Файл: Теория государственного и муниципального управления Понятие и признаки управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория государственного и муниципального управления



  1. Понятие и признаки «управления», «государственного управления»


Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

а) необходимость создания и функционирования законченной системы;
б) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;
в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;
г) информация как главное связующее звено между участниками управления;
д) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);
е) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Государственное управление:

а) в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,

б) в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

1)это вид государственной управленческой деятельности;

2)деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;


3)деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

4)деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

5)характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

6)осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

7)обеспечивается посредством системы гарантий;

8)нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

9) реализует полномочия юрисдикционного хар-ра.

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. Функции: а)информ. обеспечение деятельности госорганов б)прогнозирование и моделирование в)планирование г)организация д) распорядительство е)руководство ж) координация з) регулирование.


  1. Возникновение и развитие теории государственного управления


Теория государственного управления состоит из множества идей, концепций, установок. Основные теории государственного управления начали складываться на рубеже XIX–XX веков, когда начинается разделение отраслей наук и наряду с формированием таких отраслей как государственное право, конституционное право, появляется наука государственного управления.

Главная заслуга в разработке основополагающихконцептуальных установок и принципов теории государственного управления как самостоятельной области исследования принадлежит немецкому ученому 

М. Веберу.Он стал инициатором и главным разработчиком важнейших установок и концепций государства как главного субъекта политики и власти, бюрократии, государственного аппарата. (Первый этап)

Одно из центральных мест в теории государственного управления занимает теория бюрократии. (Суть: бюрократический аппарат как идеальная модель организации управления обществом. Бюрократия – организация жестких вертикальных связей и коммуникаций, которая основана на специализации чиновников исходя из объекта управления, неукоснительном соблюдении ими правил и процедур реализации управленческих задач.)

Основоположником американской науки государственного управления считают профессора В. Вильсона. Он сформулировал теорию административной эффективности. (Суть: предложение использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями.)

Следующий этап в развитии теории государственного управления охватывает первую половину XX в.Фундаментальные работы появились в 30-е годы ХХ века. Складываются основные школы:

1. Классическая (административная) А. Файоля, Л. Урвика, Д. Д. Муни и А. К. Рейли. Представителейданного направления объединяло убеждение в том, что система государственного управления должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах.

2. Школа человеческих отношений, поведенческих наук М. Паркера и Ф. и Э. Рейли, А. Маслоу, М. Фоллет, Э. Мэйо, У. Мэрфи. Их объединяло признание того, что немаловажным фактором оптимизации системы государственного управления, повышения производительности труда работников и их удовлетворенности своим трудом является улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий. Человеческий фактор рассматривался в качестве одного из основных элементов эффективности управления организацией.


3. Идеи английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения.

Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 1950-м годам. Он характеризуется использованием в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа.

(В рамках структурно-функционального подхода государственное управление — единая сложно структурированная система, каждый элемент которой выполняем определенные функции.

Бихевиористский подход в сфере государственного управления направлен на исследование и объяснение поведенческого аспекта государственно-управленческих отношений: поведение управляющих и управляемых, их мотивация.

Системный подход направлен на синтез знаний, имеющихся в различных областях науки. Цель подхода видится в выявлении всего комплекса отдельно взятых взаимосвязей элементов государственно-административной системы с обществом.)

В XXI в. начался четвертый этап в развитии теории государственного управления, который связан с развитием информационной революции. Теория информационного государства утверждает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития.

3. Формы и методы государственного управления

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.

По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

Обычно среди форм государственно-управленческой деятельности выделяют: а) установление норм права   б) применение норм права   в) осуществление организационных действий  г) осуществление материально-технических операций.

Можно по сути говорить о двух формах:

правовых - посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл;


организационных - связанных с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий.

Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений. Важно, чтобы информационные сведения, законодательные нормы, социологические данные и др., лежащие в основании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме. От их достоверности во многом зависит управленческое решение.

Управленческое решение представляет собой в большинстве случаева правовой акт. Существует проблема соотнесения его с компетенцией данного государственного органа.
Организационные формы можно охарактеризовать как способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы.

В организационных формах представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии. Здесь предлагаются различные идеи, проводятся “мозговые атаки”, обеспечивается компромисс и согласование возможных управленческих решений и действий.

В управленческой практике используется много организационных форм: сессии, заседания, совещания, конференции и т.д.

Часто слабый профессионализм управленческих кадров, кризисное состояние управленческих ситуаций приводят к тому, что посредством изобилия организационных форм демонстрируется активность управленческой деятельности и ее якобы демократизм. На самом же деле все сводится к пустым разговорам. Недооцениваются  условия и факторы рациональности организационных форм управленческой деятельности: состав участников, заинтересованных и компетентных в обсуждаемой управленческой проблеме, способы актуализации интеллектуального и должностного потенциала собравшихся; время и длительность проведения мероприятия; фиксация результатов обсуждения и придание им публичного звучания, контроль за исполнением итогов обсуждения.

На использование организационных форм затрачивается крупные материальные и финансовые ресурсы, но отдача от них часто очень низка. Нередко с помощью организационных форм  ведется бюрократическая игра, создается видимость того, что проблемы находятся в поле внимания. Их обсуждают, но не решают.