Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1526

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Как будет происходить психическое развитие детей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Объясните с точки зрения зон актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР):

Саша (12 лет) учится в 6-м, а Митя (12 лет) – в 7-м классе.

Можно ли сказать, что Саша и Митя находятся на разных этапах психического развития? Будут ли отличаться их зоны актуального и ближайшего развития?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Правы ли они? Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Зона актуального развития (ЗАР) – это уровень развития, когда ребенок может делать ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зона ближайшего развития (ЗБР) – это уровень развития, когда ребенок может делать ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Возрастную психологию разрабатывали такие отечественные психологи, как _______________, _______________, ______________, ______________, _____________.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

5. Исторически понятие детства связывается:

а) с биологическим состоянием незрелости;

б) с определенным социальным статусом;

в) с определенным кругом прав и обязанностей;

г) с набором доступных видов и форм деятельности.


6. Основателем детской психологии считается:

а) Зигмунд Фрейд;

б) Вильгельм Прейер;

в) Жан Пиаже;

г) Л.С. Выготский.

7. Предмет возрастной психологии:

а) раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

б) психика человека;

в) установление возрастных периодов;

г) межличностные отношения.

8. Какой метод исследования возрастной психологии состоит в длительном и систематическом изучении одних и тех же испытуемых?

а) сравнение;

б) лонгитюдный;

в) эксперимент;

г) дедукция.
Рефлексия занятия

Продолжите фразу: «Чтобы ребенок рос психически развитым, необходимо …..…..............…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...............................................................................................................................»
ТЕМА 2.

Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы
Вопросы для обсуждения

1. Источники, движущие силы психического развития. Условия психического развития.

2. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.

3. Сензитивные периоды развития ребенка, новообразования возраста.

4. Кризисы возрастного развития.

5. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций - по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.

6. Зарубежные теории развития.

7. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и её основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис.

8. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

  1. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).


Основные понятия темы: развитие, обучение, периодизация психического развития, возраст, ведущий вид деятельности, возрастные новообразовании, социальная ситуация развития, сензитивные периоды развития, социализация, акселерация, возрастные кризисы развития, закономерности развития, хронологический, биологический, психологический, социальный возраст.
Практические задания

Задание 1. Приведите примеры сензитивности на разных возрастных этапах.


Возрастной период

Пример сензитивности

Младенчество




Раннее детство




Дошкольное детство




Младший школьный возраст




Подростковый возраст




Юношеский возраст





Задание 2. Определите, какие виды возрастов не совпадают в одном человеке?

А) Юноша ведет себя как ребенок, безответственный, несамостоятельный.

Б) Женщина 60 лет отправляется вместе с группой туристов в дальние походы, занимается подводным плаванием.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписанию. Год ребёнку – значит кризис, два года – кризиса нет.

Правы ли эти родители?________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 4. Учительница 1-го класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и др. Да ещё прибавляла: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …»

Другая учительница Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко.

Дайте психологический анализ действий учителей. Проанализируйте ситуацию с точки зрения теории развития Д.Б. Эльконина.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения теории развития Э. Эриксона. Какое суждение является правильным?

а) девочка потому «становится мамой», что у неё в руках кукла;

б) девочка потому берёт куклу, что ей хочется быть «как мама».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Родители, имеющие детей-близнецов, стараются делать всё, чтобы подчеркнуть их сходство и единство (одежда, игрушки, одинаковое поведение).

Правильны ли установки родителей? Дайте психологический анализ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Вставьте пропущенное слово:

а) Деятельность, которая имеет главное значение для данного возраста, обуславливает главные изменения в психике ребенка, называется

_________________________________________________________________


б) Период, наиболее благоприятный для развития тех или иных психических свойств и качеств, называется

_________________________________________________________________

в) ____________________ - ускорение психического или физического развития детей и подростков

2. Соотнесите указанные теории развития и их основные положения:


Теория развития

Основные положения

  1. Культурно-историческая

А) у ребенка происходит становление идентичности  

  1. Теория Э. Эриксона

Б) ребенок в процессе развития учится действовать с предметами и взаимодействовать с людьми

  1. Теория Д.Б. Эльконина

В) психологическая функция первоначально проявляется в воспитании, обучении и только затем превращается в функцию самого ребенка


3. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущий вид деятельности:

1. Младенчество а) учебная деятельность

2. Раннее детство б) эмоциональное общение с взрослыми

3. Дошкольный возраст в) учебно-профессиональная деятельность

4. Младший школьник г) интимно-личностное общение со сверстниками

5. Подростковый возраст д) сюжетно-ролевая игра

6. Ранняя юность е) предметно-манипулятивная деятельность

4. Во время стабильных периодов ребёнок накапливает ___________________________________ изменения, а во время критических периодов происходит _________________________________ изменения.
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

5. К факторам психического развития не относятся:

а) генетическая наследственность;

б) возрастные психологические кризисы;

в) социальная среда;

г) активность самого субъекта.

6. Динамику психического развития ребенка Л.С. Выготский связывал с:

а) социальной ситуацией развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) процессами созревания;

г) произвольностью психических процессов.

7. Закон неравномерности психического развития ребенка проявляется в форме:

а) высшие психические функции первоначально возникают как форма коллективного поведения, а впоследствии становятся внутренней функцией самого ребенка;

б) развитие есть цепь качественных изменений;

в) в детском развитии существуют сензитивные периоды
;

г) периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы сменяются периодами преимущественного развития познавательной сферы ребенка.

8. Л.С. Выготский полагал, что развитие высших психических функций человека определяется:

а) процессом интериоризации;

б) наследственностью;

в) привязанностью ребенка к матери;

г) психологической защитой.
Рефлексия занятия

Продолжите фразу: «Педагог должен знать психологические особенности детей разного возраста, для того чтобы… …………….……….……………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»
ТЕМА 3.

Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Вопросы для обсуждения

  1. Кризис рождения.

  2. Ведущий вид деятельности в младенчестве.

  3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца.

  4. Социальная ситуация развития в младенчестве.

  5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в её развитии.

  6. Кризис одного года и его проявления.


Основные понятия темы: новорожденный возраст, младенческий возраст, безусловные рефлексы, условные рефлексы, эмоциональной общение с взрослыми, комплекс оживления, базовая потребность, ситуативно-личностное общение, эмоциональное развитие, круговые реакции, кризис новорожденности.
Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в младенческом возрасте


Познавательный процесс

Особенности развития

Роль родителей

Ощущение







Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Речь








Задание 2. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:

а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?