Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- доклады вахтенного механика на мостик и старшему механику;

- вызовы членов экипажа для усиления вахты, подмены вахтенных или устранения неисправностей;

- передача управления главными двигателями на мостик из машинного отделения и обратно;

- переход с автоматического на полуавтоматическое и ручное управление механизмами;

- результаты проверок в действии аварийных источников электроэнергии и предохранительных устройств;

- снятие пломб с устройств аварийной защиты и изменение настройки защитных устройств автоматических регуляторов;

- приём, откачку и перекачку жидкостей, включая внутрисудовую перекачку загрязнённых вод. Записи о приёмке или сдаче ГСМ производятся с указанием места приёмки (сдачи) и номера накладной;

- проведение периодических контрольных измерений (например, снятие индикаторных диаграмм, измерение вибраций и т.п.);

- случаи обесточивания судна, включение и выключение специальных электротехнических устройств, электроприводов подруливающих устройств, систем катодной защиты корпуса судна, регистраторов манёвров и систем управления аварийным дизель-генераторном;

- аварийные случаи (пожары, поступление внутрь корпуса забортной воды, несчастные случаи и т.п.) и меры, предпринятые для борьбы с ними;

- постановка и снятие пломб на клапанах отлива за борт нефти загрязнённых и фекальных вод.

Все записи в графе “Особые отметки” удостоверяются подписью лиц, сделавших эти записи.


1.2 Устройство судовых вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
Эксплуатационные характеристики вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.

Для поддержания двигателя в работоспособном состоянии необходимо выполнять все правила по технической эксплуатации и техническому использованию, указанные в инструкции по эксплуатации.

Оборудование двигателя вырабатывает ресурс с периодическим восстановлением технического состояния при выполнении технического обслуживания и ремонта. Ресурс до списания подразделяют на целое число периодов: текущих, средних и капитального ремонтов. Эти периоды, в свою очередь, подразделяются на промежутки технических осмотров (ТО).

Предполагается, что при капитальном ремонте полностью восстанавливается техническое состояние агрегата, а при проведении ТО заменяется только часть деталей и узлов с малыми ресурсами, вырабатываемыми в период между ТО. Каждое последующее ТО включает все предыдущие ТО. Таким образом, при каждом ТО проводится полный цикл обслуживания и восстановления агрегата.

Регламент ТОР элементов двигателя приводится в инструкции по технической эксплуатации в таблице «План программы обслуживания», который служит для составления на судне графиков ТОР и построения эксплуатационно-ремонтных циклов агрегата. Капитальный ремонт двигателя следует производить каждые 16000 часов работы. Подтверждение о соответствии проходит каждые 5 лет совместно со средним ремонтом и освидетельствованием на судоремонтном предприятии.

Техническое использование включает в себя подготовку к действию и ввод в действие, обслуживание во время работы и вывод из действия, проводимые в соответствии с правилами технической эксплуатации и другими руководящими документами.

Устройство балластной системы.

Балластная система предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт. Морские суда принимают водяной балласт для получения осадки, обеспечивающей надлежащие мореходные качества в порожнем — балластном — переходе (танкеры, рудовозы и другие суда, совершающие рейсы без груза), для обеспечения необходимой остойчивости при перевозке грузов на верхней палубе (лесовозы, контейнеровозы), для создания правильной посадки судна на ровный киль или с небольшим — не более 0,025— 0,030

L — дифферентом на корму по мере расходования судовых запасов. Для приема водяного балласта на судах используют отсеки двойного дна, пики и диптанки.



Рис. 2 Установка приемных кингстонов:

а — днищевого: б—бортового.

1 — кингстон; 2 — воздушная труба для выпуска воздуха из выгородки; 3 — труба подачи пара; 4 — труба подачи воздуха; 5 — труба для выпуска горячего пара или сжатого воздуха для обогрева или продувки приемного отверстия с решеткой; 6 — решетка на приемном отверстии; 7 — наружная обшивка днища; 8 — настил второго дна; 9 — бортовая обшивка.

Балластную систему оборудуют на всех судах и для обеспечения резерва соединяют с осушительной системой. Приемные отверстия кингстонов должны быть защищены от обмерзания и засорения. Обычно в балластных системах используют центробежные или поршневые насосы производительностью 100—400 м3/ч при напоре 15—20 м вод. ст. Производительность насосов выбирают так, чтобы обеспечить прием (или удаление) балласта из наибольшей цистерны не более чем за два часа, а всего балласта — за шесть—восемь часов. На танкерах, имеющих чисто балластные цистерны, наряду со специальными балластными используют и грузовые насосы. На всех судах кроме основного специального балластного насоса предусматривают резервные, в качестве которых используют осушительные, пожарные и др.

Балластный трубопровод прокладывают, как правило, в двойном дне. Наиболее удобен для этой цели коридор, образуемый на некоторых судах в междудонном пространстве, обычно вдоль вертикального киля. Балластные насосы, располагаемые в МКО (на танкерах — в насосном отделении), объединяют кольцевой магистралью, от которой через распределительные коробки с запорными клапанами в каждую балластную цистерну отводят отдельный трубопровод. Трубопровод, идущий в форпик, должен иметь расположенный в форпике разобщительный клапан, управляемый дистанционно с поста, находящегося выше палубы переборок.

Балластный трубопровод изготовляют из стальных бесшовных оцинкованных или футерованных полиэтиленом труб, диаметр которых, определяемый расчетом в зависимости от емкости цистерн, достигает на супертанкерах 400—500 мм.




Рис. 3 Схема балластной системы.

Устройство осушительной системы.

Удаляется вода из помещений судна при помощи осушительной системы. Осушительная система судна подразделяется на систему осушения МО и систему осушения трюмов. Для откачки воды из МО в случае значительного нарушения герметичности имеется водоотливная система.

Осушительная система МО состоит из сточных колодцев, трубопроводов с управляющей арматуры, фильтров грубой очистки, насосов, фильтрующего оборудования, международного соединения, сборного танка и системы управления и контроля.

  1. Насосы чаще используются поршневые, обладающие хорошим самовсасыванием. Насосы служат для перекачки льяльной воды из льяльных колодцев в сборный танк. Этот же насос может использоваться для сдачи льяльной воды на береговые или плавучие приёмные сооружения, используя международные соединения. В этом случае он должен быть оборудован устройством остановки с палубы.

  1. Для предотвращения попадания посторонних предметов в насосы приемные трубопроводы оборудованы фильтрами грубой очистки. Представляющие собой сетки с отверстиями диаметром 8-10 мм.

  2. Льяльные колодцы расположены с кормы и с носа машинного помещения. Льяльные колодцы и сборный танк оборудованы сигнализацией по уровню воды в них.

  3. Откачка нефтесодержащей льяльной воды напрямую за борт запрещена

повсеместно. Накопленная льяльная вода откачивается за борт в разрешенных районах через фильтрационную установку. Фильтрационная установка оборудована сигнализацией и автоматически останавливает откачку, если содержание нефтепродуктов в воде после фильтрационной установки превысит 15 мг/л. Отделенные в процессе фильтрации нефтепродукты направляются в цистерну шлама и сдаются на приемные сооружения. Трубопровод для сдачи льяльных вод выведен на оба борта и имеет патрубки для присоединения

шлангов. Сброс очищенных льяльных вод производится через отливной трубопровод, который вы­водится за борт выше ватерлинии. Откачка очищенной, льяльной воды за борт разрешена только с ведома капитана.

Устройство системы пожаротушения.

Водонапорная система является основной судовой системой ликвидации пожаров. Она обеспечивает подачу воды в любое судовое помещение и состоит из:


• пожарных насосов НЦВ, с электроприводом, производительностью 63 м. куб/час и напором 10 кгс/кв. см. Пуск местный (около насоса) и дистанционный (из рулевой рубки).

• аварийного пожарного насоса НЦВ, с электроприводом, производительностью 63 м. куб/час и напором 10 кгс/кв. см. Пуск местный (около насоса) и дистанционный (из рулевой рубки).

• пожарной магистрали. Состоит из оцинкованного трубопровода диаметром от 100мм на всасывании, до 70 мм на отводах с установленными пожарными кранами на открытых палубах - 4шт, в помещениях - 23 шт. Магистраль имеет текущие клапаны для возможности отсечения участков при их повреждении.

• пожарных рукавов диаметром 66 мм, длиной 10 м - 27 шт.

Ручные пожарные стволы должны быть комбинированного типа, т.е. обеспечивать подачу как компактной, так и распыленной струи.
Система водяных завес применяется в дополнение к другим системам пожаротушения на судах с горизонтальным способом погрузки, а также в районах установки дверей общественных помещений, имеющих большую площадь остекления. Водяная завеса достаточной толщины создается распылителями щелевого типа, в которые подается вода от пожарной магистрали. В указанных случаях водяные завесы применяются вместо огнестойких конструкций, установка которых невозможна.

Устройство судовых насосов.

В лопастных насосах движение перекачиваемой жидкости осуществляется в результате вращения рабочего колеса с лопастями. По характеру воздействия на поток жидкости их подразделяют на центробежные, вихревые и осевые. В первых поток жидкости перемещается от центра к периферии в радиальном направлении, у вторых — вихреобразно по кольцевой периферии, в третьих — вдоль оси вращения лопастей. Наибольшее распространение на судах получили центробежные лопастные насосы, которые не могут производить сухое всасывание, т. е. пуск при отсутствии жидкости в полости всасывания. Поэтому перед пуском эти насосы заполняют перекачиваемой жидкостью, водяные насосы устанавливают ниже ватерлинии. Однако по сравнению с другими насосами они менее чувствительны к загрязнению жидкости, обеспечивают равномерную подачу и постоянное давление в магистрали при установившемся режиме работы, могут включаться в действие любым приводом без редуктора. В зависимости от расположения рабочего вала центробежные насосы подразделяют на вертикальные и горизонтальные. По значению подачи различают насосы малой (до 20 м3/ч), средней (21 — 60 м3/ч) и высокой (более 60 м