Файл: Теория государственного и муниципального управления Понятие и признаки управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


* научная;

* пропагандистская;

Внешние функции государства классифицируют с учетом характера политических интересов, которые проявляются в структуре международной деятельности государства.

Внешние: 

* оборона страны;

* интеграция в мировое сообщество (например, ликвидация таможенных барьеров, введение единой валюты, создание правовых актов межгосударственного действия в Европейском союзе);

* поддержание миропорядка (связана с деятельность ООН);

* международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества (охрана мировой экосистемы, защита прав человека - Комитет ООН по правам человека) и др.

Функции государства следует отличать от функций его органов, которые имеют более конкретный характер, зависят от задач, назначения этих органов.

Функция – производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Каждый госорган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов государственного управления, т.е. конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.

Функции государства следует отличать от функций его органов, которые имеют более конкретный характер, зависят от задач, назначения этих органов.

По объему управляющего воздействия: 1. функции ГУ как воздействие на общество в целом. 2. функции   исполнительной  власти  как  административное  управление   государственными делами. 3. функции конкретного госоргана, публичной службы 4. функции индивидуального должностного лица

Функциональная структура ГУ

Функции ГУ и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру ГУ. В итоге каждая функция ГУ осуществляется посредством определенного комплекса управленческих функций государственных органов, расчлененных в вертикальном и горизонтальном отношениях.

При ее построении необходимы следующие правила:

1)разграничение полномочий (по вертикали распределение функций)

2)необходимо, чтобы каждая функция гос. управления получила надлежащую реализацию посредством управленческих функций гос. Органов. Существуют правила, по которым каждый уровень гос. органов должен осуществлять те управленческие функции и воздействовать на те управляемые объекты, которые непосредственно обеспечивают потребности и интересы населения, волю которого они представляют


3) при распределении функций по горизонтали должно быть исключено дублирование функций

4) связано с юридическим оформлением управленческих функций гос. органов типовые модели функциональной структуры гос. управления существуют в виде генеральных (типовых) схем управления отд. Отраслями или сферами.

Правильно подобранная комбинация управленческих функций государственных органов, согласованная в одном направлении с целями управления, а в другом — с управленческими потребностями управляемых объектов, весьма способствует повышению действенности государственного управления

В частности, именно квалифицированное моделирование, основанное на определенных классификаторах управленческих функций государственных органов, дает возможность отделять устойчивые функции управления от переменчивых, общие от специфических, внутренние от внешних, долговременные от кратковременных и т.д. И тем самым не консервировать устаревшие функции управления и не мешать становлению новых, перспективных, добиваться такого положения, при котором функциональная структура государственного управления в каждый исторический момент соответствует общественным запросам и ожиданиям.
6. Организационная структура государственного управления, ее типология
Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.

Организационная структура государственного управления – это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган. В научных работах можно обнаружить различные характеристики государственного органа. В общем государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

 
Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточивающую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Под организационной структурой государственного управления понимают не только совокупность государственных органов, но и систему их организационных связей.

организационной структуре государственного управления  должно быть сосредоточено столько организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства.
Выделяют  определенные требования к построению организационных структур управления:

- стремление к минимуму ступеней в иерархической структуре управления.

- организационная обеспеченность функций.

- структура не должна быть сложной.

- должна быть гибкой.

- оптимальной сочетание централизации и децентрализации.

- исключение дублирования функций.

- обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение.

- обеспечение максимальной степени типизации.

В организационных структурах, в том числе и государственного управления, используется несколько организационных оснований, которые формируют соответствующие типы структур.

Типы структур:

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов, образующая в завершенном виде строгую иерархическую пирамиду. Линейный тип структуры жестко формализован и придает ей устойчивость, надежность, последовательность.

Функциональное основание ведет к формированию государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Это позволяет под каждую из реализуемых функций управления подобрать высококвалифицированный аппарат специалистов.


Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение достоинств линейного и функционального оснований и способствует созданию структуры, в которой одни органы принимают решения и властно проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их разного рода информацией. В итоге повышается уровень государственного управления.

Линейно-штабная позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов в специализированные, так называемые штабные подразделения, которые занимаются анализом управленческой информации статистического, аналитического, планирующего, координирующего и иного свойства и выработкой на его основе рекомендаций и предложений.

Программно-целевое основание, в соответствии с которым в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа и им подчиняются соответствующие элементы и их взаимосвязи. Это способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных, информационных и других ресурсов для решения актуальных общественных проблем.

Матричное основание совмещает линейное и программно-целевое управление. Принятый тип структуры, связанный, как правило, с территориальным управлением, обеспечивающим комплексный подход к управленческим процессам на определенной территории, будучи дополненный программно-целевыми структурами, управляющими решением отдельных проблем, дает возможность гибкого, адаптационного подхода к развивающимся, динамическим управляемым объектам и умелой координации их многообразия
7. Основы разработки государственной политики
Государственные  структуры создаются для выполнения важных задач, которые прямо или опосредовано связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни: социальной, экономической, военной и т.д.
Государственная политика (общественная политика) - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в
  его распоряжении.
Политика должна опираться на определенные принципы, в том числе быть открытой, прозрачной, конкурентной, ориентированной на конечные результаты и предоставление качественных услуг населению.

На практике государственная политика представляет политический процесс, в котором участвует много субъектов, имеющих свои цели и интересы, отражающие различные интересы и потребности социальных слоев и групп общества. Ее суть состоит в том, чтобы используя разнообразные механизмы и инструменты уметь выработать единую политику в определенной сфере, путем согласования этих интересов и с учетом имеющихся у государства финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов.

Существует несколько подходов к определению характера формирования политики в зависимости от роли в ней институтов гражданского общества и государственной бюрократии, а именно:

1. Политика как социальный процесс по решению общественных проблем, в котором на равных участвует государство и гражданское общество.

2. Политика как деятельность политических государственных институтов, когда основную роль играет государство в лице государственной бюрократии.

3. Политика как законодательный процесс, сводящийся к подготовке и принятию законодательных актов представительными органами власти на основе обобщения интересов различных социальных классов и слоев, а исполнительная власть отвечает за их реализацию.

 Государственная политика реализуется на определенном политическом пространстве, включающем в себя три составляющих компонента:

вертикальную составляющую (уровень политики): общегосударственная (общенациональная), региональная (территориальная), муниципальная (местная, городская);

горизонтальную составляющую (область политики): экономическая, социальная, экологическая и т.п.;

идеологическую составляющую (тип политики): либеральная, социал-демократическая, консервативная и т.д.

Однако возможны и другие классификации:

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение и др.