Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные методы преподавания биологии Научный регистрации по журналу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остаётся сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Технологическая карта урока по ФГОС – современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке. (https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez)
2.2. Факультативные занятия по биологии для 7 класса

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля» составлена и предназначена для обучающихся 7-х классов, на основе примерной программы авторского коллектива под редакцией В. В. Пасечника [10] и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 7 класса, мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание.                                                                                                                   


Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника.                Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.                                                                                        

Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 36 часов, 1 час в неделю.

Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.

Задачи:

– расширить и углубить знания по курсу зоологии;

– формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;

– раскрыть и развить творческие способности учащихся;

– продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.

В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).

Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Основные формыизучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.



Планируемые результаты

     Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

  5.  Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности е решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать свое мнение.        

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

  6. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.

  7. Смысловое чтение.


Предметные результаты

учащиеся должны знать:

– классификацию животного мира

– жизненные формы животных

– организацию животных

– значение животных и меры их защиты

уметь:

– самостоятельно выполнять творческую работу

– работать с различными информационными источниками

– анализировать и делать выводы из полученной информации

– творчески подходить к решению задачи

Таблица 3. Содержание курса (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/11/12/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-7-klass)

Раздел

Кол-во часов

1.Введение

1

2.Многообразие и развитие животного мира

4

3. Среды жизни и места обитания животных

6

4. Животные и биотические факторы

6

5. Животные и абиотические факторы среды

6

6. Животные и антропогенные факторы

5

7. Сезонные явления животных

5

8. Заключение

3

ИТОГО

36



Таблица 4. Календарно-тематическое планирование (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/11/12/rabochaya-programma-fakultativnogo-kursa-7-klass)



Дата

Содержание учебного материала

Практические работы

Экскурсии

Проектные и творческие работы

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Введение (1 час)

1




Введение










Основные цели и задачи курса. Значение знаний экологии животных в жизни человека.

2.Многообразие и развитие животного мира (4 часа)

2




Систематика животных










учащиеся должны знать:

– систематические категории животных

среды жизни и места обитания животных

– доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические

учащиеся должны уметь:

– распознавать животных различных таксономических единиц

– называть доказательства эволюции

3




Многообразие животных

Практическая работа «Изучение простейших животных»







4




Историческое развитие животного мира

Практическая работа «Построение генеалогического древа»







5




Доказательства эволюции животных







Творческие работы

3. Среды жизни и места обитания животных (6 часов)

6




Наземно-воздушная среда жизни










учащиеся должны знать:

– среды жизни животных

– условия разных сред,

– представителей животных разных сред жизни

– особенности животных-паразитов

учащиеся должны уметь:

– описывать многообразие условий обитания животных

– приводить примеры животных разных сред обитания

– приводить примеры и характеризовать животных-паразитов

7




Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор




Экскурсия в музей «Знакомство с животными арктической зоны и тундры»




8




Водная среда жизни










9




Животные океанов, морей, рек, озёр







Творческие работы

10




Почвенная среда жизни. Животный мир почвы










11




Организменная среда. Животные-паразиты







Проектная деятельность

4. Животные и биотические факторы (6 часов)

12




Взаимовлияние животных и растений










учащиеся должны знать:

– типы взаимосвязей животных с другими организмами

– типы связей животных между собой

– роль животных в разных сообществах

учащиеся должны уметь:

– объяснять значение животных в сообществах

– объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов

– выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни

13




Животные и грибы










14




Животные и бактерии










15




Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи







Творческие работы

16




Взаимовыгодные отношения животных










17




Конкурентные отношения животных







Проектная деятельность

5. Животные и абиотические факторы среды (6 часов)

18




Значение воды в жизни животных










учащиеся должны знать:

– абиотические факторы и их влияние на животных

учащиеся должны уметь:

– объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

– приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

19




Экологические группы животных по отношению к воде

Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных»







20




Значение температуры в жизни животных










21




Экологические группы животных по отношению к теплу




Экскурсия в музей «Приспособительные особенности животных арктической зоны»




22




Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода










23




Свет в жизни животных










6. Животные и антропогенные факторы (5 часов)

24




Влияние человека на животных







Проектная деятельность

учащиеся должны знать:

– антропогенные факторы и их влияние на животных

– меры охраны животных

– значение животных в природе и жизни человека;

– знать законы об охране животного мира

учащиеся должны уметь:

– объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

– приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний животными; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

25




Естественные и искусственные условия обитания животных










26




Одомашнивание животных










27




Охрана животных. Красная книга







Творческие работы

28




Заповедники, заказники России, Красноярского края




Экскурсия в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра




7. Сезонные явления животных (5 часов)

29




Размножение и индивидуальное развитие разных животных










учащиеся должны знать:

– сезонные изменения разных животных

– значения миграции, спячки, оцепенения в жизни животных

– индивидуальные изменения животных

учащиеся должны уметь:

– объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

30




Размножение и индивидуальное развитие разных животных







Творческие работы

31




Приспособленность различных животных к сезонным изменениям










32




Миграции. Спячка. Оцепенение







Творческие работы

8. Заключение (3 часа)

33




Создание и защита проектов «Мир животных»







Проектная деятельность




34




Создание и защита проектов «Мир животных»







Проектная деятельность




35




Итоговый тест