Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные методы преподавания биологии Научный регистрации по журналу.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6. Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остаётся сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Технологическая карта урока по ФГОС – современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке. (https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez)
2.2. Факультативные занятия по биологии для 7 класса
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля» составлена и предназначена для обучающихся 7-х классов, на основе примерной программы авторского коллектива под редакцией В. В. Пасечника [10] и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 7 класса, мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание.
Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника. Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.
Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 36 часов, 1 час в неделю.
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.
Задачи:
– расширить и углубить знания по курсу зоологии;
– формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
– раскрыть и развить творческие способности учащихся;
– продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).
Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.
Основные формыизучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
-
Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. -
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории. -
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. -
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. -
Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. -
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
-
Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. -
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач. -
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. -
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности е решения. -
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать свое мнение. -
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. -
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. -
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. -
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. -
Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач. -
Смысловое чтение.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
– классификацию животного мира
– жизненные формы животных
– организацию животных
– значение животных и меры их защиты
уметь:
– самостоятельно выполнять творческую работу
– работать с различными информационными источниками
– анализировать и делать выводы из полученной информации
– творчески подходить к решению задачи
Таблица 3. Содержание курса (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/11/12/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-7-klass)
Раздел | Кол-во часов |
1.Введение | 1 |
2.Многообразие и развитие животного мира | 4 |
3. Среды жизни и места обитания животных | 6 |
4. Животные и биотические факторы | 6 |
5. Животные и абиотические факторы среды | 6 |
6. Животные и антропогенные факторы | 5 |
7. Сезонные явления животных | 5 |
8. Заключение | 3 |
ИТОГО | 36 |
Таблица 4. Календарно-тематическое планирование (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/11/12/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-7-klass)
№ | Дата | Содержание учебного материала | Практические работы | Экскурсии | Проектные и творческие работы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1.Введение (1 час) | ||||||
1 | | Введение | | | | Основные цели и задачи курса. Значение знаний экологии животных в жизни человека. |
2.Многообразие и развитие животного мира (4 часа) | ||||||
2 | | Систематика животных | | | | учащиеся должны знать: – систематические категории животных среды жизни и места обитания животных – доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические учащиеся должны уметь: – распознавать животных различных таксономических единиц – называть доказательства эволюции |
3 | | Многообразие животных | Практическая работа «Изучение простейших животных» | | | |
4 | | Историческое развитие животного мира | Практическая работа «Построение генеалогического древа» | | | |
5 | | Доказательства эволюции животных | | | Творческие работы | |
3. Среды жизни и места обитания животных (6 часов) | ||||||
6 | | Наземно-воздушная среда жизни | | | | учащиеся должны знать: – среды жизни животных – условия разных сред, – представителей животных разных сред жизни – особенности животных-паразитов учащиеся должны уметь: – описывать многообразие условий обитания животных – приводить примеры животных разных сред обитания – приводить примеры и характеризовать животных-паразитов |
7 | | Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор | | Экскурсия в музей «Знакомство с животными арктической зоны и тундры» | | |
8 | | Водная среда жизни | | | | |
9 | | Животные океанов, морей, рек, озёр | | | Творческие работы | |
10 | | Почвенная среда жизни. Животный мир почвы | | | | |
11 | | Организменная среда. Животные-паразиты | | | Проектная деятельность | |
4. Животные и биотические факторы (6 часов) | ||||||
12 | | Взаимовлияние животных и растений | | | | учащиеся должны знать: – типы взаимосвязей животных с другими организмами – типы связей животных между собой – роль животных в разных сообществах учащиеся должны уметь: – объяснять значение животных в сообществах – объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов – выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни |
13 | | Животные и грибы | | | | |
14 | | Животные и бактерии | | | | |
15 | | Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи | | | Творческие работы | |
16 | | Взаимовыгодные отношения животных | | | | |
17 | | Конкурентные отношения животных | | | Проектная деятельность | |
5. Животные и абиотические факторы среды (6 часов) | ||||||
18 | | Значение воды в жизни животных | | | | учащиеся должны знать: – абиотические факторы и их влияние на животных учащиеся должны уметь: – объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора – приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных |
19 | | Экологические группы животных по отношению к воде | Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных» | | | |
20 | | Значение температуры в жизни животных | | | | |
21 | | Экологические группы животных по отношению к теплу | | Экскурсия в музей «Приспособительные особенности животных арктической зоны» | | |
22 | | Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода | | | | |
23 | | Свет в жизни животных | | | | |
6. Животные и антропогенные факторы (5 часов) | ||||||
24 | | Влияние человека на животных | | | Проектная деятельность | учащиеся должны знать: – антропогенные факторы и их влияние на животных – меры охраны животных – значение животных в природе и жизни человека; – знать законы об охране животного мира учащиеся должны уметь: – объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора – приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний животными; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними |
25 | | Естественные и искусственные условия обитания животных | | | | |
26 | | Одомашнивание животных | | | | |
27 | | Охрана животных. Красная книга | | | Творческие работы | |
28 | | Заповедники, заказники России, Красноярского края | | Экскурсия в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра | | |
7. Сезонные явления животных (5 часов) | ||||||
29 | | Размножение и индивидуальное развитие разных животных | | | | учащиеся должны знать: – сезонные изменения разных животных – значения миграции, спячки, оцепенения в жизни животных – индивидуальные изменения животных учащиеся должны уметь: – объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора -приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними |
30 | | Размножение и индивидуальное развитие разных животных | | | Творческие работы | |
31 | | Приспособленность различных животных к сезонным изменениям | | | | |
32 | | Миграции. Спячка. Оцепенение | | | Творческие работы | |
8. Заключение (3 часа) | ||||||
33 | | Создание и защита проектов «Мир животных» | | | Проектная деятельность | |
34 | | Создание и защита проектов «Мир животных» | | | Проектная деятельность | |
35 | | Итоговый тест | | | | |