Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные методы преподавания биологии Научный регистрации по журналу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– во-первых, от урока: "большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т.д. ",

– во-вторых, от кружка: "Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живёт тем, что сегодня взволновало учеников, о чём они хотят говорить и спорить: факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени.

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год. Таким образом, факультативные занятия дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографических работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы.

Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём и сложность изучаемого материала [4].

Одна из особенностей факультативных занятий – их преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы. Факультатив дополняют предметные кружки не только новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, но и компонентами присущими любому учебному предмету: связностью изложения и длительностью цикла изучения темы.

Факультативные занятия предоставляют большие возможности подготовки к предметным олимпиадам, выступлениям в школьных тематических лекториях и вечерах. Таким образом, факультативы могут оказывать положительное воздействие на внеклассную работу.

Факультативные занятия, подобно занятиям по изучению обязательного курса, должны проводиться на основе государственных программ. Этими программами определяются тематика факультативов и фиксируется время, отведенное на рассмотрение той или иной темы. Тем самым определяется объем знаний и навыков, достигаемых учащимися при прохождении каждой темы.


Вместе с тем, сообразуясь с собственными возможностями, возможностями своих учеников, учитель может выбрать для факультативных занятий любой из рекомендованных Министерством Просвещения курсов. Программы предусматривают различные вариации содержания факультативных курсов [6].

Требования к ученику участвующему в работе факультатива, такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашнего задания и других поручений и т.д.

В школе факультативные занятия вводятся с определёнными целями:

– расширение кругозора учащихся;

– развитие мышления;

– формирования активного познавательного интереса к предмету;

– развитие пространственного воображения;

– содействие профессиональной ориентации учащиеся;

– изучение сведений об истории развития науки.

В отличие от других форм внеклассных работ факультативный курс снабжает учащихся большим объёмом научно-теоретических знаний, развивает способности, формирует мировоззрение, характеризует содержательной связью с историей науки. Факультатив включает учащихся в различные формы самостоятельной деятельности с помощью использования на занятиях эвристического, проблемного, частично-поискового методов, совмещает строгость изложения материала с красотой и занимательностью, обладает большими возможностями в формировании культуры мышления учеников [8]. Факультативные занятия в учреждении образования проводятся по расписанию факультативных занятий, утверждённому руководителем учреждения. В расписании в обязательном порядке указываются название факультативного занятия, ФИО учителя, который его проводит, для каких классов проводится занятие, место и время проведения.

Особенностью организации является также отсутствие оценок, выражаемых в баллах. Поощрением успеха учащегося, занимающегося в факультативе, может быть отзыв учителя, популяризация успехов в стенгазете, привлечение его в качестве помощника учителю к занятиям с отстающими в обязательном курсе и при проведении урока. Формой контроля работы группы могут быть регулярно проводимые отчеты в виде вечеров, олимпиад, конкурсов. (https://studbooks.net/2104677/literatura/organizatsiya_fakultativnyh_zanyatiy)


1.2. Основные формы, принципы и методы обучения на факультативных занятиях по биологии

Методы и формы работы на факультативных занятиях нацелены на дальнейшее развитие интересов учащихся, воспитание самостоятельности и выработку навыков работы с биологическими объектами. Как звено в общей системе обучения, факультативные занятия входят в единый комплекс школьного обучения и воспитания наряду с уроками по основным дисциплинам и внеклассными мероприятиями. Они играют важную роль в общей системе биологического образования [1].

Формы проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе разнообразны. Это могут быть: занятия в учебном кабинете, лаборатории, факультативные занятия, участие в фестивалях, конкурсах, выставках, участие в социально-значимых мероприятиях, экспедиции, туристические походы, экскурсии и т.п. – в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и темам учебного плана.

Теоретические занятия включают:

− лекционные курсы по отдельным темам программы;

− обсуждение лекционных тем;

– беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы;

− знакомство с методикой полевой работы;

− выступление приглашенных ученых-биологов, а также работников производственной сферы: инженеров предприятий, работников лесного хозяйства, работников управлений по экологии и природопользованию и др. Практические занятия включают:

− самостоятельную работу по применению приобретенных знаний;

− коллективное моделирование биологических ситуаций, мастер-классы ученых и студентов биологического факультета.

Основные принципы и методы работы:

Программа строится на принципах, обоснованных педагогической целесообразностью применительно именно к этому виду деятельности, что обеспечивает построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи к достижению результата, а также дает возможность активного использования эффективной методики проектирования при разработке тем исследования как исследовательских проектов.

1. Принцип событийности, который означает, что на каждом занятии происходит что-то важное, а для каждого ребенка совершается какое-то открытие. Обеспечивается взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей. Предусматривается чередование темпо-ритмов работы детей во время занятий.

2. Принцип педагогического сотрудничества, сотворчества педагога, ученого и ребенка наиболее важен при организации творческой деятельности детей. Создается творческая среда и благоприятный микроклимат, получается уникальный результат, когда сотворчество – условие успешного продвижения учащихся по траектории личностного развития.


3. Целостность и непрерывность. Принцип, который означает, что каждая ступень, в том числе и начальная, является важным звеном общей подготовки. Осуществляется опора на полученные ранее знания и сформированный практический опыт, как по общешкольным предметам, так и через дополнительное образование. Важную роль играет интеграция теоретической подготовки и практической деятельности.

4. Научность в сочетании с доступностью. Принцип чрезвычайно важен в работе с детьми. Все основные понятия даются строго в соответствии с научными подходами, с учетом предыдущего опыта и знаний, накопленных учащимися, с учетом содержания школьных предметов и возрастных особенностей детей.

5. Принцип от простого к сложному: каждая тема основывается на использовании знаний и опыта, полученных на предыдущих теоретических и практических занятиях, постоянно происходит постепенное усложнение материала как в ходе каждого занятия, так и в процессе реализации программы в целом.

6. Принцип природосообразности предполагает учёт возрастных особенностей.

7. Креативность образования и продуктивность обучения. Умение выстраивать «веер» возможных решений в решении творческих задач, осуществлять поиск и выбор собственного пути исследования, подбор необходимого инструментария для проведения исследования, умение адекватно действовать в ситуации неопределенности позволяют учащимся развивать качества исследователя, которые будут необходимы в любом виде деятельности в будущей профессиональной деятельности. Обязательным условием достижения целей программы является получение учащимся конкретного результата – продукта.

Наиболее эффективными методами работы в коллективе являются:

− объяснительно-иллюстративный;

− метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной и созидательной деятельности;

− поисковый метод как основа создания творческой среды;

− метод творческих заданий;

− метод реализации творческих проектов;

− метод реализации социально значимых проектов;

− поиск оптимальных методов преодоления технических и информационных трудностей.

Образовательный процесс организован в активном деятельностном режиме, что и способствует максимальной творческой самореализации детей.

Социальную деятельность ребенка мы выстраиваем, основываясь на идее Выготского Л.С., которая заключается в том, что «любая функция культурного развития ребенка, прежде чем сделаться фактором психологическим, должна проявить себя социально». Отсюда, главная особенность программы и ее стержень – организация социально-значимой деятельности, создание условий для творческой самореализации каждого ребенка.


Организация социально значимой практической деятельности подчиняет себе остальные виды деятельности: коммуникативную, учебную, художественную, духовную, творческую, общественную. Тем самым интенсивная созидательная жизнь детей внутри дополнительной общеобразовательной программы дает возможность более полному развитию личности ребенка. Развитие личности в данном случае происходит не столько через формирование традиционной учебной знание-умение-навыковой базы, но и посредством приобретения специфических знаний, умений, навыков и социального опыта.

В программе просматривается системный подход к развитию личности. Развитие субъектности предполагается, прежде всего, как развитие социальной активности и ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности. В данном случае, развитие субъектности является основой и предпосылкой саморазвития личности [3].
1.3. Педагогическое технологии, применяемые при проведении факультативных занятиях по биологии

При реализации дополнительной общеобразовательной программы используются в различном сочетании разнообразные педагогические технологии, но основными среди них являются проектная технология, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, технология коллективного взаимодействия, информационная технология.

Проектная технология позволяет осуществлять активное формирование мышления и восприятия учащихся, основ продуктивной деятельности. Учащиеся приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у учащихся таких способностей как:

− исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

− социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

− оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

− информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);