ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— определение социально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого и всевозрастающего набора средств, инструментов, которые можно объединить в понятие диагностические методики. Конструирование их, уточнение требований, которым они должны удовлетворять, правила их применения, границы выводов, на которые могут претендовать получаемые результаты, — все это образует специфическую для социальной психологии область знаний.
Цель ее заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельном лице, показав, чем это лицо отличается от других или чем эта группа отличается от других групп той же совокупности.
Первый вид диагностики обычен для клинического типа исследования, где устанавливается и уточняется отклонение от нормы (в данном контексте имеется в виду не статистическое понятие нормы, а норма как отсутствие патологических симптомов в психике). Результаты этого вида диагностики помогают планировать лечебные мероприятия, углубить понимание отклонений и т.д. Второй вид применяется при изучении индивидуально-психологических различий для классификации испытуемых, разделения их на группы для последующих соотнесений с каким-то “внешним критерием” — психологическими проявлениями испытуемых в лабораторных опытах, в их учебной и производственной деятельности.
В исследовании социальных явлений используются аналитический и синтетический методы.
Аналитический метод

– рассматриваемое событие или явление распадается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается изучению. Применение этого метода позволяет по мере увеличения дробления (распада) целого на части достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого при одновременном повышении точности специальных методов психологической диагностики.
Синтетический метод

- изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливаются знания, информация, и на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления, то есть процесс исследования развивается от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

2. Проблема прогнозирования социального поведения личности.
Прогнозирование – это метод научного исследования, цель которого – предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений.
Погрешность при производстве прогнозов на основании психодиагностики составляет недостаточный учет как самой социальной ситуации и существующего социального прогноза, так и частое игнорирование доминирующих регулянтов поведения.
3. Принципы диагностики. Уровни диагностики.
Принципы социально-психологической диагностики личности
1. Объективность – диагностика должна основываться на объективных данных, а не на субъективных мнениях или предубеждениях.
2. Надежность – результаты диагностики должны быть надежными и точными. Это достигается путем использования стандартизированных методов и инструментов.
3. Валидность – диагностика должна измерять то, что она предназначена измерять. Это значит, что методы и инструменты должны быть адекватными для изучения тех характеристик, которые нужно измерить.
4. Комплексность – диагностика должна охватывать все аспекты личности, включая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и социальные характеристики.
5. Этичность – диагностика должна быть проведена с уважением к правам и достоинству человека. Это означает, что диагностика должна быть проведена с согласия человека и его конфиденциальность должна быть защищена.
6. Индивидуальный подход - оценка должна учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
Уровни социально-психологической диагностики личности
1. Наблюдение – это первый уровень диагностики, который основывается на наблюдении за поведением человека в различных ситуациях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным. Структурированное наблюдение включает использование специально разработанных инструментов, которые позволяют систематизировать наблюдения. Неструктурированное наблюдение включает наблюдение без использования специальных инструментов.


2. Интервью – это второй уровень диагностики, который основывается на беседе с человеком. Интервью может быть структурированным или неструктурированным. Структурированное интервью включает использование специально разработанных вопросов, которые позволяют систематизировать информацию. Неструктурированное интервью включает открытые вопросы, которые позволяют человеку свободно выражать свои мысли и чувства.
3. Тестирование – это третий уровень диагностики, который основывается на использовании специальных тестов и опросников. Тесты могут измерять различные аспекты личности, такие как интеллектуальные способности, эмоциональная стабильность, мотивации и ценности.
4. Анализ документов – это четвертый уровень диагностики, который основывается на анализе документов, таких как резюме, отчеты и записи. Анализ документов может помочь определить профессиональные и личностные качества человека.
5. Самооценка личности - оценка собственных качеств и возможностей личности;