Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1748

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достаточно широкий характер исследований по дошкольной педагогике в нашей стране отмечается после создания общественной системы дошкольного воспитания. Большую роль в развитии дошкольного воспитания сыграли Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Л.К. Шлегер, Д.А. Лазуркина, А.В. Суровцева. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, Е.И. Радина. Вопросы физического воспитания в дошкольном возрасте разрабатывались Е.А. Аркиным, А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской и др. Существенное значение в теорию и практику умственного воспитания дошкольников внесли работы Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, А.И. Сорокиной и др. В теорию воспитания внесли свой вклад ученые А.В. Суровцева, Ф.С. Левин – Щирина, Р.И. жуковская, Т.А. Маркова и др.

В 1960 г. создан первый в мире научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 г. был А.В. Запорожец. На базе этого НИИ велись исследования по разным направлениям дошкольного образования. Лабораторией воспитания детей раннего возраста руководила Е.И. Радина, с 1970 г. А.М. Фонарев. Лабораторию физического воспитания возглавляла М.И. Кистяковская. Руководителем лаборатории эстетического воспитания и художественного творчества была Н.А. Ветлугина. Вопросы умственного воспитания раскрывались под руководством А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. Лабораторию нравственного воспитания возглавляла В.Г. Нечаева. Подготовкой к школе занимались под руководством Т.В. Тарунтаевой. Результаты исследований публиковались, внедрялись в педагогическую практику деятельности детских садов, в практику подготовки педагогических кадров.

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой в современной науке. Развиваются новые направления дошкольной педагогики, вырабатываются новые теории и технологии дошкольного образования. Важно изучать, развивать имеющийся опыт, анализировать его плюсы и минусы и на этом основании выстраивать научно-исследовательскую работу. Необходимость новых исследований определяется изменением времени, изменениями в общественной жизни, модификации целей непрерывного образования человека.
3. Функции и задачи дошкольной педагогики как науки

на современном этапе

Для понимания особенностей науки «Дошкольная педагогика» рассмотрим ее функции, а так же задачи, которые она решает.


Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий и операций.

При определении функций дошкольной педагогики будем исходить из понимания функций науки вообще. Таким образом, дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций.

Функции дошкольной педагогики как науки

  1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

  2. Объяснительная – (основная) направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

  3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

  4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем на перспективу.

  5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.


Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательных и обучающих воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педпрактики. Рассмотрим основной круг задач.
Задачи дошкольной педагогики - науки

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (выяснение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).



2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад – школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации)

4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10. Построение модели современного педагога – профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач всегда стоящих перед наукой.

Вместе с блоком постоянно действующих задач, существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно и постоянно.

Дошкольная педагогика как наука постоянно сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих постоянного внимания ученых - исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.

4. Система педагогических наук.

Связь дошкольной педагогики с другими науками

Педагогика за долгие годы своего становления (с 17 века) и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являвшихся ранее ее отраслями. Таких наук достаточно много. Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика. В современную систему педагогических наук входят: история педагогики, общая, дошкольная, школьная, вузовская педагогика, андрогогика (наука об образовании взрослых), методики преподавания различных дисциплин, социальная, специальная педагогика, военная, инженерная, музыкальная и др. Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики. Ее первоначальной отраслью. Дошкольная педагогика как наука непосредственно связана с науками о человеке. Установите эти связи, отобразите их в схеме, укажите характер связей

? Раскройте этот вопрос самостоятельно, для этого выполните задание 3 к данной теме. Схемы поместите в материалы конспекта лекции.
5. Дошкольная педагогика как учебная дисциплина

Рассмотрев дошкольную педагогику как науку, выясним, в чем отличие науки от учебной дисциплины, которую изучают студенты. Проведем сравнительный анализ.


ДП наука

ДП учебная дисциплина

  1. Выявляет, объясняет, прогнозирует пед.явления и процессы, изучает закономерности воспитания, обучения образования.

  2. Реализует описательную, объяснительную, прогностическую, конструктивно-техническую, мировоззренческую функции.

  3. Наука работает на уровне объективных открытий абсолютно нового знания, которое становится элементом культуры человечества.

  1. Включает основы ДП науки, т.е. ее закономерности, принципы, теории, технологии, т.е. содержит дидактически адаптированное содержание основ ДП как науки.

  2. Реализует обучающую, воспитательную, развивающую функции по отношению к обучающимся.

  3. При изучении дисциплины студент делает субъективное открытие – открытие нового для себя.



Дошкольная педагогика как наука и учебный предмет для изучения студентами представляют собой разные педагогические явления. В основе их различия лежат объем, сложность, объективная (субъективная) новизна педагогического знания, функции дошкольной педагогики как науки и учебной дисциплины.

Мы рассмотрели дошкольную педагогику как науку, выделили ее ведущие понятия и категории, раскрыли предмет, задачи, функции, теоретические основы дошкольной педагогики, связи с другими науками, соотнесли между собой педагогические явления – наука и учебный предмет.