Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1529
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С чем связано такое поведение подростка? Какова должна быть тактика поведения взрослого?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Катя ревниво сравнивает свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят острые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду.
Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Миша, подросток полной комплекции, с некоторых пор стал стесняться одноклассниц. А уроки физического воспитания, по тем или иным причинам, стал пропускать. С чем связано такое поведение подростка? Что можно посоветовать подростку?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Когда сын привел своих «музыкантов» с серьгами, в косынках каких-то, принёсших грязь, мать не выдержала, выдворила …
Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?
Что должен помнить взрослый при общении с подростком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Учительница вошла в класс. Начала урок. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал:
- А я сегодня отвечать не буду.
- Почему?
- Не готов, да и настроение не располагает.
Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов. Не захотелось заниматься вашей физикой».
Называются фамилии ещё пятерых учеников и все они отказываются. Учительница испытала большую обиду от этих выходок учеников. Потребовалось большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца.
Какие особенности возраста не учла учительница? Как нужно было поступить в данной ситуации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________
Задание 7. Способный ученик не затрудняет себя, выполняя учебные задания с прохладцей и не стараясь.
С чем может быть связано такое отношение к учёбе? Как это может повлиять на внимание, восприятие, память подростка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Какие последствия в развитии личности подростка могут иметь систематические отрицательные оценки взрослого?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Какие психологические особенности подросткового возраста проявляются в данном рассказе?
Кошачий возраст
Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак – верных и любящих, а подростки – это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты ее кормишь, обучаешь, отдаешь ей команды. Она кладет голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты ее зовешь, она с восторгом вбегает в дом.
Затем, лег в тринадцать, обожающий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смотрит на тебя изумленно, будто гадая, кто же это умер и сделал тебя императором. Вместо того чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не проголодается – тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на все, что ты ему предлагаешь. Когда ты протягиваешь руку, чтобы потрепать его по голове – привычный нежный жест, - он уворачивается и смотрит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал.
Ты, не понимая, что собака стала кошкой, думаешь, что с ней определенно что-то не так. Она кажется такой необщительной, такой отстраненной, словно в депрессии. Она теперь никуда не ходит с семьей.
Поскольку именно ты ее вырастил, научил приносить вещи, стоять и сидеть по команде, ты предполагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и страхом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести себя как положено.
Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому все, что срабатывало раньше, дает результат, обратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгивает на стол. Чем
упорнее ты идешь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачивается.
Вместо того чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери тарелку с едой, и пусть он придет к тебе. Но помни, что кот тоже нуждается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придет в поисках теплого, уютного местечка на коленях, о котором он еще не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь.
Однажды твой взрослый ребенок войдет в кухню, крепко поцелует тебя и скажет: «Ты сегодня целый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой.АДЕР ЛАРА
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки
-
Допишите фразу:
а) Новообразованиями подросткового возраста являются
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является
___________________________________________________________________________________________________________________________________
в) У подростков часто завышенная или заниженная самооценка
__________________________________________________________________
2. У подростка преобладает мышление (подчеркните правильный ответ): а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) абстрактное.
3. Подростковый возраст является сензитивным для (подчеркните правильный ответ): а) физического и волевого самовоспитания, б) духовного и морального самовоспитания, в) формирования двигательных навыков.
4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
в) ____________________________________________________________
г) ____________________________________________________________
5. Симптомы кризиса 13 лет:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
6. Эгоцентризм подростка в большей мере связан с:
а) развитием фантазии;
б) со стремлением к независимости;
в) с мотивацией достижений;
г) с изменениями в интеллектуальном развитии
7. Д.Б. Эльконин выделил следующее центральное новообразование подросткового возраста:
а) «чувство взрослости»;
б) самоопределение;
в) рефлексия;
г) развитие новых интересов.
8. Эмансипация от близких - это:
а) признак наличия акцентуации характера;
б) проявление кризиса подросткового возраста;
в) черта характера, которая формируется в подростковом возрасте;
г) симптом психопатического развития личности подростка.
Рефлексия
Допишите фразу: «Главное для подростка ……………………………….
………………………………………….................................................................. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»
ТЕМА 8.
Психическое развитие в юношеском возрасте
Вопросы для обсуждения
-
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. -
Ведущая деятельность в юношеском возрасте. -
Основные новообразования возраста (рефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, формирование мировоззрения и т.д.) -
Особенности построения отношений со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте. -
Готовность к профессиональному самоопределению как основное новообразование ранней юности. -
Любовь в юношеском возрасте. -
Юношеская дружба. -
Гендерные различия в юношеском возрасте. -
Юношеская субкультура. -
Кризис 17 лет.
Основные понятия темы: юность, жизненная позиция, жизненная перспектива, психосоциальная зрелость, взрослость, возрастные задачи, «аффективный центр», психологическая готовность к самоопределению, личная идентичность, самопринятие, самореализация, ценности, ценностные ориентации, самосознание, юношеское самоопределение, социальное самоопределение, личностное самоопределение, мировоззрение, убеждение, учебно-профессиональная деятельность, внутренняя взрослость, саморегуляция, интеллектуальное развитие, учебная мотивация.
Практические задания
Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в ранней юности.
Познавательный процесс | Особенности развития | Роль учителя |
Ощущение | | |
Восприятие | | |
Внимание | | |
Память | | |
Мышление | | |
Воображение | | |
Речь | | |
Задание 2. Ученица 10 класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казённым исполнителем в большом деле».
О каких особенностях личности девушки свидетельствует данное высказывание?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Витя (17 лет) мечтал быть «выдающимся». Но в чём? За счёт каких усилий? Об этом он не задумывался. Лень. Не размышлял, а фантазировал: «Хорошо бы выйти из машины под восхищенные взгляды обожателей …»
Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?
Что можно посоветовать юноше?_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Нина, ученица 11-го класса, училась на отлично. Всегда относилась заинтересованно к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов.
Вызывая симпатию у учителя, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата.
Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?
Почему личная жизнь отличницы Нины складывается трудно?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________