Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2094
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оведение результатов исследования до педагогической общественности. Результаты проведенной научно-исследовательской работы публикуются в печати с целью внедрения достижений в научную среду, для доведения педагогических рекомендаций в образовательную практику.
3. Методы исследования дошкольной педагогики – науки
Дошкольная педагогика использует в своем арсенале педагогические методы исследования. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С помощью методов наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Темп и уровень развития науки во многом зависит от применяемых в ней методов исследования.
Совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели составляют методику педагогического исследования (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров). Комплекс методов с наибольшей достоверностью позволяет исследовать сложные педагогические объекты, разносторонне провести исследовательскую работу.
Методы исследования в педагогике взависимости от аспекта рассмотрения делятся на:
- общенаучные (применимые в любой науке), собственно педагогические и методы смежных наук, информация которых важна для решения педагогических проблем (методы исследования психологии, физиологии, медицины и др.);
- констатирующие и преобразующие;
- эмпирические и теоретические;
- качественные и количественные;
- частные и общие;
- методы описания, объяснения и прогноза;
- методы обработки результатов исследования и др.
Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Так, эмпирические методы создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т.п.
Задача исследователя – определить оптимальный комплекс методов для каждого этапа исследования. Важно отобрать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива и др. объектах.
Применяемые методы исследования, отмечается в Российской педагогической энциклопедии, должны обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы, улавливать динамику развития определенных качеств, в определенный промежуток времени, в течение которого проводится эксперимент. Необходимо предполагать смену методов с учетом изменения объекта изучения. Анализу подвергаются не только ход и результаты процесса, но и условия в которых он протекает.
Педагогические процессы в ДОУ требуют системного изучения. Системный подход применяется к явлениям, имеющим множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Исследователь должен выявить компоненты и связи пед. явления; определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы; оценить роль и место системы в системе других явлений и процессов; выделить объекты изучения и преобразования; изучить процессы управления изучаемым явлением; создать систему с улучшенным функционированием; внедрить полученные результаты в практику.
Фундаментальные исследования требуют целостного применения теоретических методов. В прикладных исследованиях превалируют методы эмпирического исследования (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы самооценки и экспертной оценки). Однако, в любом исследовании имеют место методы теоретического и эмпирического характера, методы обработки экспериментальных данных, т.е. они применяются в системе.
В дошкольной педагогике используются собственно педагогические методы, а так же методы, позволяющие получить информацию о ребенке, процессах воспитания, обучения и с точки зрения психологии, физиологии, медицины и др. наук. Имеют место в дошкольной педагогике - науке теоретические методы (анализ, сопоставление, дедукция, индукция, обобщение, моделирование и др.). В комплекс эмпирических методов входят эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический консилиум, изучение продуктов деятельности детей, документации, сопоставление независимых характеристик.
? Самостоятельно рассмотрите цели, содержание и методику применения, фиксации и обработки данных каждого из названных методов. Выполните практические задания по методам (задания 2 – 5), используйте рекомендуемую литературу и учебники по курсу «Дошкольная педагогика», «Педагогика».
Таким образом, педагогические исследования направлены на описание, объяснение, прогнозирование хода и развития педагогических явлений и процессов. Исследования осуществляются в соответствии с четко определенной логикой и с помощью специального инструментария – методов исследования. Независимо от направленности исследования (фундаментальное, прикладное) исследовательские методы важно использовать комплексно, охватывать все стороны изучаемого явления (процесса), факторы и условия, влияющие на его протекание и развитие.
Тема 3. Ребенок дошкольного возраста как субъект воспитания и объект педагогического исследования
План
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
2. Общая характеристика признаков человека как субъекта деятельности, познания и общения
3. Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике
4. Дошкольник как субъект педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)
5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста
6. Дошкольник как объект педагогических исследований
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.
3. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
5. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.
6. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.
7. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.
8. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.
9. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н /Д., 1998.
10. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.
11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В.В. – М., - 1993, 1999.
12. Субъект // БСЭ, - М. – 1976. – Т. 25. – С. 24.
13. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
В рамках курсов общей и дошкольной педагогики понятия субъект и объект, встречаются достаточно часто. Они являются ключевыми при раскрытии вопросов организации взаимодействия педагога и дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения, при обосновании принципов обучения и воспитания (диалогичности, приоритета человеческих ценностей и др.). Как и в отношении многих других педагогических понятий, они не имеют однозначной трактовки. Авторами учебников и пособий даются разные формулировки, вместе с тем, обладающие сходными признаками. Рассмотрение содержания данных понятий, выяснение соотношений между ними и выработка собственной позиции в их определении выступят первыми задачами работы над темой.
Остановимся на нескольких определениях.
Объект, по определению, данному в Большой советской энциклопедии, - совокупность предметов, явлений, на которые направлено действие субъекта. Действия, как правило, носят преобразующий или регламентирующий характер. В качестве объектов могут выступать животные, а так же люди, характеризующиеся определенными признаками. К ним относятся: потребность во внешней регламентации поведения и деятельности, безынициативность, отсутствие самоуправляемой, целенаправленной активности, творчества, четкого осознания своего "Я" и его места в обществе. Таким образом, наличие названных признаков позволяет отнести человека, в т.ч. и ребенка к категории объекта.
Понятие субъект является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой советской энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.
С точки зрения Л.И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.
М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.
Сравнивая содержание понятий субъект и объект, В.А.Лекторский констатирует: "Объект означает все то, что не есть субъект.
Субъект и объект – категории философские, их возникновение связано с теориями, раскрывающими вопросы человекознания и человековедения. Что же есть человек? Человек – сложнейшая система, которая заключает в себе биологические, интеллектуальные и духовные начала. Человек – это сложная конструкция, обладающая несколькими ступенями сложности. Это биосоциокультурное существо, которое живет в обществе, по законам общества, но которое создается культурой, творит культуру и зависит от культуры.
В связи с тем, как меняется роль и место человека в обществе (от беспрекословного раба божьего, средства труда, "винтика" в общественной системе до разумной части природы, личности, обладающей инициативой, активностью и самостоятельностью), меняется система отношений к нему как феномену.
Сегодня мы рассматриваем человека с точки зрения гуманистической концепции, как личность, индивидуальность, обладающую свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере образования в целом, и дошкольного – в частности, накладывают иной смысл на цели обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель–идеал образования можно сформулировать как развитие активной, самостоятельной, высоконравственной, интеллектуальной личности, являющейся носителем и представителем национальной и мировой культуры, способной к дальнейшему осознанному и творческому преобразованию окружающего. Ставя перед системой образования цель формирования всесторонней, гармонически развитой личности, мы строим свое взаимодействие с ребенком, оцениваем его как субъекта деятельности, познания и общения. Невозможно воспитать субъекта жизнедеятельности, рассматривая его на всех возрастных этапах с позиции пассивного объекта, нуждающегося в постоянной опеке и регламентации.
3. Методы исследования дошкольной педагогики – науки
Дошкольная педагогика использует в своем арсенале педагогические методы исследования. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С помощью методов наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Темп и уровень развития науки во многом зависит от применяемых в ней методов исследования.
Совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели составляют методику педагогического исследования (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров). Комплекс методов с наибольшей достоверностью позволяет исследовать сложные педагогические объекты, разносторонне провести исследовательскую работу.
Методы исследования в педагогике взависимости от аспекта рассмотрения делятся на:
- общенаучные (применимые в любой науке), собственно педагогические и методы смежных наук, информация которых важна для решения педагогических проблем (методы исследования психологии, физиологии, медицины и др.);
- констатирующие и преобразующие;
- эмпирические и теоретические;
- качественные и количественные;
- частные и общие;
- методы описания, объяснения и прогноза;
- методы обработки результатов исследования и др.
Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Так, эмпирические методы создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т.п.
Задача исследователя – определить оптимальный комплекс методов для каждого этапа исследования. Важно отобрать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива и др. объектах.
Применяемые методы исследования, отмечается в Российской педагогической энциклопедии, должны обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы, улавливать динамику развития определенных качеств, в определенный промежуток времени, в течение которого проводится эксперимент. Необходимо предполагать смену методов с учетом изменения объекта изучения. Анализу подвергаются не только ход и результаты процесса, но и условия в которых он протекает.
Педагогические процессы в ДОУ требуют системного изучения. Системный подход применяется к явлениям, имеющим множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Исследователь должен выявить компоненты и связи пед. явления; определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы; оценить роль и место системы в системе других явлений и процессов; выделить объекты изучения и преобразования; изучить процессы управления изучаемым явлением; создать систему с улучшенным функционированием; внедрить полученные результаты в практику.
Фундаментальные исследования требуют целостного применения теоретических методов. В прикладных исследованиях превалируют методы эмпирического исследования (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы самооценки и экспертной оценки). Однако, в любом исследовании имеют место методы теоретического и эмпирического характера, методы обработки экспериментальных данных, т.е. они применяются в системе.
В дошкольной педагогике используются собственно педагогические методы, а так же методы, позволяющие получить информацию о ребенке, процессах воспитания, обучения и с точки зрения психологии, физиологии, медицины и др. наук. Имеют место в дошкольной педагогике - науке теоретические методы (анализ, сопоставление, дедукция, индукция, обобщение, моделирование и др.). В комплекс эмпирических методов входят эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический консилиум, изучение продуктов деятельности детей, документации, сопоставление независимых характеристик.
? Самостоятельно рассмотрите цели, содержание и методику применения, фиксации и обработки данных каждого из названных методов. Выполните практические задания по методам (задания 2 – 5), используйте рекомендуемую литературу и учебники по курсу «Дошкольная педагогика», «Педагогика».
Таким образом, педагогические исследования направлены на описание, объяснение, прогнозирование хода и развития педагогических явлений и процессов. Исследования осуществляются в соответствии с четко определенной логикой и с помощью специального инструментария – методов исследования. Независимо от направленности исследования (фундаментальное, прикладное) исследовательские методы важно использовать комплексно, охватывать все стороны изучаемого явления (процесса), факторы и условия, влияющие на его протекание и развитие.
Тема 3. Ребенок дошкольного возраста как субъект воспитания и объект педагогического исследования
План
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
2. Общая характеристика признаков человека как субъекта деятельности, познания и общения
3. Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике
4. Дошкольник как субъект педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)
5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста
6. Дошкольник как объект педагогических исследований
Рекомендуемая литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.
3. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
5. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.
6. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.
7. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.
8. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.
9. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н /Д., 1998.
10. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.
11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В.В. – М., - 1993, 1999.
12. Субъект // БСЭ, - М. – 1976. – Т. 25. – С. 24.
13. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
В рамках курсов общей и дошкольной педагогики понятия субъект и объект, встречаются достаточно часто. Они являются ключевыми при раскрытии вопросов организации взаимодействия педагога и дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения, при обосновании принципов обучения и воспитания (диалогичности, приоритета человеческих ценностей и др.). Как и в отношении многих других педагогических понятий, они не имеют однозначной трактовки. Авторами учебников и пособий даются разные формулировки, вместе с тем, обладающие сходными признаками. Рассмотрение содержания данных понятий, выяснение соотношений между ними и выработка собственной позиции в их определении выступят первыми задачами работы над темой.
Остановимся на нескольких определениях.
Объект, по определению, данному в Большой советской энциклопедии, - совокупность предметов, явлений, на которые направлено действие субъекта. Действия, как правило, носят преобразующий или регламентирующий характер. В качестве объектов могут выступать животные, а так же люди, характеризующиеся определенными признаками. К ним относятся: потребность во внешней регламентации поведения и деятельности, безынициативность, отсутствие самоуправляемой, целенаправленной активности, творчества, четкого осознания своего "Я" и его места в обществе. Таким образом, наличие названных признаков позволяет отнести человека, в т.ч. и ребенка к категории объекта.
Понятие субъект является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой советской энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.
С точки зрения Л.И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.
М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.
Сравнивая содержание понятий субъект и объект, В.А.Лекторский констатирует: "Объект означает все то, что не есть субъект.
Субъект и объект – категории философские, их возникновение связано с теориями, раскрывающими вопросы человекознания и человековедения. Что же есть человек? Человек – сложнейшая система, которая заключает в себе биологические, интеллектуальные и духовные начала. Человек – это сложная конструкция, обладающая несколькими ступенями сложности. Это биосоциокультурное существо, которое живет в обществе, по законам общества, но которое создается культурой, творит культуру и зависит от культуры.
В связи с тем, как меняется роль и место человека в обществе (от беспрекословного раба божьего, средства труда, "винтика" в общественной системе до разумной части природы, личности, обладающей инициативой, активностью и самостоятельностью), меняется система отношений к нему как феномену.
Сегодня мы рассматриваем человека с точки зрения гуманистической концепции, как личность, индивидуальность, обладающую свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере образования в целом, и дошкольного – в частности, накладывают иной смысл на цели обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель–идеал образования можно сформулировать как развитие активной, самостоятельной, высоконравственной, интеллектуальной личности, являющейся носителем и представителем национальной и мировой культуры, способной к дальнейшему осознанному и творческому преобразованию окружающего. Ставя перед системой образования цель формирования всесторонней, гармонически развитой личности, мы строим свое взаимодействие с ребенком, оцениваем его как субъекта деятельности, познания и общения. Невозможно воспитать субъекта жизнедеятельности, рассматривая его на всех возрастных этапах с позиции пассивного объекта, нуждающегося в постоянной опеке и регламентации.