Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с перечисленными особенностями использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе, отражающими преимущественно положительные стороны информатизации образования, существует ряд моментов, затрагивающих психологические аспекты информатизации образовательной среды и вызывающих к себе неоднозначное отношение.

Иллюстрации, картинки, графики, безусловно, позитивно влияют на усвоение текстовой информации, однако следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) автоматически не улучшает познавательные процессы. Намного более важным условием эффективного использования ЭОР в процессе обучения является способность пользователей к декодированию символьных и кодовых систем. Довольно часто можно наблюдать, что экономное, но целенаправленное использование медиальных форм презентации имеет лучший результат, чем пестрое нагромождение различных медиаподач учебного материала.

Имеет место тесная взаимосвязь между тематическим интересом и приобретением знаний. Хорошо организованная учебная работа с использованием ЭОР может оказаться безуспешной, если учащиеся не проявляют интереса к предложенной тематике.

Использование электронных средств коммуникации чаще всего несет с собой некоторый эффект новизны, который может привести к мотивированному и занимательному изложению материала, но эта заинтересованность через определенное время снова снижается.

Применяя ЭОР в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие особенности. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.

Влияние ЭОР на личность обучаемого может быть выражено в большей или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении личности в целом (Интернет-зависимость, синдром хакера и т.п.). Психологи, педагоги, специалисты в области информационных технологий уделяют много внимания исследованию последствий информатизации для различных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной. Однако вопросы глобальных изменений в психике личности в полной мере еще не изучены.

Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности часто направлено
, главным образом, на освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение ЭОР постепенно делает ненужными многие умения и навыки, формы деятельности. Однако нецелесообразное использование ЭОР может привести к серьёзным потерям. Например, широкое и не всегда оправданное использование микрокалькуляторов даже в начальной школе ведет к утрате навыков устного, быстрого счета и т.п. В итоге это приводит к тому, что учащиеся не могут правильно оперировать самим понятием числа, поскольку не прочувствовали основные операции с числами.

Современные ЭОР обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым.

Широкому внедрению ЭОР обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие личности учащихся. Опасность технократического мышления, формирующегося под прямым и косвенным влиянием информационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями».

Моделирование и последующее включение в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения, творческих способностей. Однако, как отмечает Й. Хазебрук, работа с системами виртуальной реальности, предоставляющими обучаемому возможность фантазировать в киберпространстве, может вызвать аутизацию, то есть замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Если при этом происходит несбалансированная замена реальных действий некими символическими моделями, то трудно ожидать полноценного развития личности. В то же время, было бы неверно считать, что аутизация является неизбежным последствием информатизации, в том числе и применения ЭОР в образовании. Наоборот – при лечении того же аутизма применяются специализированные компьютерные программы, а системы виртуальной реальности помогают избавиться от ряда фобий, например страха высоты.

Таким образом, последствия применения ЭОР могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне. Планируя использование электронных средств в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять направления его развития.



Относительно дидактических и воспитательных возможностей новых ЭОР у педагогов существуют различные точки зрения. Большинство же исследователей сходится во мнении, что применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем этот образовательный потенциал заложен в самой идее информационных средств.

Глава 2. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках информатики

    1. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения информатике

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. 

Применение электронных образовательных ресурсов позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся: обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения. 
Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает: 

  • Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.

  • Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

  • Моделирование - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделирование реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

  • Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.

  • Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают. 


Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы. 

Перед педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень: 

  • Каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?

  • В каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов?

  • Как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы?

  • Какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?

  • Какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?

При подготовке уроков с применением информационных технологий необходимо тщательно продумывать план занятия, отбирать и последовательно собирать воедино (теперь уже не на бумаге, а в компьютере) дидактический материал. 

Но предстоит решить и еще один вопрос: «Как в режиме обычного урока успеть про вести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?»

Без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплектов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными пособиями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со странички авторской мастерской автора учебника. 
По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к теории, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерактивные задачники, исполнители, домашние и практические задания. 
При разработке своей рабочей программы необходимо придерживаться учебного плана, что и позволит максимально внедрить ЭОР в учебный процесс. 

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет