Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1620

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15-19 апреля 1925 года в г.Ак-Мечеть состоялся 5 съезд Советов Казахской АССР, на котором коренным жителям вернули исконное имя- казахи. Киргизская ССР переименована в Казахскую АССР, город Ак-Мечеть стал называться Кызыл-Орда.Столица республики была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду (1925-1929 гг.) учебник История Казахстана 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 72-73) Таким образом, объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа и имело огромное историческое значениедля восстановления традиции государственности. учебник История Казахстана 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 73)
32. Охарактеризуйте особенности образовательных учебных заведений, действовавших на территории Казахстана вначале ХХ века. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, дававших мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. В то время большой популярностью среди населения пользовались медресе. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу, учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. С 1870 г. по инициативе царского правительства в медресе в обязательном порядке преподавались основы русского языка. Со временем правительство старалось взять под контроль мусульманское обучение. Но для открытия мектебов и медресе требовалось получение специального разрешения от уездного начальника.
Новометодные школы. В конце І в. началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. Вначале второго десятилетия XX встали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то теперь по звукам – всего за 2–3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель Гаспринский. Они доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин – арифметики, географии,
естествознания, истории и т. д. В них был лучший состав учителей, имелись доступные учебные пособия и оборудование. Более эффективными были и методы обучения. Первый новометодный мектеб в Казахстане открылся в г. Туркестане в 1900 г. Позднее такие заведения появились ив других городах края. Однако новометодные школы не получили широкого распространения. Хан Жангир много внимания уделял просвещению своих подданных, внедрению европейской культуры и образования, развитию ислама, увеличил численность мулл в аулах, выполнявших функции письмоводителей и духовных наставников. В 1841 г. появилась первая светская школа, в ней изучали русский, арабский, персидский языки, а также азы математики, географии, истории и т. д. Открытие светских школ и учебных заведений в крае. В 1813 г. в Омске, а затем в 1825 г. в Оренбурге стали функционировать военные училища. их переименовали в Сибирский и Оренбургский Неплюевский кадетские корпуса. Казахским детям доступ в них был ограничен. В условиях кочевого и полукочевого образа жизни возникали трудности в организации стационарных учебных заведений. С началом промышленного освоения Казахстана стали нужны образованные люди. Поэтому в 1850 г. в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения, в которой готовили писарей и переводчиков, преподавали русскую историю, математику, всеобщую историю, географию, и геометрию. Позднее подобная школа появилась ив Омске. В 1861 г. открылась русско- казахская школа в г. Троицке, затем ив других городах. В 1883 г. в г. Орске Оренбургской губернии начала работать первая учительская школа для казахов, в открытии которой большая заслуга принадлежала И. Алтынсарину. Открывались сельскохозяйственные школы, русские волостные школы, женские начальные школы в Тургае, Актюбинске, Кустанае и других городах. Поданным переписи, всего лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных. Процент казахов, знающих русскую грамоту, был еще ниже. Российская империя считала неприемлемым допускать казахов к получению высшего образования. Ни одного высшего учебного заведения в Казахстане не открылось. В июне 1901 г. генералгубернатор Степного края Сухотин предложил военным губернаторам
Акмолинской и Семипалатинской областей открыть русско-казахские школы. Омский уезд Акмолинской области был одним из самых просвещенных, а город Омск стал одним из крупных образовательных центров практически для всего Казахстана. В 1789 г. здесь открылась азиатская школа, готовившая чиновников для колониального аппарата. В 1882 г. в Омске открылось техническое училище, ветеринарно-фельдшерская школа Под влиянием первой русской революции заметно возросло национальное самосознание казахов. Наиболее дальновидные родители отправляли своих детей в средние и высшие

учебные заведения России, а также зарубежных стран. На рубеже XIX–XX вв. водной только Казани обучалось около 100 казахских студентов. Немало молодых людей училось в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Саратова, Киева, Тарту, Каира, Бомбея, Стамбула и Варшавы. Факультет Санкт-Петербургского университета закончили М. Шокай и А. Турлыбаев, Санкт-Петербургский лесотехнический институт – А. Букейхан, Санкт-
Петербургскую военную медицинскую академию – С. Асфендияров, медицинский факультет Томского университета – А. Сеитов и многие другие. В вузах России начали обучаться и казашки. Петербургский женский медицинский институт закончили Гульсум и Мариям
Асфендияровы. История Казахстана (XVIII–XIX вв.) Учебник для 8 (7) классов общеобразовательных школ. Авторы З. Е. Кабульдинов, Ж. Н. Калиев, АТ. Бейсембаева. Алматы «Атамұра» ,2018, стр 33. Охарактеризуйте особенности Ботайской культуры Археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах дон. э. на севере Казахстана (Акмолинская область. Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. В 1980 году у села Никольское в (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора Зайберта нашла Ботайское городище Ботайская культура, культура племен Северного Казахстана эпохи энеолита. Расположен в 1,5 км к Юго-Востоку отсела Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области. В 1981-1983 годы Археологическая экспедиция Северо-Казахстанского университета под руководством профессора Виктора Зайберта обнаружила остатки поселения из 158 сооружений, общей площади 15 га. На поселении Ботай завесь основной период его существования, длившийся несколько столетий, древними людьми было построено не менее 250 жилищ. Площадь полуземляночных жилищ составляла 20-70 квадратных метров. Они располагались группами, часто примыкали друг к другу и, вдобавок, некоторые соединялись между собой переходами. Все постройки разделяются на жилые и хозяйственные. Как правило, в каждом жилище был один очаг, расположенный на полу, в центре. Не исключено, что в таких жилищах жили родственные общины, представлявшие, скорее, одну хозяйственную ячейку. Она могла насчитывать от 40 до
50 человек. Коллективные разнополые захоронения подтверждают вероятную возможность существования семейно-хозяйственных общин, состоящих в свою очередь из трех-четырех малых семей. Если в неолитических памятниках на территории Северного Казахстана преобладали орудия, характерные для охоты и рыболовства, тов эпоху энеолита на этой же части лесостепи, в связи с переходом к производящему хозяйству, ведущее место стали занимать инструменты, используемые в деревообработке, скорняжном деле и других видах

домашних промыслов. Многочисленную группу составляют изделия из сланцев, известняка, гранита. Широко использовалась разнообразная керамическая посуда. Примечателен набор костяных орудий серпы и косы из костей нижних челюстей лошадей, землеройные орудия, инструменты по обработке дерева, иглы, шилья и другие ткацкие инструменты, штампы, гарпуны. Это свидетельствует о наличии земледельческих навыков и развитой системе домашних промыслов. Многие орудия и предметы имеют на своей поверхности орнаментальные рисунки, загадочные знаки и линии. Но основной примечательной особенностью находок на поселении
Ботай является огромное количество костных остатков. Они находятся везде - и на поверхности земли, ив земле, ив заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, ив хозяйственных ямах. И что самое интересное, так это то, что лишь сотая часть остатков - это кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого, медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Основная же, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания. В становлении Ботайской культуры сыграли большую роль племена, населявшие территории между реками Жайык и Иртыш.
(Учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; параграф 3-4 стр. 15-17.)
34. Определите, в чем заключается историческая преемственность Ак Орды и Казахского ханства. Улус Орда Ежжена, старшего сына Джучи, носил название Белой Орды – Ак Орда.
Золотоордынские правители практически не вмешивались вдела Ак Орды иона, по сути, была независима. Возвышение Ак Орды произошло при Урус хане.Он объединил все земли левого крыла джучидов, вернул Ак Орде присырдарьинские города и, прежде всего, столичный город
Сыгнак. Затем он присоединил бывшую Кок Орду шибанидой – Западный Казахстан. После смерти Урус хана объединил весь улус Джучи под своей властью –Токтамыш, а потомки Урус хана стали бороться за восстановление своей власти в Ак Орде. Бараку, потомку Урус хана, удалось на пять – шесть лет объединить Восточный Дешт – и – Кыпчак, но после его гибели в
1428 году Ак Орда распалась. Огромная территория, объединенная Урус ханом, была и этнической территорией казахов, и государственной территорией будущего Казахского ханства. Именно поэтому Ак Орда Урус хана считается первым казахским государством. (З.А.Джандосова. Учебник История Казахстана 10 класс, «Мектеп» 2019; §35, стр. 136-137)
Казахская государственность была основана на единстве территории, власти и народа , объединенного родоплеменной системой . Казахское общество управлялось с помощью институтов политической власти- хана, биев, курултая, улусов. Наблюдается преемственность форм государственного устройства, которая связана с характером степной кочевой цивилизации. (З.А.Джандосова. Учебник История Казахстана 10 класс, «Мектеп» 2019; §337-38, стр. 146,149)


35. Охарактеризуйте сакральные памятники Казахстана. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 217-222) В программной статье Взгляд в будущее модернизация общественного сознания Глава государства Н.А.Назарбаев инициировал создании проекта Духовные святыни Казахстана Сакральная география май, 2017 г, в рамках которого будет создан культурно- географический пояс святынь. Центр Сакральный Казахстан Национального музея РК определен список из 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана. Это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как священные горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа. Особо почитаемые памятники природного наследия (природно-ландшафтные): Гора Ақмешіт (Улытау). Пик Хан Тенгри. Гора Мұзтау (Белуха, Алтай.
Чарынский каньон.
Гора Казыгурт. Археологические и архитектурные памятники Городище Бозок.
Боралдайские сакские курганы.
Иссыкские сакские курганы. Археологический комплекс Танбалы (Тамгалы).
Теректи аулие. Археологический комплекс Бегазы. Поселение Ботай. Религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения
Мавзолей-комплекс ХА. Яссави (мавзолей Рабии Султана Бегима, XV в, XVII в, Большой
Кылует, XII в, Городище Култобе (Яссы, Мавзолей Гауhар ана, ХІІ-ХІV вв.). Мавзолей Арыстан баб, Х в. Сакральные места, связанные с историческими личностями Мемориальный комплекс Кобыланды батыра в Жиренкопе.
Мавзолей Есим хана. Ставка хана – Кокшетау. Поляна Абылай хана. Окжетпес. Пещера Кенесары. Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями Место Орбулакского сражения. Место Булантинской битвы. Место Анракайской битвы. Сохранение духовного наследия свидетельствует о величии народа и становлении его целостной картины мира. Казахстан - многонациональная страна с колоритным жизненным бытием и многогранной ментальностью. Современный подход к богатому духовному наследию предполагает преодоление замкнутости традиционных культур и их стереотипов, признание плюрализма культурных кодов и множественности их смыслов в новом культурно- пространственном измерении. Изучение культурно-исторических корней и идейно-мировозренческих основ наследия казахского народа осуществляется как духовная целостность - духовная свобода - духовная чистота, органичность которых составляет стержень социального пробуждения, интеллектуального наследия и тип национальной идентичности. Оно базируется на соотношении трех измерений - культурной общности, межкультурного диалога и духовного опыта. В каждом регионе нашей страны есть какое-то священное место, которое обладает совершенно особой космической энергетикой, и туда люди едут оздоравливаться, исполняются многие желания. Каждое место имеет какую-то свою историю, легенду. Сакральная карта создается для наших казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей родины, а также для того, чтобы презентовать природные данные Казахстана мировому сообществу. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников.
36. Охарактеризуйте особенности устройства юрты кочевника. Объясните, почему у казахов получил распространение не конический а полусферический тип юрты Казахская юрта Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать вовремя кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово юрта можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании. Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но ив Кыргызстане

где сегодня используется на высокогорных пастбищах, Туркменистане, Монголии, на Алтае ив республике Тува (входящих в состав Российской Федерации. При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров. По сравнению с другими типами такого рода жилищ она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Водном простом вопросе – вся суть юрты, в частности, и внутренняя природа души тюркского странника, в целом. Если отвечать на этот вопрос сточки зрения физики и архитектуры, то сооружение круглой формы более устойчив к ветру и другим неблагоприятным погодным условиям. Наши предки, которые скитались по степи по ветру, об этом знали, поэтому юрта – это отличный пример простого архитектурного решения. В духовном смысле округлая форма юрты олицетворяет важные божественные элементы, которым поклонялись древние тюрки. Это Небо, Солнце, Земля. Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов решеток «кереге», составляющих стены жердей «юк» (или «уук») образующих купол и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты
«шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом. Процесс сборки юрты обычно производят женщины, и команда из 2-3 человек может возвести ее за один час. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев. Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купола затем все остальные. После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, ив завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с помощью веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя. Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Справа и слева от входа –