Файл: Теория государственного и муниципального управления Понятие и признаки управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем под методами государственного управления подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Всякое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) исходит командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) поступает информация обратной связи (после исполнения команд).
В зависимости от роли человека, общества как объекта управления выделяют демократический и авторитарный методы управления.
Демократическое управление исходит из того, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому данный метод управления не рассматривает внешний контроль как единственное средство достижения целей. Он предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности.
Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить централизованная власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления.
По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами управление может быть координационное и субординационное.
При координационном управлении различные функции управления сосредотачиваются на разных уровнях. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; при конфедерации образующие ее государства полностью сохраняют независимость.
Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарных государств.
По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление.
Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.
Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое директивное принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству, он возмещает ущерб государству (например, штраф за неуплату налогов).
В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое, стратегическое.
Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.
Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям. Стратегическое управление должно иметь глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства.
Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период.
Разные авторы предлагают различные основания классификаций.
Чиркин В.Е., например, предлагает следующую классификацию: экономические, административные и идеологические методы управления; правовые и неправовые; с точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов - методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии, контроля и надзора.
4. Цели государственного управления
В механизме государственного управления важнейшая составляющая
- целеполагание как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь.
Выдвижение целей перед государственным управлением, с одной стороны, касающимся всего общества, а с другой - опирающимся на государственную власть - очень трудный процесс.
Цели перед обществом и государством обычно ставили верховные правители - императоры, вожди, генеральные секретари и др. Народ на государственном уровне по существу никогда не выступал субъектом формирования целей государственного управления; обычно он был средством реализации целей.
В процессе целеполагания можно выделить системообразующие моменты:
1. Общественные источники возникновения и фиксирования целей ГУ.
2. Субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей. Существует связанность явлений, которые обозначают как 4 "п" - предвидение, прогнозирование, программирование, планирование.
3. Иерархия целей ГУ. По источнику возникновения и содержания, ниспадающей и логической последовательности основные виды целей ГУ образуют следующую структуру: общественно-политические; социальные; духовные; экономические; производственные; организационные; информационные; разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей ГУ.
4. Построение самого "древа" целей ГУ. Построить "древо" целей – значит осмыслить соотношение целей, их согласованность и субординацию в каждом конкретном случае при принятии управленческого решения.
Выделяют различные виды целей. Центральными являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием; стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие крупные блоки действий по достижению первых, а оперативные - в тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Иногда стратегические цели называют главными, а цели, позволяющие их достигать, обеспечивающими.
Существуют и другие классификации: по объему - общие и частные; по результатам - конечные и промежуточные; по времени - отдаленные, близкие и непосредственные; и др.
5. Особого внимания заслуживает соотношение целей и средств их осуществления.
Цели ГУ, призваны отвечать следующим блокам требований: обусловленными и обоснованными, социальномотивированными; обеспеченными в ресурсном отношении; системно организованными.
Для государственного органа существует три вида целей:
1. Цели- задания госорганов - это собственно управленческие цели, ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закрепляются. В них отражается назначение данной организационной структуры, место и роль в системе ГУ, т.е. то, ради чего она создана.
2. Цели-ориентации – отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленные цели задания.
3. Цели- самосохранения отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействие с окружающей средой.
В РФ цели определяют:
Президент в ежегодном послании Федеральному Собранию;
Государственная Дума в ФЗ о бюджете;
Правительство принимает программу (среднесрочную, долгосрочную) социально-экономического развития.
-защита прав и свобод человека; -организация федеральных органов власти; -управление федеральной собственностью; -разработка основ государственной политики.
5. Функции государства и государственного управления. Функциональная структура государственного управления
Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Первые отвечают на вопрос “что делать?”, вторые - “как делать?”.
Функции государственного управления - конкретные виды управляющих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по решению главных задач.
Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функции управления включают практически все функции государства, поэтому, модно сказать, что функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями.
В самом общем плане функции государственного управления делятся на политические и административные.
Политические функции имеют стратегическое значение. Разработка политической стратегии или политического курса – это общее направление деятельности государства, определение целей, задач и принципов общественного развития на длительный исторический период.
Главные политические функции – разработка и принятие политических решений, а затем контроль за их исполнением.
Административные функции – исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информации, дискреционная деятельность и экспертиза.
много классификаций функций государства.
* Основные, связанные с главными задачами государства (например, функция обороны страны) и неосновные, связанные с задачами, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (например, предотвращение стихийных бедствий и преодоление их последствий).
* Постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития (например, правоохранительная) и временные, преходящие (например, создание ракетно-ядерной промышленности в СССР во время “холодной войны”).
* Функции общего характера, социально нейтральные, не зависящие от социальной природы, типа того или иного государства (оборона) и отдельные или социально определенные, зависящие, в частности, от исторического типа того или иного государства (функция охраны социалистической собственности).
* Внутренние, которые государство осуществляет внутри страны (экологическая функция) и внешние (участие в поддержании миропорядка).
В литературе выделяют разные виды внутренних и внешних функций.
Внутренние функции:
* экономическая (государство как предприниматель, плановик, координатор экономических процессов);
* социальная (организация социальной жизни);
* обеспечение правопорядка (гарантирование элементарного порядка - борьба с преступностью, административным произволом);
* защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил;
* культурная;
* воспитательная;
* образовательная;