Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани курсовая работа изучение истории мчс 19912022 Г. Г. В рамках школьной внеурочной работы.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Методическая разработка деловой игры «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения» в рамках реализации программы молодёжного политического клуба «Политические дебаты» для образовательных учреждений
2.1Методические приёмы преподавания деловой игры «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения» в рамках Реализации программы молодёжного политического клуба «Политические дебаты» для образовательных учреждений
Данная программа внеурочного мероприятия рассчитана на учащихся 9-х классов, и лиц других возрастов. Общая нагрузка курса предполагает 2 учебных часа.
Внеклассное мероприятие является своеобразным дополнением к историческому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», который, как правило, изучается в среднем и старшем звене общеобразовательных учреждений. Использование этого мероприятия позволяет учащимся углубить свои знания по предмету, а также улучшить свое историко-правовое миропонимание процессов, которые происходят в современном обществе.
Главная особенность заключается в том, что оно позволяет ознакомить учащихся с различного рода знаниями в области права не только на основе сухой теории, но по средствам применения проблемного и практического методов преподнесения и усвоения информации, которая касается конкретных аспектов практики. В наши дни роль правового воспитания и культуры личности значительно возросла. На основании этого сейчас обществом предпринимаются попытки ликвидации правового нигилизма, а также проводится активная пропаганда принципа законности деятельности власти. Широкий спектр отраслей права усложняет понимание норм. Наше ознакомление с программой данного курса предоставит ученику возможность выработать в себе какое-либо определённое мировоззрение и активную гражданскую позицию, по отношению к тем общественным процессам, которые сейчас протекают в окружающем на мире.
Материал, необходимый для проведения построен на использовании дополнительной литературы по истории и комплексе нормативно – правовых источников, включенных в правовых программах «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Цели внеклассного мероприятия:
– углубить знания учащихся, ознакомление с историческим развитием МЧС, его созданием, эволюцией и важными событиями в его истории. В рамках этой цели учащиеся могут изучить основные этапы развития МЧС, его структуру, функции и основные задачи на разных исторических этапах.
– оживить познавательный интерес у учащихся и содействовать воспитанию личности. Внеклассное восприятие может помочь учащимся осознать важность МЧС в обществе, его роль в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от природных и техногенных угроз.
– создать целостную картину представлений о теоретических основах данной организации. Развитие навыков анализа и обобщения исторической информации. В процессе изучения исторического развития МЧС учащиеся могут развить навыки анализа и сравнения различных источников информации, обобщения и систематизации данных, а также умение делать выводы и оценивать значимость событий и тенденций в истории МЧС.
– воспитать в сознании учащихся чувство ответственности, самостоятельности и независимость своих суждений. Внеклассное восприятие может способствовать пробуждению интереса у учащихся к истории и деятельности МЧС, побудить их к самостоятельному изучению исторического материала, а также к размышлению о важности службы МЧС в современном обществе.
– сформировать основы культуры, ценностных ориентаций личности. Изучение исторического развития МЧС может способствовать формированию у учащихся гражданской позиции, осознанию значимости государственной службы в области чрезвычайных ситуаций и пониманию необходимости участия в деятельности МЧС на различных уровнях.
Задачи элективного курса:
– ознакомить со структурой форм устройства МЧС и его важнейшими положениями;
– способствовать формированию понятий о форме и подведомственных организаций, входящих в состав МЧС;
– активизировать в учащихся интерес на плодотворную работу, которая будет направлена на воспитание таких качеств как ответственность, уважение к данной направленности, формированию у учащихся гражданской позиции;
− сформировать умения и навыки учащихся в плане работы с первоисточниками; анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; работать в группе, публично выступать.
Достигаемые результаты обучения.
По завершению внеклассного мероприятия учащиеся должны:
-
Иметь представление:
− о понятии и значении основных этапов развития МЧС, его структуры;
− о видах и понимании необходимости деятельности МЧС на различных уровнях, от индивидуального до общественного;
– о функциях и задачах, которые ставит перед собой МЧС в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от природных и техногенных угроз.
2. Знать:
− о формировании и развитии системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в различные периоды истории страны;
− о структуре МЧС на различных уровнях - федеральном, региональном и местном, и о ролях и обязанностях различных служб МЧС, таких как пожарная охрана, спасательные службы, службы гражданской защиты и др.;
− о различных аспектах деятельности МЧС, включая предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшим, проведение аварийно-спасательных работ, организацию эвакуации населения, работу с населением в аварийных ситуациях и другие аспекты деятельности МЧС;
– осознавать роль и значение МЧС в обществе, его вклад в обеспечение безопасности населения и территории страны, а также роль МЧС в чрезвычайных ситуациях.
3. Уметь:
− вести активную полемику и дискутировать, отстаивая при этом свои воззрения; анализировать первоисточники;
− обозначать основополагающие критерии, квалифицировать их, раскрывая при этом содержание проблем;
− аналитически думать, сравнивая обстоятельства в различных ситуациях, выделять закономерности событий, определять сходство и различия в истории;
− применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
− работы со специальной справочной литературой;
− работы с нормативно-правовыми документами;
− работы в команде и четкого планирования действий;
– быстро принимать решения на основе полученной информации;
Требования к начальным знаниям слушателей.
Данное внеурочное мероприятие направленно на получение факультативных знаний и умений; общее расширение кругозора, с учетом основной подготовки обучающихся в рамках истории и обществознания, а также умением работы с официальными источниками.
Материал подаётся учащимся логично, системно и последовательно.
2.2 Методическая разработка деловой игры: «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения».
Правила игры. В игре принимают участие две команды. Для удобства общения с жюри команды могут выбрать себе капитана. При большем количестве команд соревнование можно провести по круговой или олимпийской системе.
За некоторое время до начала боя жюри выдает командам одинаковые тексты с правовыми задачами (например, с десятью). Помимо этого, команды получают необходимую для правильного решения задач литературу. В зависимости от сложности заранее определено максимальное количество очков, которое команды могут получить за решение той или иной задачи. Это количество оговаривается в условии задачи. Команды выходят на бой после предварительной подготовки. При подготовке команды могут свободно пользоваться выданной им литературой или другими доступными источниками. Перед началом боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе игры может увеличиваться или уменьшаться.
Перед началом боя по жребию определяются нападающая и защищающаяся команды. Нападающая команда может вызвать соперников на обсуждение любой задачи из списка по своему выбору. У защищающейся команды имеется два варианта продолжения игры. Она может: 1) согласиться на обсуждение предложенной задачи или 2) поменять задачу, замена которой может осуществиться только один раз за игру или объявить право на «проверку корректности».
1) В первом случае защищающаяся команда выбирает докладчика, который излагает полученное командой решение задачи. Предлагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на соответствующие действия, применяемые в похожих ситуациях. Команда может дополнить докладчика, если он что-то упустил в процессе доклада. После того, как защищающаяся команда изложила свой вариант решения, нападающая команда может предложить свой вариант или внести дополнения, если решение соперников, на ее взгляд, является неверным или неполным.
После завершения обсуждения задачи командами жюри излагает правильное решение и начисляет очки участвовавшим в обсуждении командам. Если решение защищающейся команды было верным, ей начисляется оговоренное в условии задачи максимальное количество очков. Если решение было неполным, команде по решению жюри начисляется некоторое количество очков, меньшее максимального. Если решение было неверным, очки защищающейся команде не начисляются. Таким образом, защищающаяся команда не может потерять очки, если приняла вызов нападающей команды. Если нападающая команда дополняла решение, ей тоже может быть начислено некоторое количество очков. Однако, если это дополнение было неверным, жюри вправе снять с нападающей команды некоторое количество очков.
2) Объявляя «проверку корректности», защищающаяся команда уступает право изложения решения задачи нападающей команде. Далее происходит та же процедура, что и в первом случае, с той разницей, что у защищающейся команды отсутствует право дополнять решение нападающей команды. Однако очки при этом начисляются по-другому. Если решение нападающей команды признано жюри верным (или почти верным), нападающей команде начисляется оговоренное в условии задачи максимальное количество очков, а с защищающейся команды снимается половина этого количества очков. Если же решение признано неверным, с нападающей команды снимается максимальное количество очков. С защищающейся команды очки при этом не снимаются. Таким образом, не приняв вызов, защищающаяся команда рискует потерять очки. Однако если она уверена, что соперники сами не решили предложенной задачи, ей лучше объявить «проверку корректности». При этом она может получить положительный для себя результат, поскольку очки будут сняты с нападающей команды.
После завершения обсуждения и объявления решения жюри команды меняются ролями: нападающая команда становится защищающейся, и наоборот. Нападающая команда по своему выбору вызывает защищающуюся команду на бой по любой из оставшихся не обсужденными задач. Вышеописанная процедура повторяется до тех пор, пока все задачи из списка не будут обсуждены.
В игре побеждает команда, у которой в конце боя окажется большее количество очков. Варианты ситуационных задач должны быть не сложными и максимально приближенными к среде, в которой находятся учащиеся. Примеры представлены ниже.
1. На уроке физики в классе случился пожар из-за короткого замыкания в электрооборудовании. Какими действиями нужно руководствоваться, чтобы быстро и безопасно эвакуировать учеников и вызвать МЧС?
2. Во время экскурсии в лесу один из учеников потерялся. Нужно организовать поисково-спасательную операцию. Какие средства и методы поиска следует использовать, чтобы найти пропавшего ученика?
3. Во время занятий в спортивном зале у одного из учеников случилось сердечное приступление. Какую первую помощь нужно оказать и как быстро вызвать скорую помощь и МЧС?
4. В результате землетрясения здание школы было повреждено, и ученики оказались заблокированными под завалами. Какими способами можно организовать спасательную операцию и вывести учеников из опасной зоны?