ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы. Постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.
Пути формирования воли:
1. Родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требованиия, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего,впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития
2.Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины.
3. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку р требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности
4. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Тема 11. Психические состояния
1. Психические состояния
Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира
Виды психических состояний:
Эмоции. Издавна виды состояний определяют по доминирующим эмоциям: состояния тревоги, страха, фрустрации, эйфории, агрессии, страсти, наслаждения, тоски, радости, печали, гнева.
Настроение. В названиях состояний этих видов представлены комплексные характеристики эмоционального фона, переживаний, чувств и отношений: подавленность, эмоциональный подъём, опустошение, оптимизм, пессимизм.
Работоспособность. Названия многих видов состояний отражают показатели работоспособности и отношения к деятельности: активность, пассивность, монотония, утомление, психическое пресыщение, сонливость, состояние мёртвой точки, «второе дыхание».
Психическое напряжение. Нередко, виды состояний характеризуют нервнопсихическое напряжение: стресс, перенапряжение, напряжённость, вялость, энергичность, раскованность, зажатость, релаксация. Готовность к деятельности. Эти виды представляют характеристики психики при подготовке к деятельности: предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, боевая готовность, мобилизация, несобранность, стартовое безразличие, врабатываемость, погружение.
Отношение к деятельности. В названиях данных видов подчёркиваются особенности выполнения деятельности, в меньшей степени связанные с работоспособностью, а больше отражающие отношения и эмоции: вдохновение, кураж, азарт, творческий подъём, энтузиазм, фрустрация.
Вид профессиональной деятельности. Соответственно конкретному виду профессиональной деятельности состояния определяются как тренировочные, предстартовые, соревновательные, состояния операторов, авиадиспетчеров, спасателей, моряков-подводников, учителей и т.п.
Ситуации. Эти виды состояний отражают связь с ситуацией: состояния ожидания, публичности, успеха, неудачи, экзаменационный стресс, посттравматический шок, послеродовая депрессия и другие состояния в трудных или экстремальных ситуациях. Общение. В названиях некоторых видов состояний представлены особенности взаимоотношений людей: одиночество, изоляция, конфликт, паника, влюблённость, эмпатия.
Сознание. Ряд видов, прежде всего, отражает особенности сознания в данном состоянии: сон, бодрствование, гипноз, транс, медитация, кома.
Психические расстройства. Большое количество видов характеризует состояния, возникающие в результате психических заболеваний и нарушений. К данной группе относятся: состояния депрессии, ипохондрии, невротические и неврозоподобные состояния, психозы, состояния бреда, галлюцинаторные состояния, истерика, аффект, персеверация, суицидальные состояния и др.
2. Чувства и эмоции
Эмоции — относительно кратковременное, отражающее значение ситуации для человека переживание, которое возникает ситуативно, но не по отношению к конкретному объекту — например, радость или тревога.
Чувства — обычно более продолжительные, всегда предметные, отражают стабильное отношение к другому человеку или области явлений — например, ненависть, зависть, ревность, гордость.
Функции эмоций и чувств:
Сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими, пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.
Регулятивная функция выражается в том, что регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
3. Настроения. Страсти.
Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.
Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
4. Аффекты. Стресс. Страх. Агрессия.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Фазы стресса, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Страх - переживания, возникающие у субъекта в связи реальной или мнимой угрозой его существованию или благополучию
Агрессия есть один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности. Агрессию условно можно разделить:
Ø по направленности на объект: на внешнюю и внутреннюю;
Ø по способу выражения: на произвольную и непроизвольную;
Ø по конечной цели: на инструментальную и враждебную
Ø по форме выражения: а) физическую б) вербальную в) косвенную г) негативизм – обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Компоненты агрессивности:
§ Познавательный компонент – ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения;
§ Мотивационный компонент (инстинкты, влечения, потребности, мотивы);
§ Эмоциональный компонент (гнев, аффект, ярость, Но не всегда. недоброжелательность, злость, мстительность);
§ Волевой компонент (целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность и смелость);
§ Нравственный компонент (совесть и чувство вины).
· Стресс – целостная реакция живого существа на экстремальное воздействие. В этой реакции можно выделить когнитивный, физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты. В зависимости от динамики стрессовой ситуации, можно различать острые (стихийное бедствие), хронические (болезнь) и периодические (зимние холода) стрессовые воздействия.
Стадии:
ü мобилизация (увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, расширение зрачков, усиление потоотделения);
ü сопротивление;
ü истощение (апатия, пониженное настроение).
Существует прямая зависимость между страхом и агрессией. Чем сильнее страх, тем агрессивнее поведение человека. Агрессия может выражаться самыми разными способами: быть явной и скрытой, выражать на вербальном и невербальном уровнях, маскироваться под обиду и стыд, проявляться нападками на окружающих либо выражаться в виде апатии и других депрессивных вариантов поведения. Когда мы чего-то боимся, что-то пытаемся скрыть, нами овладевает нарастающее раздражение, постепенно перерождающееся в агрессию.