Файл: Учебное пособие для высшего профессио нального образования В. Т. Еременко, О. И. Усачева. Орел фгбоу впо Госуниверситет унпк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
изготовления, сборки, строительства, эксплуатации, ремонта, органи- зации производственного процесса.
Основным технологическим документом является технологиче-
ская карта, содержащая подробную информацию обо всех производ- ственных операциях, необходимых для изготовления изделия.
Существует несколько разновидностей технологических карт:
- операционные (фиксируют одну производственную операцию);
- общие, или маршрутные (показывают последовательность всех операций по изготовлению изделия или детали);
- цикловые (содержат информацию о группе операций, которые выполняются одним работником или в одном цехе);
- карты типовых технологических процессов (содержат сведения о средствах технологического оснащения и материальных нормати- вах для изготовления группы деталей и сборочных единиц).
Особую группу технических документов, имеющих правовое зна- чение, составляют стандарты.
В отдельную группу выделяются документы, способствующие использованию технических средств и охватывающие, таким образом, сферу потребления. К ним относятся: паспорта технических изделий, каталоги промышленных фирм, рекламные чертежи, рисунки и т.д.
До недавних пор техническое документирование осуществлялось преимущественно в традиционной (аналоговой) форме – в виде чер- тежей, карт и т.п. В настоящее время всё большее распространение получают цифровые средства и методы представления научно- технической информации. В частности, создаются электронные карты и атласы, позволяющие эффективно управлять картографической ин- формацией, наглядно отображать местность, производить необходи- мые расчёты [16, 17].

30
3.4. Фотодокументирование: история развития, значение
фотодокументов в различных областях деятельности
человека
Начиная с XIX века, наряду с текстовым и техническим изобрази- тельным документированием, всё более широкое распространение стали получать новые способы документирования, явившиеся резуль- татом технического прогресса, научных открытий, технических изоб- ретений. Это фото-, кино-, видео-, фоно(аудио)документирование.
Создаваемые таким путём документы получили название аудио- визуальных, т. е. содержащих изобразительную и звуковую информа- цию, воспроизведение которой требует соответствующего оборудо- вания. Они обычно рассматриваются в едином комплексе, так как весьма схожи по технике создания и воспроизведения, по характеру информации, по способу кодирования, по организации хранения.
К аудиовизуальным относятся фото-, кино- и видеодокументы, ви- деофонограммы, фонодокументы, а также документы на микро- формах.
Фотодокумент – это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине
XIX века и связано с изобретением фотографии (от греч. photos – свет, grapho – пишу, рисую, т.е. в буквальном переводе светопись).
Фотография представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах дей- ствием на них света и последующей химической обработкой.
Фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающих- ся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим ис- точником. Фотография заняла прочное место в документах, удосто- веряющих личность: паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п.
Такое важное значение фотодокументы приобрели прежде всего потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек по-


31
лучает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действи- тельности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.
В результате появились документы на микроформах. Это фотодо- кументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовле- ния и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники. К числу таких документов отно- сятся:
- микрокарта – документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;
- микрофильм – микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда;
- микрофиша – микроформа на прозрачной форматной плёнке с последовательным расположением кадров в несколько рядов;
- ультрамикрофиша – микрофиша, содержащая копии изображе- ний предметов с уменьшением более чем в 90 раз.
К примеру, ёмкость ультрамикрофиши размером 75×125 мм со- ставляет 936 страниц книжного формата.
В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Он лишён многих недостатков, присущих традиционной технологии, основанной на фотохимическом галогенсеребряном процессе и требующей многоступенчатой хими- ческой обработки, значительных затрат времени, использования дра- гоценного металла – серебра. В цифровой фотографии оптическое изображение объекта съёмки преобразуется в электрический видео- сигнал с помощью светочувствительного сенсора – твердотельной пластинки с размещённым на ней множеством мельчайших фотоэле- ментов – пикселей. Затем полученный сигнал преобразуется в цифро- вую форму и сохраняется в запоминающем устройстве, откуда может быть подан на принтер для получения фотоотпечатка. Первая система электронной фотографии была создана в 1981 г. японской фирмой «Sony».
Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что по- лученное изображение можно корректировать: изменять цвет, кон- траст, ретушировать и т.п. Кроме того, цифровой фотоаппарат можно

32
подключать к компьютеру и его периферийным устройствам, переда- вать полученные снимки по системе Интернет.
В настоящее время цифровая (электронная) фотография пока ещё не получила широкого использования вследствие своей дороговизны.
Однако уже в обозримом будущем, по прогнозам специалистов, неиз- бежно произойдёт переход от обычной фотографии к цифровой.
3.5. Фонодокументирование: возникновение, применение
Научившись с помощью письма закреплять и передавать инфор- мацию во времени и пространстве, человек с давних пор пытался за- фиксировать на материальном носителе свою речь, звук. Решение этой задачи во многом было продиктовано общественными потреб- ностями. Дело в том, что звукозапись позволяет в несколько раз ускорить процесс документирования. Например, для записи одной страницы текста рукописным или машинописным способом требует- ся не менее 9 мин, тогда как диктофон позволяет это сделать всего лишь за 3 мин. Кроме того, даже самые лучшие стенограммы не в со- стоянии в точности передать сказанное в речи, выступлении и т. п., хотя бы уже потому, что значительная доля информации (по некото- рым данным, до 40 %) заключена в интонации говорящего.
Однако лишь в 1807 г. физик Т. Юнг сумел впервые закрепить следы колебаний звука на закопчённой бумаге. И только в 1877 г., т.е. спустя 70 лет, американскому изобретателю Т.А. Эдисону уда- лось создать аппарат, получивший название «фонограф», с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение зву- ка, сначала на валике с оловянной фольгой, а затем на восковом вали- ке. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В частности, француз Ш. Кро предложил идею, а немец Э. Берлинер осуществил на практике запись звука не на вращающийся цилиндрический валик, а на цинковый диск. Так, в 1888 г. был изобретён граммофон. В отличие от восковых валиков, с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном.
Одними из первых увидели пользу звукозаписи коммерсанты.
Они, к примеру, рекомендовали приобретать фонографы прежде все- го завещателям наследства, которые бы высказывали с его помощью свою предсмертную волю без оформления письменных заверенных


33
завещаний. Трудно переоценить значение изобретения звукозаписи для развития культуры. Уже в первые десятилетия существования отечественной грамзаписи, начало которой в России было положено в 1899 г., удалось записать и тем самым сохранить для потомков го- лоса многих выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков, учёных и т.д. На фоновалики в начале века были записаны, в частно- сти, голоса Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, ряда известных артистов.
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. американский инженер О. Смит. Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Его изобрёл и построил датский инженер В. Поульсен, использовавший для записи звука остаточное намагничивание стальной проволоки или ленты. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет.
Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 30-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и элек- тронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловив- шие появление магнитофона. Электромагнитная запись звука дала возможность не только документировать человеческую речь, но и кор- ректировать записи.
В дальнейшем происходило непрерывное совершенствование магнитной записи, а также соответствующей аппаратуры и матери- альных носителей.
Кроме механического и магнитного, был изобретён также фото- графический способ записи звука, до 50-х годов использовавшийся в кинематографе. Этот способ основан на изменении яркости или ширины светового луча, направленного на движущуюся киноплёнку, в зависимости от изменения звуковых колебаний. После соответ- ствующей обработки на киноплёнке образуется звуковая дорожка
(фотографическая фонограмма).
Результатом фо- но(аудио)документирования являются фонодокументы – документы, содержащие звуковую информацию, зафиксированную любой систе- мой звукозаписи. В отличие от других документов фонодокументы содержат интонационные, тембровые, ритмические и иные характе- ристики, дающие весьма важную информацию о каком-либо собы- тии, явлении, человеке и т.д.


34
В настоящее время фоно(аудио)документирование используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода различных совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых писем, устных распоряжений и указаний с це- лью последующего их перепечатывания. Звукозапись используется в современных телекоммуникационных системах в качестве голосо- вого почтового ящика; в промышленном, политическом, бытовом шпионаже; с целью фиксации кризисных ситуаций («чёрные ящики» в авиации) и др.
3.6. Кинодокументирование. Видеозапись
С фотодокументированием тесно связано кинодокументирование, появившееся благодаря изобретению фотографии и, естественно, позднее. Кино – это по существу динамическая фотография. В ре- зультате киносъёмки на плёнке получается изображение, представ- ляющее собой ряд фотографических снимков, содержащих последо- вательные статические фазы движения. При проекции этих изобра- жений на экран, вследствие быстрой смены кадров, движение вос- принимается как непрерывное. Связано это с тем, что возбуждение сетчатки глаза, вызываемое проекцией изображения отдельного кад- ра, не успевает затухнуть, пока данный кадр не сменится другим, ко- торый содержит изображение следующей неподвижной фазы движе- ния. В результате последовательные статичные фазы движения сли- ваются в зрительном человеческом восприятии. Причём оптимальной является смена 24 кадров в секунду.
Родословная кино также уходит вглубь столетий. Ещё древнегре- ческий учёный Птолемей обратил внимание на способность челове- ческого глаза задерживать в течение нескольких мгновений зритель- ные впечатления. Он обнаружил, что если быстро вращать черепок, окрашенный с одной стороны в красный, а с другой – в белый цвет, черепок кажется розовым. Этот эффект впоследствии был назван инерцией зрения или памятью зрения.
Другой предпосылкой стало изобретение так называемого «вол- шебного фонаря», принцип действия которого был известен ещё древнеегипетским жрецам и оказался востребованным в середине
XIX века. В основу его конструкции положен вращающийся круг

35
с нанесёнными рисунками. С помощью зеркал можно было передать изображение на экран.
Однако решающими стали успехи в различных областях науки и техники, достигнутые к концу XIX века:
- изобретение хронофотографии, т.е. покадровой съёмки последо- вательных фаз непрерывного движения;
- использование ленточного перфорированного носителя изобра- жения;
- осуществление проекции изображения непрерывного движения на экран;
- создание механизма прерывистого движения светочувстви- тельной плёнки в процессе съёмки и при кинопроекции.
В результате уже в 1880-е годы были изобретены первые кино- системы. Разработку одной из них осуществил француз О. Ле Пренс, первым применивший гибкую целлулоидную светочувствительную ленту и частоту съёмок 16 кадров/сек. Исследования активно прово- дились и в других странах: Англии, Соединённых Штатах Америки,
Германии. Однако рождение кинематографа впоследствии оказалось связанным с именами братьев Люмьер, которым в 1895 г. удалось не только осуществить киносъёмки, но и впервые организовать пуб- личный показ кинофильмов. До конца XIX столетия французами бы- ло отснято около 2 тыс. фильмов, ставших первыми в мире кинодо- кументами.
Первой киносъёмкой в России явилась съёмка коронации Николая
Второго в 1896 г. В том же году, 18 мая, в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в стране кинотеатр. Уже вскоре ки- нохроника в России получила довольно широкое развитие. Постепен- но на основе производства хроникально-документальных съёмок вы- росла отечественная художественная и научно-популярная кинема- тография.
В процессе кинодокументирования, т.е. кинематографическим способом, создаются изобразительные или аудиовизуальные доку- менты, получившие название кинодокументов. Они имеют сложную структуру и состоят из кадров, планов (последовательно расположен- ных кадров, снятых с одной точки), а также звуковой составляющей, т.е. органически сочетают в себе изобразительные, текстовые, музы- кальные и шумовые компоненты.
В кинодокументах находят широкое отражение самые различные события и факты реальной действительности. Не случайно на протя-


36
жении вот уже более чем столетия кинодокументы широко исполь- зуются для фиксации информации в различных областях науки и тех- ники, социально-экономической, политической, культурной жизни.
Многие тысячи метров киноплёнки в жанре кинохроники, кинопуб- лицистики стали своеобразной летописью отечественной и мировой истории.
Однако в последние десятилетия кинодокументирование уступает место видеодокументированию. Первые попытки видеозаписи были предприняты ещё в 1927 г. англичанином Дж.Л. Бэрдом для записи видеосигналов механического телевидения (телевидения с механиче- ской развёрткой изображения). Это была система механической запи- си на видеопластинку по типу существовавшей тогда обычной грам- записи. В 50-е годы с распространением электронного телевидения для видеозаписи первоначально также использовались методы записи звука. К тому времени количество этих методов достигло уже трёх: механический (на грампластинках), фотографический (в кинофиль- мах) и магнитный (в магнитофонах). Однако наиболее перспектив- ным оказался разработанный в 1956 г. в США принцип поперечно- строчной записи на магнитную ленту.
Видеозапись обычно осуществляется на магнитную ленту с по- мощью специальной видеокамеры. При этом изображение преобразу- ется в последовательность электрических сигналов (видеосигналы), фиксируемых на магнитной ленте. Видеосигнал может быть также синтезирован специальными электронными устройствами. Воспроиз- ведение производится на экране монитора с помощью видеомагнито- фона либо с помощью видеопроекторов, видеопанелей.
Широкое внедрение в видеотехнику цифровых методов и твердо- тельных матриц (вместо электронно-лучевых трубок и видеокамер) привело в последнее время к появлению цифровых и твердотельных видеомагнитофонов.
В процессе видеодокументирования получается видеодокумент, видеофонограмма – аудиовизуальный документ на ленточном или дисковом носителе, содержащий информацию, зафиксированную по- средством видеозвукозаписи. Хотя видеофонограмма создаётся на принципиально ином в техническом, технологическом и материаль- ном отношении носителе информации, тем не менее в документове- дении и источниковедении она причисляется к одной из разновидно- стей кинодокументов.
Следует заметить, что, несмотря на всю свою важность и значи- мость, фото-, кино-, видеодокументирование даёт возможность фик-

37
сировать информацию, относящуюся прежде всего и главным обра- зом к форме того или иного объекта, явления, события или процесса.
Фотографии, кинокадры и видеодокументы, показывая во всех по- дробностях форму, зачастую оказываются почти не в состоянии рас- крыть внутреннее содержание зафиксированных явлений и процес- сов. Объясняется это неспособностью соответствующих технических средств проникать вглубь явлений и процессов, раскрывать причин- но-следственные связи между ними. Тем не менее фото-, кинодоку- ментирование и видеозапись были и остаются важнейшими способа- ми фиксации информации.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятий «документирование» и «способы документирования».
2. Перечислите основные способы документирования.
3. Какие типы письма существуют?
4. Охарактеризуйте историческое появление каждого типа письма.
5. Дайте определение технического документирования.
6. Перечислите основные группы технической документации.
7. Дайте определение понятия «фотодокумент».
8. Какие бывают виды документов на микрофильмах?
9. Каково историческое развитие кинодокументирования?
10. Что такое фонодокумент?
11. Как развивалось фонодокументирование?