Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные методы преподавания биологии Научный регистрации по журналу.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
− рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
− менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Технология исследовательской деятельности позволяет осуществить деятельность, связанную, прежде всего, с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала по теме исследования, его анализ и обобщение, написание работы, публичная устная и мультимедийная презентация.
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам учащийся, его культура и творчество. В этом случае образование – это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство и отрочество ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития учащегося, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. В ходе занятий по дополнительной общеобразовательной программе учащийся постепенно приобретает опыт и проходит своеобразную подготовку к вхождению во взрослую жизнь. У него развиваются те качества, которые необходимы ему для жизни в изменяющемся социуме. Особенно важным становится поддержка и развитие его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации.
На занятиях по дополнительной общеобразовательной программе активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:
− учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;
− каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;
− работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;
− составы подгрупп не являются постоянными;
− специально создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам; в условиях выездной экспедиции, туристического похода у каждого учащегося своя собственная роль и ответственность, которые являются значимой частью общего коллективного дела и общей коллективной ответственности.
В работе объединения используются информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации [3].
ГЛАВА 2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО БИОЛОГИИ. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ
2.1. Разработка технологических карт по курсу биологии
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Основной формой проведения факультативных занятий является урок.
Поэтому эти же требования организации урока должны найти свое отражение в описании хода факультативного занятия по биологии.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Таблица 1. Сравнительная характеристика (https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez)
Технологическая карта урока по ФГОС | Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. | Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. | Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. | Указываются только общие цели всего урока. |
Рекомендации по разработке технологической карты:
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Биология.
Тема урока: Зоология – наука о животных.
Тип урока: урок углубления имеющихся знаний.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
– характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов животных, их практическую значимость;
– выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
– сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Познавательные
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
– строить логическое рассуждение;
– составлять тезисы, планы (простые, сложные);
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя;
– давать определение понятиям на основе изученного материала;
– представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем;
– осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Регулятивные
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
– работая по предложенному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, компьютер и т.д.);
– работая по плану сверять свои действия с целью при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
;
– распределять роли;
– договариваться с друг другом;
– отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться с достоинством признавать ошибочность своего мнения;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные
– формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы животных;
– с учетом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы;
– умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию;
– проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
– формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
– воспитание учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными.
Предметные
– характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов животных, их практическую значимость;
– выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
– сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, макеты животных, иллюстрации.
2. Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Таблица 2. Образец технологической карты
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
| | | | | |