциальности.
• Условия окончания сотрудничества.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
• Представление пациента и медицинской сестры. Причинами, по которым медицинские сестры часто не представляются клиенту, являются волнение, чувство неудобства, неуважение к пациенту.
• Объяснение ролей. Включает четкое описание того, что медицинская сестра может и чего не может делать.
• Обсуждение целей взаимоотношений. Основным во взаимоотношениях должен быть пациент, его/ее жизненный опыт, противоречивые моменты.
• Особенности соблюдения конфиденциальности обсуждаются при первой встрече. Должно быть четко объяснено, что конфиденциальность не означает полной секретности. Пациент должен осознавать, что для обеспечения эффективного ухода информацию о его состоянии должны получать люди, участвующие в оказании помощи.
Межличностные аспекты сестринского дела
В первых двух моделях отношения между медработниками и пациентом выстраиваются по субъект-объектному типу, что может приводить к обоюдной деформации личностей. В последних трех моделях преобладает субъект-субъектный тип взаимоотношений, что делает их предпочтительными. Подобные взаимоотношения способствуют личностному росту и пациентов, и медработников.
2.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Реформирование сестринского дела, появление новых направлений деятельности и, как следствие, постепенное изменение статуса медицинской сестры, приводят к необходимости ее профессиональной подготовки в области теоретической и практической научной психологии. Но программа обучения в медицинских училищах и колледжах построена таким образом, что знания медсестер о психических свойствах и состояниях личности, о структуре обще-
ния, умения действовать в критических ситуациях не используются на практике.
Это связано с рядом причин.
• Отсутствие учебных пособий, созданных для медицинской сестры базового уровня подготовки.
• Недостаточное количество квалифицированных преподавателей психологии, имеющих и сестринскую специальность, и психологическую, и опыт практической работы.
• Отсутствие мотивации у студентов, а затем и у практикующих медсестер к самопознанию и саморазвитию.
• Недопонимание со стороны руководителей высшего и среднего звена, а также некоторых врачей необходимости наличия у любой медицинской сестры психологических знаний и умений1.
Выделим следующие направления психологического образования в медицинских училищах и колледжах:
• использование соответствующих Государственному образовательному стандарту курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Медицинская психология», а также спецкурсов (элективов) для формирования научных знаний у студентов;
• формирование умений и навыков практической работы с пациентами в ходе учебной и производственной практики;
• обеспечение условий для личностного роста, формирования навыков эффективного профессионального общения, овладения методами психической саморегуляции, снятия тревожности, повышения уверенности в себе, развития рефлексии, эмпатии и других профессионально значимых качеств в ходе социально-психологических тренингов. Мы полагаем, что социально-психологический тренинг должен стать обязательной составляющей обучения на додипломном и последипломном этапах образования;
• использование системы психологических задач и упражнений на практических занятиях для развития профессионального мышления.
Успешная реализация этого процесса позволит воспитать у студентов потребность в постоянном личностном росте, развить
1 Казалось бы, необходимость знаний по психологии личности и психологии общения для медицинской сестры очевидна. Но в ходе профессионального общения с людьми различных социальных статусов (среди них и академики, и доктора психологических наук, и врачи разных специальностей) пришлось с огорчением констатировать, что эту связь одни не замечают, а другие недооценивают: «Пусть медицинская сестра хорошо делает уколы, больше от нее ничего не требуется...»
способность к решению психологических проблем, сформировать поведенческие навыки.
ВЫВОДЫ
• Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек-человек».
• ВОЗ определяет следующие профессиональные роли медицинской сестры: практик, менеджер, преподаватель, член бригады, научный работник.
• Труд медицинской сестры можно описать через совокупность трех аспектов: профессиональная деятельность, профессиональное общение, профессиональная личность.
• Специфика профессионального труда медицинской сестры-практика в том, что его объектом является больной человек. Характер поведения медицинской сестры является фактором, влияющим на состояние пациента, поэтому отсутствие у медицинской сестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально непригодной.
• Деятельность менеджера может быть описана с помощью десяти ролей, объединенных в три группы: межличностные роли; информационные роли; роли, связанные с принятием решений. Для успешного исполнения этих ролей руководитель должен обладать определенными умениями: концептуальными, взаимодействия с людьми, техническими.
• Объектами труда медицинской сестры-педагога являются пациент и его ближайшее окружение: коллеги медицинской сестры, студенты и школьники, родственники, друзья, знакомые, соседи самой медицинской сестры. Составляющие педагогического труда медицинской сестры: информационная, мотивационная, воспитательная, операциональная.
• Наиболее известны инженерная, патерналистская, коллегиальная, контрактная и договорная модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов. В двух первых моделях отношения между сторонами складываются по субъект-объектному типу, в трех последних - по субъект-субъектному.
• Знания, получаемые будущими медицинскими сестрами в рамках обучения по курсу психологии, зачастую не используются ими в профессиональной деятельности.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Дайте характеристику основных функций и ролей медицинской сестры.
• В какой системе координат можно описать профессиональный труд медицинской сестры?
• Перечислите этапы сестринского процесса. В каких сферах деятельности медицинской сестры его можно использовать?
• Что понимают под психотерапией упоминаемые в данной главе авторы? Входит ли психотерапия в должностные обязанности медицинской сестры?
• Кто может стать объектом педагогического труда медицинской сестры? Опишите содержание педагогического труда медицинской сестры.
• Какие модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов вы знаете?
• Какую информацию необходимо включить в терапевтический договор?
• В чем трудности использования знаний по психологии, полученных медицинскими сестрами в образовательном учреждении, на рабочем месте?
• Какие особенности соблюдения конфиденциальности следует обсудить при первой встрече с пациентом?
Заполнить пробелы
1. Труд медицинской сестры можно описать через совокупность трех сторон: деятельность, общение,_.
2. Отсутствие у медицинской сестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее__.
3. Успешный руководитель должен обладать _ умениями,
умениями взаимодействовать с людьми, техническими умениями.
4. Медицинская сестра работает в условиях__за жизнь и
здоровье людей.
5. Условием успешной психотерапии является_отношение к
пациенту и принятие его таким, каков он есть.
6. Эффект плацебо основан на_пациентов.
7. Руководители всех уровней_нуждаются в умениях взаимодействовать с людьми.
Верно или неверно
1. Отношения между медработниками и пациентами по субъект-объектному типу могут приводить к деформации личности пациента.
2. Выделяют три стороны общения: коммуникативную, перцептивную и интегрированную.
3. Специализация медицинских работников таит в себе некоторую опасность.
4. Медицинская сестра всегда оказывает воздействие на психику пациента.
5. Личность больного во время болезни изменяется.