Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1473
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
____________________________________
Задание 5. Родители отмечают, что их сын в свои 15 лет не представляет, что такое вежливость, деликатность, такт. Правда, в семье никто не подает таких примеров. Часто слышно от сына: «Отстань! Отвали!»
С чем может быть связано такое поведение юноши?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Из писем старшеклассников: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы ещё ни разу не говорили по душам … Я бы даже рассказала всё, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить» «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует ... Поэтому мы часто не понимаем родителей, а родители нас …»
С чем могут быть связаны такие высказывания старшеклассников?
Каким образом взрослые могут завоевывать авторитет у юношей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки
а) Новообразованиями старшего школьного возраста являются
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ведущим видом деятельности старшего школьника является
__________________________________________________________________
2. Новая ступень в развитии самосознания старшеклассника связана с появлением:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
3. Ранний юношеский возраст является сензитивным для (подчеркните правильный ответ): а) физического и волевого самовоспитания, б) духовного и морального самовоспитания, в) формирования двигательных навыков.
4. У старшеклассника мышление (подчеркните правильный ответ): а) абстрактное, б) наглядно-образное, в) наглядно-действенное.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Юношеское самосознание отличается от самосознания подростка следующим, кроме:
а) осознание себя во времени;
б) философская рефлексия;
в) самоуважение;
г) внутренняя противоречивость.
6. Новообразования интеллектуальной сферы в юношеском возрасте следующие, кроме:
а) снижение креативности;
б) развитие теоретического мышления;
в) склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта;
г) формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
7. Юность с точки зрения социальной психологии рассматривал (а):
а) Ж. Пиаже;
б) Ш. Бюллер;
в) Л.С. Выготский;
г) К. Левин.
8. Система отношений с людьми в ранней юности:
а) упрощается;
б) усложняется;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) не изменяется.
Рефлексия
………………………………….....................................……………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….......................................»
В качестве итогового обобщения знаний заполните таблицу
Литература
1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
2. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
3. Волков, Б.С
. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с.
7. Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.
8. Урунтаева, Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.
10. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» / И.П. Шахова. – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.
ГЛОССАРИЙ
Акцентуированные типы характера - типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.
Атавизм - проявление растущим организмом каких-либо признаков, наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости).
Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.
Возраст - «каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).
Возраст физический характеризует время жизни ребёнка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Возраст психологический указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
Ведущий вид деятельности -
деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» (А.Н. Леонтьев).
Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
Внутренняя позиция - система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач.
Детство - период жизни человека, в течение которого в его психике сохраняются детские черты (от рождения до подросткового возраста.
Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.
Психические новообразования - это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития, и которые определяют сознание индивида, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Л.С. Выготский)
Л.С. Выготский для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов, вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития».
Игра предметная - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребёнок использует их по прямому назначению.
Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т. п.
Игра сюжетная - детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
Идентификация - буквально – отождествление, процесс или результат уподобления психологии и поведения ребёнка другим людям.
Задание 5. Родители отмечают, что их сын в свои 15 лет не представляет, что такое вежливость, деликатность, такт. Правда, в семье никто не подает таких примеров. Часто слышно от сына: «Отстань! Отвали!»
С чем может быть связано такое поведение юноши?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Из писем старшеклассников: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы ещё ни разу не говорили по душам … Я бы даже рассказала всё, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить» «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует ... Поэтому мы часто не понимаем родителей, а родители нас …»
С чем могут быть связаны такие высказывания старшеклассников?
Каким образом взрослые могут завоевывать авторитет у юношей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки
-
Допишите фразу:
а) Новообразованиями старшего школьного возраста являются
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ведущим видом деятельности старшего школьника является
__________________________________________________________________
2. Новая ступень в развитии самосознания старшеклассника связана с появлением:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
3. Ранний юношеский возраст является сензитивным для (подчеркните правильный ответ): а) физического и волевого самовоспитания, б) духовного и морального самовоспитания, в) формирования двигательных навыков.
4. У старшеклассника мышление (подчеркните правильный ответ): а) абстрактное, б) наглядно-образное, в) наглядно-действенное.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Юношеское самосознание отличается от самосознания подростка следующим, кроме:
а) осознание себя во времени;
б) философская рефлексия;
в) самоуважение;
г) внутренняя противоречивость.
6. Новообразования интеллектуальной сферы в юношеском возрасте следующие, кроме:
а) снижение креативности;
б) развитие теоретического мышления;
в) склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта;
г) формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
7. Юность с точки зрения социальной психологии рассматривал (а):
а) Ж. Пиаже;
б) Ш. Бюллер;
в) Л.С. Выготский;
г) К. Левин.
8. Система отношений с людьми в ранней юности:
а) упрощается;
б) усложняется;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) не изменяется.
Рефлексия
-
Допишите фразу: «Главное для старшеклассника ……………………..
………………………………….....................................……………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….......................................»
-
Составьте программу профессионального самосовершенствования (приложение 1)
В качестве итогового обобщения знаний заполните таблицу
Период | Социальная ситуация развития | Ведушая деятельность | Сензитивные периоды развития | Психические процессы (центральная психическая функция) | Новообразования | Кризисы |
Младенчество | | | | | | |
Раннее детство | | | | | | |
Дошкольный возраст | | | | | | |
Младший школьный возраст | | | | | | |
Подростковый возраст | | | | | | |
Ранняя юность | | | | | | |
Литература
1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
2. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
3. Волков, Б.С
. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с.
7. Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.
8. Урунтаева, Г.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.
-
Психологические аспекты деятельности классного руководителя: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с.
10. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» / И.П. Шахова. – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.
ГЛОССАРИЙ
Акцентуированные типы характера - типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.
Атавизм - проявление растущим организмом каких-либо признаков, наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости).
Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.
Возраст - «каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).
Возраст физический характеризует время жизни ребёнка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Возраст психологический указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
Ведущий вид деятельности -
деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» (А.Н. Леонтьев).
Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
Внутренняя позиция - система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач.
Детство - период жизни человека, в течение которого в его психике сохраняются детские черты (от рождения до подросткового возраста.
Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.
Психические новообразования - это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития, и которые определяют сознание индивида, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Л.С. Выготский)
Л.С. Выготский для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов, вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития».
Игра предметная - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребёнок использует их по прямому назначению.
Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т. п.
Игра сюжетная - детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
Идентификация - буквально – отождествление, процесс или результат уподобления психологии и поведения ребёнка другим людям.