Файл: Теоретическометодологические основы конкурентоспособности предприятия промышленного предприятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 3011

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 1

Глава 1. Теоретическо-методологические основы конкурентоспособности предприятия промышленного предприятия 4

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности 4

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8

1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ПАО «Северсталь» на внешнем рынке 18

2.1.Общая характеристика предприятия 18

2.2.Оценка финансово-экономической деятельности предприятия 20

2.3.Оценка конкурентоспособности ПАО «Северсталь» 25

Глава 3. Предложения по повышению конкурентоспособности ПАО «Северсталь» на внешнем рынке 29

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 34

Введение

Актуальность. В условиях глобализации особую важность для предприятий приобретает разработка перспективных стратегий для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Ведь каждое предприятие заинтересовано сохранять свою нишу в выбранном сегменте рынка. Поэтому руководителям предприятий необходимо постоянно искать новые инструменты управления и рычаги повышения конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности услуг предприятий поможет определить место предприятия среди конкурентов на рынке предоставляемых услуг с точки зрения потребителя, позволит судить о качестве предоставляемых услуг и выявить недостатки, которые необходимо устранить, а также поможет установить сильные стороны предприятия, на которые можно опереться в случае реализации стратегии повышения конкурентоспособности.

Объект исследования - конкурентоспособность ПАО «Северсталь».

Предмет исследования: направления повышения конкурентоспособности ПАО «Северсталь» на внешнем рынке.

Цель работы – выявить возможности и проблемы повышение конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности в условиях современной России на примере ПАО «Северсталь» и разработать методы её повышения.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть основные подходы понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия;

  • определить факторы конкурентоспособности;

  • рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;

  • описать характеристику предприятия ПАО «Северсталь»;

  • оценить конкурентоспособность ПАО «Северсталь» на внешнем рынке;

  • разработать предложения по совершенствованию конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности.


Степень научной разработанности проблемы. Проблеме конкурентоспособности предприятия посвящены работы многих ученых, среди которых следует выделить труды: Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, П.С. Завьялова, Е.С. Русака, И.В. Сергеева, С.Г. Светунькова и др. Изучением вопросов конкурентоспособности российской металлургической отрасли занимались И.Н. Иванов, С.И. Бондаренко, А.А. Козицын и др. Однако, затронутая в работе проблема по прежнему требует решения, особенно в контексте отраслевых особенностей.

Методология исследования: диалектический метод познания, методы системно-функционального, сравнительного анализа, научной абстракции и экономико-статистический метод.

Практическая значимость работы представляется в возможности применения разработанных рекомендаций по повышению конкурентоспособности металлургического предприятия на внешнем рынке в практике других компаний отрасли.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретическо-методологические основы конкурентоспособности предприятия промышленного предприятия

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности

Понятие «конкуренции» часто используется в экономической литературе. В разные периоды времени это понятие трактовали по-разному, выделяя его различные аспекты. В научной литературе сформировалось несколько подходов к определению понятия «конкуренция».

Длительное время понятие «конкуренция» применялось только в бытовом языке в значении соперничества между определенным кругом лиц, а уже после оно стало использоваться и в экономической литературе. Изначально конкуренция рассматривалась применительно к отдельному человеку, которому конкуренция присуща по натуре - он проявляет ее естественным образом. В его экономическом поведении это выражается в том, что он всегда стремится получить большую выгоду с меньшими затратами. Также человек по природе склонен к соперничеству.

Часто авторы рассматривают конкуренцию в качестве ключевого понятия, в котором непосредственно заключена суть рыночных отношений. Современные авторы выделяют следующие важные аспекты в понятии конкуренции: степень состязательности рынка, элемент саморегуляции рыночного механизма, критерий, определяющий тип отраслевой принадлежности рынка.



Так, например, в работе «конкуренция» определяется как процесс взаимодействия агентов рынка (производителей блага и поставщиков), которые при реализации производимых товаров и услуг используют свою конкурентную позицию. К определению «конкуренции» также стоит отнести взаимодействие между агентами за выбор покупателей. При этом в работе1 понятие «рыночная конкуренция» понимается как взаимодействие участников экономического рынка, которое заключается в борьбе между организациями, желающими реализовать свой товар или услугу в конкретной отрасли. Агенты на рынке конкурируют за ограниченный платёжеспособный спрос со стороны покупателей, что заставляет и вступать в борьбу с конкурентами за данный спрос. Существование рыночной конкуренции возможно только на доступных сегментах отраслевого рынка.

Таким образом, авторы интерпретируют конкуренцию, как основное звено рыночных отношений; она проявляется во взаимодействии участников рынка в процессе их экономической деятельности.

При раскрытии сущности понятия конкурентоспособности, прежде всего, следует отметить его многоуровневый характер. В современной экономике понятие «конкурентоспособность» применимо к различным уровням отношений на рынке: конкурентоспособность товара, фирмы (предприятия), отрасли, отрасли и страны. Чтобы более наглядно рассмотреть взаимосвязь различных уровней конкурентоспособности в экономике, обратимся к рисунку 1, представленному в виде своеобразной «пирамиды конкурентоспособности».


Рисунок 1 - Пирамида конкурентоспособности

Источник:2

Покажем, как в исторической перспективе, а также современными авторами раскрывается понятие «конкурентоспособность предприятия» (далее - КСП). Прежде всего, отметим, что в условиях рынка невозможно достичь уровня стабильного успеха в деятельности организации, если не планировать ее развитие и не собирать, и анализировать информацию о перспективах и потенциальных возможностях компании, о состоянии отрасли в целом и положении конкурентов в области деятельности организации.

КСП представляет собой способность фирмы к выживанию в рыночной экономике и способность к устойчивому экономическом росту. Безусловно, что для ее формирования необходим высокий уровень конкурентоспособности производимого товара или услуги, однако это не единственный фактор
, оказывающий влияние на предприятие в целом. В некоторых случаях, продукция может пользоваться высоким спросом, однако само предприятие не будет являться достаточно конкурентоспособным3.

Уровень КСП зависит от таких факторов как гибкость реакции фирмы под изменчивость среды, спроса со стороны покупателей, а также уровень развития материально-технической базы предприятия4.

В определениях значимости конкурентоспособности предприятия необходимо выделить следующие качества:

  • качество продукции (товара/услуги);

  • баланс «цена качество»;

  • привлекательность продукции (товара/услуги);

  • потенциал реализации;

  • навыки сдерживать определенный натиск со стороны внешней конкуренции и т.д.

В рамках работы предполагается исследование конкурентоспособности на уровне промышленного предприятия. Покажем более подробно особенности этого понятия.

Прежде всего, отметим, что разные авторы дают различное объяснение понятию КСП. В известном толковом словаре С.И. Ожегова конкурентоспособность трактуется как способность противостоять конкурентам5. Однако, на наш взгляд, данное определение конкурентоспособности является довольно общим и не в полной мере подходит для оценки КСП.

М.И. Кныш дает следующее определение: «Конкурентоспособность - способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию благодаря своей способности эффективно использовать имеющиеся ресурсы».

Е.И. Сапелкина подчеркивает, что под конкурентоспособностью предприятия следует понимать «способность предприятия работать на рынке, опережать конкурентов, эффективно использовать свои внутренние возможности и учитывать факторы окружающей среды, обращая внимание на рыночные условия, региональные особенности развития, характеристики отрасли, при этом получая достаточную прибыль для наращивания потенциала [35, c. 1368].

В других работах конкурентоспособность рассматривается с позиции получения прибыли предприятием6. Многие авторы выделяют прибыль предприятия в качестве одного из показателей эффективности работы любого экономического субъекта на рынке. Р.А. Фатхутдинов подчеркивает важность сравнительного анализа и отмечает, что КСП необходимо рассматривать в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке7.

В целом, необходимо отметить, что понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и должно рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах - уровне продукции, уровне производства и уровне предприятия в целом. В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления в целом.


Теоретическое исследование, предпринятое в процессе написания данного параграфа, позволяет сделать следующее выводы.

Во-первых, понятие конкурентоспособности в экономической литературе рассматривается на разных уровнях. Различают конкурентоспособность страны, экономики, отрасли, предприятия и товара. Каждый из видов конкурентоспособности имеет свою специфику и детерминируется своим набором факторов.

Во-вторых, стоит отметить, что между различными уровнями конкурентоспособности существует взаимосвязь, каждый отдельный уровень способен оказывать влияние на другие.

В-третьих, понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и должно рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах - уровне продукции, производства и предприятия в целом. При этом понятие конкурентоспособности в научных и прикладных исследованиях часто рассматривается в качестве показателя эффективности предприятия.

Таким образом, в широком смысле конкурентоспособность предприятия - это способность вести экономически эффективную деятельность в условиях ограниченных экономических ресурсов за счет использования современных инновационных технологий развития, учитывающих как внутренние источники конкурентоспособности предприятия, так и внешние факторы, характеризующие ситуация на рынке или в отрасли, в которой работает компания.
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на внешние, проявление которых вне большой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством предприятия.

В основе внутренних факторов лежат объективные критерии, определяющие возможности хозяйствующего субъекта в части обеспечения своего конкурентного потенциала. К ним могут быть отнесены финансово-экономическое состояние предприятия, кадровый потенциал и потенциал маркетинговых служб, материально-техническое обеспечение производства и пр.

К внешним факторам следует относить организационные и социально-экономические отношения, которые позволяют предприятия производить товары и услуги более привлекательные по своим характеристикам (как ценового, так и неценового порядка), нежели продукция конкурентов. В качестве примеров внешних факторов можно привести характеристики рыночной среды, меры государственного воздействия экономического и административного характера; деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий и движений, оказывающих влияние на формирование социально-экономической обстановки в стране.