Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1739

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

ЛЕКЦИОННЫЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

для студентов специальностей:

«Дошкольная педагогика и психология»

«Педагогика и методика дошкольного образования»

и бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование»


Барнаул 2014

Н.П. Сазонова Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 381 с.
Рецензенты: канд.пед.наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики АКИПКРО В.Е. Морозова;

Канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики АлтГПА М.П. Тырина.


Учебное пособие представляет собой курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины «Дошкольная педагогика». Каждая лекция представляет собой систему, включающую план, список рекомендуемой литературы, расширяющий круг педагогических знаний по теме, задания для самостоятельной работы, основное содержание лекции, разделенное на подразделы. Текст лекций сопровождается вопросами к читающим, которые стимулируют их мысленный диалог с автором. Курс лекций сопровождается разработками семинарских занятий, заданий для самоконтроля и самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине.

Пособие адресовано студентам педагогических факультетов, обучающихся в системе высшего профессионального образования. Материалы пособия могут быть использованы в рамках изучения предмета «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» для студентов бакалавром педагогического образования по направлению «Дошкольное образование». Учебное пособие может быть полезно специалистам дошкольных учреждений и преподавателям педвузов.


© Алтайская государственная

педагогическая академия, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

БЛОК 1. Лекционные занятия по дошкольной педагогике

4

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина


6

Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики и образования (краткий экскурс)

17

Тема 3. Логика и методы педагогического исследования в дошкольной

педагогике

35

Тема 4. Ребенок как субъект воспитания и объект педагогического

исследования

Тема 5. Дошкольное образование в целостной системе образования РФ

Тема 6. Целостный педагогический процесс в ДОУ

45
57
70

Тема 7. Сущность игры как деятельности дошкольников

84

Тема 8. Сюжетно-ролевая игра в структуре игровой деятельности

дошкольников

Тема 9. Воспитание, обучение и развитие детей раннего возраста

99
114


Тема 10. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ

126

Тема 11. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ

143

Тема 12. Содержание дошкольного образования. Тенденции

его обновления

153

Тема 13. Результаты обучения в ДОУ


172

Тема 14. Метод проектов в системе обучения и воспитания дошкольников

184

Тема 15. Подготовка детей к школе в ДОУ и семье

201

Тема 16. Развивающая среда и ее проектирование в ДОУ

233

Тема 17. Планирование образовательного процесса в ДОУ

260

БЛОК 2. Семинарские занятия по дошкольной педагогике

275

Раздел 1. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

275

Раздел 2. Особенности периода раннего детства. Значение в развитии личности.

281

Раздел 3. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

287

Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольников

295

Раздел 5. Теория и методика обучения дошкольников

306

Список основной литературы по курсу

322

Тестовые задания для самостоятельной работы студентов

325

Приложение

348


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Дошкольная педагогика» является одной из профилирующих в системе вузовской подготовки специалистов дошкольных учреждений. Она работает на формирование мотивационной, теоретической и технологической готовности студентов к выполнению профессиональных функций, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций.

В ходе изучения дисциплины решение педагогических проблем основано на признании:

- дошкольного детства как самоценного и малокомпенсируемого периода в формировании личности;

- ведущей роли воспитания и обучения в реализации генетически заложенной программы развития дошкольника;

- субъектной позиции ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье;

- значимости личностного, деятельностного, антропологического подходов к организации жизнедеятельности детей.

Цель дисциплины «Дошкольная педагогика» - способствовать формированию педагогической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания, обучения, развития и организации жизни детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. На достижение этой цели направлен предложенный курс лекций и практических занятий.

Учебное пособие поможет студентам освоить ряд ключевых тем дисциплины. Каждая из тем пособия включает отобранный автором основной лекционный материал по теме. Изучение материалов лекции сопровождается выполнением самостоятельных теоретических и практических заданий. Объем информации может быть расширен при выполнении рефератов, а затем практикоориентированных исследовательских работ. Лекция представляет собой систему, включающую план, список рекомендуемой литературы, расширяющий круг педагогических знаний по теме, задания для самостоятельной работы, основное содержание лекции, разделенное на подразделы. Текст лекций сопровождается вопросами к читающим, которые стимулируют их мысленный диалог с автором. Изученные вопросы дополняются, приобретают практическую направленность в ходе последующих семинарских занятий. Планы семинарских занятий, вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы по дисциплине помогают студенту полно освоить необходимое содержание профессионального опыта.

По результатам работы с учебным пособием студенту важно:

- знать: ведущие понятия дисциплины, устанавливать связи между ними, понимать их общее и специфичное; видеть разницу между дошкольной педагогикой наукой и учебной дисциплиной; ориентироваться в логике и методах педагогического исследования; четко осознавать место и значимость дошкольного образования в целостной системе образования, видеть проблемы, перспективы и тенденции развития дошкольной ступени; рассматривать
дошкольника как субъекта воспитания и обучения; выделять закономерности и принципы, структуру и логику организации воспитания и обучения в ДОУ; понимать и раскрывать сущность этих процессов (понятие, цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, предполагаемые результаты, связь с другими процессами, участники, характер взаимодействия и др.); знать место, цели, задачи, педагогические условия, содержание, способы организации игровой деятельности дошкольников; выделять специфику и принципы построения развивающей среды; понимать процесс подготовки детей к школе и ее результаты, основания обеспечения преемственности в работе ДОУ, семьи, школы и др.

- уметь применять полученные теоретические знания для анализа разных аспектов профессиональной деятельности и выполнения практических заданий, решения педагогических проблем в педагогической практике; устанавливать межпредметные связи при освоении профессионально значимых дисциплин; проявлять творчество и импровизацию в решении педагогических задач;

- иметь ценностное отношение к педагогической профессии, направленность на профессиональное развитие и самосовершенствование.

Содержание курса лекций, практических занятий и заданий по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» разработано на основе требований государственного образовательного стандарта к уровню вузовской профессиональной подготовки студентов по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». Может быть активно использовано в организации аудиторной и самостоятельной работы бакалавров образования по направлению «Дошкольное образование»

Успехов в изучении дисциплины!

БЛОК 1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина

План

  1. Дошкольная педагогика как наука. Предмет науки. Основные категории.

  2. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

  3. Функции и задачи дошкольной педагогики на современном этапе.

  4. Система педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

  5. Дошкольная педагогика как учебная дисциплина.


Задания для самостоятельной работы


  1. Выписать в индивидуальный словарик трактовки понятия «наука», расставить смысловые акценты в определениях, выделить общие значимые признаки. На основе выделенных признаков доказать, что дошкольная педагогика самостоятельная наука.

  2. Рассмотреть источники педагогической науки. Дайте им краткую письменную характеристику. Для выполнения задания используйте источник 6 из списка с.40 – 42.

  3. Составить схемы: «Связь дошкольной педагогики с другими науками», «Дошкольная педагогика в системе педагогических наук». Подготовиться к их обсуждению. Для выполнения задания используйте учебники «Дошкольная педагогика» разных авторов, Российскую педагогическую энциклопедию (т. 1, раздел «дошкольная педагогика»).


Рекомендуемая литература

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  3. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.

  4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

  5. История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.Н. Лиштвана. – М., 1989.

  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  7. Красницкая Г.С., Борщанская Б.Р. Практикум по дошкольной педагогике. – М., 1996.

  8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7.

  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика. – М., 1998.

  10. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

  11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

  12. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.

  13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.

  14. Фуряева Т.В. О развитии современной педагогики дошкольного детства // Современное образование рабенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С.6-8.

Нормативные документы

  1. Всероссийский эксперимент "Развитие новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях". Вып.4. Сб. статей и документов. – М., 2002.

  2. Закон РФ "Об образовании". – М., 2005.

  3. Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. – М., 1992.

  4. Дошкольное образование в России. – М., 1996.

  5. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.

  6. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. - № 2. – 1995.

  7. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. - 1996.

  8. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9. -1989.