Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1746

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Содержание понятия «наука». Элементы, характеризующие науку

Эта тема является вводящей в весь курс дошкольной педагогики. Она задает понимание основных категорий, функций, предмета, задач дошкольной педагогики – науки. При раскрытии темы мы рассмотрим отличия дошкольной педагогики как науки от учебного предмета, изучаемого студентами в вузе, определим ее связь с другими науками, место в системе педагогических наук.

Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как науке, необходимо дать определение понятию «наука», а затем рассмотреть дошкольную педагогику через призму этого понятия.

Наука (в общефилософском понимании) – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.

? Выделите основные логические части определения.

На эту трактовку мы будем опираться, рассматривая дошкольную педагогику как науку. Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей… (воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Определим, что характеризует науку дошкольную педагогику.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.

Таким образом, мы имеем общий план рассмотрения темы. Для того, чтобы охарактеризовать дошкольную педагогику – науку, мы должны ответить на 3 вопроса:

  1. Каков предмет изучения дошкольной педагогики как науки?

  2. Какими категориями и понятиями она оперирует?

  3. Какие методы исследования наука использует для открытия нового знания?

Ответив на эти основные вопросы, мы охарактеризуем дошкольную педагогику как науку. Вспомним, что такое предмет науки. Это множество процессов и явлений, которые изучает данная наука.

? Что же изучает дошкольная педагогика? Обозначьте ее предмет на основе имеющейся информации.

? Что является предметом педагогики как науки? (сущностные свойства и закономерности процессов воспитания, обучения и образования личности).

Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.


Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.

Понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики. Вспомним, что такое понятия и категории.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.

Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, выделите фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. Чем они являются по отношению к дошкольной педагогике (ДП). Категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.

Раскроем содержание ведущих понятий дошкольной педагогики. Важно отметить, что эти категории рассматривались разными учеными, с различных методологических позиций. Как следствие, множество трактовок, зачастую противоречащих друг другу. Каждому педагогу-специалисту важно знать эти понятия и иметь свою обоснованную позицию в определении их содержания. Владение понятийно-категориальным аппаратом науки является необходимым компонентом педагогической культуры специалиста.

Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.

Воспитание (в широком смысле) - это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

В локальном смысле воспитание – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

При рассмотрении теории и методики образовательного процесса в ДОУ мы будем опираться на определение воспитания в узком смысле.

При определении содержания понятия обучение существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает

процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколениям опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем, что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опыта творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в законе «Об образовании». Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.

В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Это лишь малая часть определений ведущих для дошкольной педагогики понятий. Каждый педагог, проанализировав фундаментальные профессиональные категории, определяет их содержание и вправе обоснованно разделить чью – то авторскую позицию.

Можно ли сказать, что это единственные понятия науки? Нет. Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество во всех ипостасях. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.


Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим отдельную тему.

Выявив предмет науки, определив основные категории дошкольной педагогики, перейдем к раскрытию ее функций и задач.
2. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены на данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах ДП можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественно-научный и историко-педагогический.

1) Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

2). Естественно-научные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и проведенные их учениками и последователями – В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским. П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др., исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в т.ч. воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, т.к. одна из закономерностей развития условно-рефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.


Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о трех единствах – диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития, являются физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип – основа формирования умений, навыков, привычек поведения, его формированием объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественно-научной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются методические рекомендации методов и средств обучения.

3) Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

- культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

- учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

- теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

- психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

- концепция В.т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

4) Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики имеют древние корни. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох и стран стали истоками развития дошкольной педагогики как науки. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период, мысли о защите прав детей на детство, индивидуальное развитие, уважение личности, необходимости развития потенциала каждого дошкольника легли в основу современной теории дошкольного образования.