Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1525
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идентификация полоролевая - отождествление ребёнком себя с человеком определённого пола и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения.
Интериоризация - постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.
Инфантильность - проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста.
Кризис - «особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальной ситуации развития и провоцирует образование новой...» (Л.С. Выготский).
Кризис момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности (Е.Е. Сапогова)
Комплекс неполноценности - неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи.
Комплекс оживления - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двухтрехмесячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлениях радости и повышении общей двигательной активности
Мотив достижения успеха - потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотив избегания неудачи - стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Полоролевая идентификация - процесс и результат приобретения ребенком
психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Полоролевая типизация - приобретение индивидом психологии и типичных форм поведения человека определённого пола.
Полоролевое поведение - поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей
.
Референтная группа - группа людей, значимых и привлекательных для индивида, источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения/суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной.
Референтная личность - человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания.
Самоактуализация - процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах.
Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения.
Социальная ситуация развития - специфическое для каждого возраста отношение ребёнка с окружающей средой (Л.С. Выготский)
Социальная ситуация развития - социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека.
Уровень психологического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.
Эгоцентрическая речь - специфическая, фрагментарная речь ребёнка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры.
Приложение 1.
Программа профессионального самосовершенствования
-
Сформулируйте и определите цели по профессиональному самосовершенствованию.
Распределите все цели, что вы составили, по конкретным срокам:
1. «Мои цели на 10 лет» - составьте список стратегических целей, которые вы ставите на послеколледжный период:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. «Мои цели на ближайший год» - 5-6 наиболее важных, определяющих вашу деятельность в ближайшем году. Посмотрите, не противоречат ли данные цели вашим целям на 10 лет, идут ли они в одном русле с ними.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Проверьте свои цели на «прочность»
1) Постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2) Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих (пятерых) собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.
При необходимости скорректируйте формулировки целей.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Проведите анализ своих ресурсов
Необходимо проанализировать свои ресурсы. Вы занимались самодиагностикой психологической компетентности, познанием своих сильных качеств и слабых. Составьте список необходимых для достижения целей условий, обстоятельств, качеств, которыми вы уже обладаете, которые уже есть.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Необходимые качества личности
Опишите, каким человеком, педагогом вы должны стать, чтобы достичь своих целей (более гибким, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, лучше распоряжающимся своим временем или с более высокой самооценкой). Заполните такими записями о своей личности целую страницу.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Возможные препятствия и трудности
Сформулируйте, что препятствует иметь всё то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь (не умеете планировать ваше время, не можете приступить к реализации плана, просто боитесь). Если это осознать, то можно избавиться от этих ограничений.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Пошаговые планы
От «плана жизни» (далёкие перспективы) перейдите к годовому, квартальному, месячному, недельному (средние перспективы) и, наконец, дневному (близкие перспективы). Составьте более детальный «пошаговый» план достижения ближайших целей, наметьте систему самоконтроля.
Да та | Надо сделать | Способ достижения цели | Выпол-нил или нет |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |