ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательные свойства личности:
1. Степень выраженности их у разных людей
2. Трансситуативность
- черты личности индивида проявляются в любых ситуациях
3. Потенциальная измеримость

Черты личности по Р. Кэттеллу:


Тема 7. Социализация человека. Адаптация личности в социуме.

1.Понятие

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

2. Основные информация

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по своим результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации:

  1. ознакомление;

  2. ролевая ориентация;

  3. самоутверждение.


3.Вывод

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Тема 8. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции.

1.Понятие

1. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

2.Основная информация

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

  • познание себя;

  • познание партнера по общению;

  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

  • установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

Механизмы социальной перцепции:

1 ) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Разновидность стереотипизации:

2) Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.



3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

3.Вывод

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.



Тема 9. Социальная коммуникация. Барьеры коммуникации.
1. Социальная коммуникация.
Социальная коммуникация - это процесс создания, преобразования и передачи информации между отдельными лицами, группами и общественными организациями, нацеленный на динамичное развитие, преобразование или изменение знаний, отношений и поведения, с тем, чтобы повлиять на субъектов и воздействовать на их систему ценностей и интересов.

2. Барьеры социальной коммуникации.
Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Современными психологами выделяются разные типы коммуникативных барьеров. Наиболее распространенные: барьеры непонимания, барьеры социокультурных различий, барьеры отношений.

Уровни непонимания по Б.Ф. Поршнёву.
1. Фонетический барьер.
- возникает в связи с различными знаковыми средствами передачи информации. Имеет диапазон от незначительного (например, в произнесении некоторых слов) до полного и может иметь различные источники. Неполное непонимание будет не только тогда, когда говорят непонятно, но и когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты или жестикуляция слишком активная и быстрая.
2. Семантический барьер
- возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры. Субкультуры отличаются по свои обычаям, нормам и ценностям; имеют свой, отличный от других специфический язык, жаргон.
Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.
Сленг – неофициальный нестандартный словарь.
3. Стилистический барьер
- определяется разностью стиля подачи информации, т. е. разными приемами использования средств языка для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном и логическом стилях. Экспрессивный стиль характеризуется эмоциональностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. Логический стиль проявляется в последовательности, доказательности, подборе фактов, точной терминологии.

4. Логический барьер
- возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может быть совершенно неважным для другого.
Барьеры социальной коммуникации могут быть вызваны различными факторами, такими как культурные различия, языковые барьеры, недостаток уверенности в себе и т.д.
Культурные различия могут привести к тому, что люди не понимают друг друга, потому что они не знакомы с культурой и традициями друг друга. Например, жесты и мимика, которые могут быть приняты в одной культуре как проявление уважения, могут быть восприняты в другой культуре как оскорбление.
Языковые барьеры также могут быть препятствием для социальной коммуникации. Если два человека говорят на разных языках, то они могут испытывать трудности в понимании друг друга. Даже если они говорят на одном языке, но имеют разный акцент или диалект, это также может привести к недопониманию.
Недостаток уверенности в себе может быть еще одним барьером для социальной коммуникации. Люди, которые не уверены в себе, могут чувствовать себя неудобно в обществе и избегать общения с другими людьми. Они могут бояться, что их мнение будет неправильным или что они будут выглядеть глупо.
Кроме того, стереотипы и предубеждения также могут стать барьером для социальной коммуникации. Люди могут предвзято относиться к другим людям на основе их расы, пола, возраста или других характеристик. Это может приводить к недопониманию и конфликтам.
Чтобы преодолеть барьеры социальной коммуникации, необходимо учитывать различные факторы, которые могут повлиять на процесс общения. Например, если вы общаетесь с человеком из другой культуры, старайтесь узнать больше о его традициях и обычаях, чтобы избежать недопонимания. Если вы не уверены в себе, попробуйте работать над своей самооценкой и уверенностью в себе. Если вы сталкиваетесь со стереотипами и предубеждениями, старайтесь быть открытым и толерантным к другим людям.
Тема 10. Социально-психологическая диагностика личности.
1. Социально-психологическая диагностика.
Социально-психологическая диагностика личности