Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детей увлекал сам процесс игры, ее ход, а не результат действия, как это бывает в жизни. Играющие по своему усмотрению сокращали или расширяли игру-обряд, вносили в нее новые ситуации, особо выделяли динамичные театрализованные моменты: долго и шумно катали кукол по избе, часто кланялись, предпочитали протяжным песням веселые, увлеченно танцевали. Игра была самобытной, каждый раз новой импровизацией виденного.

Обычно дети принимали участие и в настоящих свадьбах. Известно, что детям полагалась снимать с невесты покрывало, расплетать косу, шествовать перед "свадебным поездом", не говоря уже о том, что зрителями они были всегда.

Так же проигрывались в детских играх и другие обрядовые празднества деревни.

Игра была для ребенка активным вхождением в обряд, приобщением к традиции. Игра вводила ребенка и в реальную жизнь взрослых людей. Многие игры детей поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом льна и пр. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности путем многократного повторения игровых действий с малых лет прививало ребенку уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило его правилам поведения. Игра - это подготовка к настоящим действиям, жизни, труду.
Подвижные игры. Игра едва ли не самое древнее средство физического воспитания молодежи. Она всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает маленькому человеку освоить важные жизненные функции легко и быстро.

Игры еще в глубокой древности занимали видное место в Жизни детей. В старину особенно много игрищ с оттенком языческого культа. Например, коляды, игры и празднества в честь Ярилы и др. В игровой ситуации дети приучались регулировать степень внимания, физических нагрузок, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, то есть дети приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Знакомясь в играх с природой, ребенок невольно изучал и особенности ее, начиная с минералов и кончая животными. Дети часто играли в животных. Эти игры полезны тем, что дети узнавали массу названий животных, их привычек, повадок. Примером может служить игра в "кошки-мышки". Здесь главным является ловкость, с которой кошка ловит мышь, а также симпатия, с которой дети помогают спастись мышке от врага. Дети ощущают коварство и хищность животных.

С помощью игры ребенок учился определять расстояния, тренировал глазомер, развивал свои чувства. Он приучался к объяснениям, образности, простоте, быстроте речи. В играх дети учились сочетать свое поведение с поведением других.

В русских народных играх было много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Многие детские игры были небольшими театральными представлениями. Например, игра "Редька". К "матке" на колени садится другая девочка, к этой -третья и так далее. Водящая подходит и говорит: "Стук, стук у ворот!" - "Кого черт приволок?" - "Барин с печи упал, восьмерых котят задавил, редечки захотел". — "Дергай, дергай, да не из корню!" Водящая старается оттащить с места сидящую девочку и, поставив ее на ноги, уводит и сажает на определенное место, а сама идет снова к играющим. "Стук, стук у ворот", - снова начинает стучаться. "Кого черт приволок?" - "Барыня угорела, много сахара поела, брюхо заболело, редечки захотела..." - "Дергай, дергай, да не из корню", — отвечают сидящие. Снова дергает, и когда остается один корень, т. е. одна матка, то все играющие принимают участие в игре. Прежде всего матку стаскивают с места, потом усаживают на длинную палку, которую все игроки несут с громким смехом и восклицаниями: "Корень выдернули, матку несем!"

Протанцевав несколько сажен, опускают ее на землю. Игра заканчивается.

1   2   3   4

Описание некоторых игр

Дети очень любили игры с мячом. Он делался по-разному. У простонародья чаще всего из тряпок. Изготовляли и кожаные мячи. В северных губерниях мячи плелись из лыка. В Вятской и некоторых других губерниях они делались из овечьей шерсти.

Снежные изображения. Зимой дети с удовольствием лепили из снега разные фигуры, делали крепости и пещеры. Затем на них нападали "враги" (часть детей). Владельцы (другая часть детей) защищали их, но "неприятель" брал крепость приступом и разрушал. Этим игра и заканчивалась.

Лошадка. Летом мальчики бегали по двое или по трое с веревками в зубах, схватясь за руки, изображая лошадок. Ими правил "кучер", который хлопал плетью и кричал на них. Эта игра была одной из любимых у крестьянских детей. Едва ребенок начинал ходить, как он уже скакал на палке или возил истоптанный лапоть. А когда начинал бегать, "впрягался" в тройку или тележку.

Иногда играли проще: садились верхом на палки и изображали, что едут на лошадях, крича: "Пошел! Иди!"*В эту игру играли преимущественно мальчики.

В "волка". Волк сидит на лугу. К нему подходят овцы другие мальчики или девочки. "Позволь нам, господин волк, поиграть на твоем зеленом лугу и пощипать травку". Волк позволяет. Тогда овцы подходят к нему, наклонившись к земле, начинают щипать травку, приговаривая: "Щиплю, щиплю ягодку, а серому волку грязи на лопате". При последних словах волк вскакивал, бежал за овцами и, поймав одну из них, сажал на место. Пойманная овца делалась волком, и игра продолжалась.

медведя во бору". Один из играющих изображает медведя, а другие идут в бор за грибами и ягодами, припевая:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь остыл,

На печи застыл!

При этих словах медведь, до сих пор как будто дремавший, тихо ворочается, потягивается и как будто неохотно идет на детей, которые бегут от него. Медведь ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, и игра продолжается.

"Заря ". Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих -заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря —зарница,

Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила,

Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые -За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.

"Зайчик". Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выскочить из круга; а хоровод ходит вокруг него, напевая:

Заинька, попляши, Серенький, поскачи, Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись. Заинька, в ладоши, Серенький, в ладоши, Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочите,

Есть серому куда выскочите,

Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись!

При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться. Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

"Утка и селезень". Играющие становятся в круг, в середину которого ставят утку, за кругом - селезня, который ловит утку. Стоящие в кругу поют:

Селезень ловил утку, Молодой ловил серую. Поди, утица, домой


Поди, серая, домой! У тебя семеро детей Восьмой селезень.

"Коршун ". Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По кокопеечке,

По совелочке

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

  • Коршун, коршун, что ты делаешь?

  • Ямку рою.

  • На что тебе ямка?

  • Копеечку ищу.

  • На что тебе копеечка?

  • Иголочку куплю.

  • Зачем тебе иголочка?

  • Мешочек сшить.

  • Зачем мешочек?

  • Камешки класть.

  • Зачем тебе камешки?

  • В твоих деток кидать.

  • За что?

  • Ко мне в огород лазят!

  • Ты бы делал забор выше. Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!" Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. Игра заканчивается, когда поймано несколько цыплят.

"Кузовок". Дети садятся играть, один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на "-ок", обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на "-ок": "Я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок; сучок; сапожок; башмачок; коробок; чулок; воротничок; сахарок; мешок; листок; лепесток; колобок" и т. д. По окончании разыгрываются залоги; покрывают корзинку, и один из детей спрашивает: "Чей залог вынется, что тому делать?" Дети по очереди каждому залогу назначают выкуп. Например: скакать на одной ноге по комнате или в четырех углах дело поделать - в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.