Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2074

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Менеджеры высшего уровня более нуждаются в технических умениях, нежели в концептуальных, в отличие от менеджеров низшего уровня.

Выбрать правильный ответ

1. Управленческие умения взаимодействовать с людьми - это...

а) умения определять цели организации;

б) умения работать с оргтехникой;

в) умения предотвращать и регулировать конфликты;

г) знания и умения осуществлять технологические процессы.

2. Информационная составляющая педагогического труда медицинской сестры - .

а) формирование направленности личности пациента на выздоровление;

б) формирование у людей ответственности за свое здоровье;

в) сообщение сведений о правах и обязанностях пациента;

г) обучение родственников профилактике пролежней.

3. Мотивационная составляющая педагогического труда медицинской сестры - .

а) формирование направленности коллег на личностный рост и развитие;

б) формирование у людей ответственности за свой образ жизни;

в) сообщение пациенту сведений о режиме дня в отделении;

г) обучение младшего медперсонала правилам работы с новыми дезсредствами.

4. Патерналистская модель взаимоотношений между медработниками и пациентами характеризуется.

а) сотрудничеством между сторонами;

б) наличием юридически оформленного договора врача и пациента;

в) отсутствием межличностных аспектов взаимодействия;

г) наличием отношений отцов и детей;

д) принципами взаимного доверия.

Учебные задания

Какие модели взаимоотношений медработников и пациентов, с вашей точки зрения, наиболее предпочтительны для пациентов вашей клинической базы? С помощью опроса проверьте свои предположения.

ОТВЕТЫ

Заполнить пробелы

1. личность; 2. профессионально непригодной; 3. концептуальными; 4. повышенной ответственности; 5. безоценочное; 6. внушаемости; 7. одинаково.

Верно или неверно

1-В. 2-Н. 3-В. 4-В. 5-В. 6-Н. Выбрать правильный ответ

1. в; 2. в; 3. а; 4. г.

Глава 3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Как отмечалось выше, общая психология изучает познавательные процессы и психические свойства и состояния личности (рис. 1.2). Познавательные процессы (явления, с помощью которых человек познает мир) - ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь, внимание.


Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения. Ощущения - это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. В отличие от них восприятие - это форма целостного психического отражения предметов или явлений.

Одна из серьезных психологических, а вместе с тем и философских проблем - соответствие того, что дано человеку в ощущениях и восприятии, тому, что действительно существует в мире (см. Приложение 3.1). «Кто поручится, что наше собственное восприятие действительности соответствует реальности?»

Приложение 3.1


Обучение видению

Довольно естественно верить тому, что видишь, трудно представить себе что-то иное. Однако мы обычно не отдаем себе отчета в том, что умению видеть учатся, что оно не приходит автоматически. Мы смотрим глазами, а видим сознанием. Мы осознаем это лишь тогда, когда видим то, чего на самом

деле нет, или не видим того, что реально существует. И то, и другое - достаточно частые явления. Мы знаем, что существует обман зрения, но мы не всегда осознаем его важность. Как можно ввести глаза в заблуждение? Если это возможно, то когда мы должны им верить, а когда нет?

Особенно ярко роль обучения как компоненты восприятия обнаруживается у слепых от рождения и в зрелом возрасте подвергнувшихся операции, вернувшей им зрение.

Джон Янг описал впечатления людей, ставших зрячими:

«Что скажет такой человек, впервые увидев новый для него мир? Пациент, впервые открывая глаза, не получает никакого удовольствия. Эта процедура оказывается для него довольно болезненной. Он говорит только о вращающихся массах света и цветов и оказывается совершенно неспособным зрительно выделить объекты, распознать или назвать их. Он не имеет представления о пространстве и расположенных в нем объектах, хотя ему все известно о них и их названиях на основе осязания. «Конечно, - скажете вы, - ему требуется время, чтобы научиться распознавать их по внешнему виду». На самом деле не некоторое время, а очень долгое время, годы. Его мозг не обучен правилам видения. Мы не осознаем, что такие правила вообще существуют, и считаем, что видим, как говорится, естественно. Однако на самом деле мы в детстве обучились целому ряду правил видения.

Если наш слепой должен использовать зрение, он также должен обучить этому свой мозг. Как это сделать? Если он не будет умен и упорен, он может вообще этому не научиться. Сначала он только воспринимает массы цвета, но постепенно обучается различать формы. Когда ему показывают полоску одного цвета, наложенную на фон другого цвета, он видит, что есть разница между полоской и ее фоном. Например, один пациент, когда ему показали апельсин спустя неделю после того, как он начал видеть, сказал, что он золотой. На вопрос: «Какой он формы?» - он ответил: «Дайте мне пощупать, и я скажу». Ощупав его, он сказал, что это апельсин. Затем он долго вглядывался в него и сказал: «Да, я вижу, что он круглый». Когда ему показали синий квадрат, он сказал, что это синий круг. Когда ему показали углы, он сказал: «А, да, теперь я понимаю, можно увидеть, каковы они на ощупь». В течение многих недель после того, как человек начал видеть, он может лишь с большим трудом различать такие простые формы, как треугольник и квадрат. На вопрос, как он это делает, он может ответить: «Конечно, если присмотреться, видно, что у одного светового пятна по краям три острых угла, а у другого - четыре». Однако он может добавить брезгливо: «Но с чего вы взяли, что это знать полезно? Различие незначительно, а увидеть его мне довольно трудно. Я гораздо лучше справляюсь с этим при помощи пальцев». И если вы назавтра покажете ему опять эти две фигуры, он не сможет сказать, что есть что.


Пациент зачастую обнаруживает, что новое чувство приносит лишь ощущение неуверенности, и может отказаться от попыток использо-

вания, если его не принуждать к этому. Но если человека постоянно побуждать, то через несколько лет он будет обладать полноценным зрением и даже сможет читать».

Мы не утверждаем, что не следует верить тому, что мы видим. На самом деле у нас нет другого выбора. Тем не менее знание того, что восприятие - не пассивный акт, а скорее приобретенное в результате обучения применение наших интеллектуальных возможностей, хотя и происходящее неосознанно, должно предупреждать нас о том, что предметы не обязательно являются тем, чем они кажутся, и изменения в нашем мышлении могут изменить то, что мы видим.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем

С одной стороны, есть факты, которые позволяют сомневаться в возможности правильного и полного познания человеком окружающего мира. Это, во-первых, то, что в мозг человека попадает не сама энергия (например, электромагнитные волны), а только информация о ней, закодированная в нервных импульсах. Известно немало иллюзий в сфере ощущений и восприятия, которые возникают под влиянием процессов в организме человека (галлюцинации, сновидения, зрительные иллюзии). Они не представляют собой отражения свойств внешнего мира.

Каково было бы наше представление реальности, если бы наши глаза были чувствительны не только к видимому спектру? Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть совершенно другой образ окружающего. А если бы наши глаза были способны улавливать рентгеновские лучи и мы бы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым?

С другой стороны, нельзя без оговорок допустить противоположное, что человек живет только в мире иллюзий. Ведь те сведения, которые человек получает в виде ощущений, восприятия, памяти, мышления, должны же чему-то соответствовать.

Если бы это было не так, то человек просто не смог бы жить и ориентироваться в окружающем мире.

Обсуждаемая проблема до сих пор остается не решенной до конца. Психологи считают, что познавательные процессы человека более или менее адекватно отражают существующий мир.

Теперь сравним воображение и память. Воображение - форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений или формировании совершенно новых представлений. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.


Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. С помощью своего воображения человек может представить то, что могло бы быть, или то, что еще предстоит сделать. В результате за счет образного проигрывания разнообразных вероятных ситуаций значительно экономятся силы и время, прежде чем действовать наверняка.

Без памяти человек не смог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. С помощью мышления осуществляется регуляторная функция психики. Материальной основой мышления является речь.

Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы разделять всю воспринимаемую и перерабатываемую человеком информацию на части по степени важности, а также способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.

Глава 4. ОЩУЩЕНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Основные понятия: анализатор, ощущение, восприятие, представление, феромоны, апперцепция, депривация, внутренняя картина болезни, гиперестезия, гипестезия, парестезия, анестезия, сене-стопатия, боль, релаксация, модальность, иллюзии, галлюцинации.

4.1. ОЩУЩЕНИЯ

Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Рассмотрим механизмы формирования ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличия в ней биологически значимых факторов. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

• рецепторов, воспринимающих раздражение;

• проводящих центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры головного мозга;