Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1473

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
____________________________________

Задание 5. Родители отмечают, что их сын в свои 15 лет не представляет, что такое вежливость, деликатность, такт. Правда, в семье никто не подает таких примеров. Часто слышно от сына: «Отстань! Отвали!»

С чем может быть связано такое поведение юноши?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Из писем старшеклассников: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы ещё ни разу не говорили по душам … Я бы даже рассказала всё, что меня волнует, любой другой женщине».

«Вечером родители только успевают спросить» «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует ... Поэтому мы часто не понимаем родителей, а родители нас …»

С чем могут быть связаны такие высказывания старшеклассников?

Каким образом взрослые могут завоевывать авторитет у юношей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Допишите фразу:

а) Новообразованиями старшего школьного возраста являются

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Ведущим видом деятельности старшего школьника является

__________________________________________________________________

2. Новая ступень в развитии самосознания старшеклассника связана с появлением:

а) ____________________________________________________________

б) ____________________________________________________________

3. Ранний юношеский возраст является сензитивным для (подчеркните правильный ответ): а) физического и волевого самовоспитания, б) духовного и морального самовоспитания, в) формирования двигательных навыков.

4. У старшеклассника мышление (подчеркните правильный ответ): а) абстрактное, б) наглядно-образное, в) наглядно-действенное.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

5. Юношеское самосознание отличается от самосознания подростка следующим, кроме:

а) осознание себя во времени;

б) философская рефлексия;

в) самоуважение;

г) внутренняя противоречивость.

6. Новообразования интеллектуальной сферы в юношеском возрасте следующие, кроме:

а) снижение креативности;

б) развитие теоретического мышления;

в) склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта;

г) формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

7. Юность с точки зрения социальной психологии рассматривал (а):

а) Ж. Пиаже;

б) Ш. Бюллер;

в) Л.С. Выготский;

г) К. Левин.



8. Система отношений с людьми в ранней юности:

а) упрощается;

б) усложняется;

в) сложно сказать что-то определенное;

г) не изменяется.

Рефлексия

  1. Допишите фразу: «Главное для старшеклассника ……………………..

………………………………….....................................……………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….......................................»

  1. Составьте программу профессионального самосовершенствования (приложение 1)


В качестве итогового обобщения знаний заполните таблицу

Период

Социальная ситуация развития

Ведушая деятельность

Сензитивные периоды развития

Психические процессы

(центральная психическая функция)

Новообразования

Кризисы

Младенчество



















Раннее детство



















Дошкольный возраст



















Младший школьный возраст



















Подростковый возраст



















Ранняя юность




















Литература

1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.

2. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

3. Волков, Б.С
. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.

4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.

5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с.

7. Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.

8. Урунтаева, Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.

  1. Психологические аспекты деятельности классного руководителя: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с.

10. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» / И.П. Шахова. – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.

ГЛОССАРИЙ

Акцентуированные типы характера - типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

Атавизм - проявление растущим организмом каких-либо признаков, наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости).

Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Возраст - «каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).

Возраст физический характеризует время жизни ребёнка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Возраст психологический указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Ведущий вид деятельности -
деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» (А.Н. Леонтьев).

Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.

Внутренняя позиция - система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач.

Детство - период жизни человека, в течение которого в его психике сохраняются детские черты (от рождения до подросткового возраста.

Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.

Психические новообразования - это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития, и которые определяют сознание индивида, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Л.С. Выготский)

Л.С. Выготский для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов, вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития».

Игра предметная - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребёнок использует их по прямому назначению.

Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т. п.

Игра сюжетная - детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Идентификация - буквально – отождествление, процесс или результат уподобления психологии и поведения ребёнка другим людям.