Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Старший дошкольный возраст характеризуется сменой картины мира. Дошкольник 5-7 лет открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. К этому периоду детства под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный М.И.Лисиной внеситуативно - личностным. Ребенок и взрослый вступают в партнерские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а по поводу личностных проявлений людей. Ребенка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения и оценки. Социальное развитие дошкольников определяется той развивающей ситуацией, которую создает в образовательном пространстве взрослый. Учитывая данные положения, образователышй процесс в старшем дошкольном возрасте необходимо проектировать с учетом принципов:

- сравнительного обобщения, (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

  • принцип концентрированного насыщения образовательного материала;

  • параллельности в изучении культур;

- принцип гуманитаризации, раскрывающий многогранность взаимосвязей человека с социумом (этнический, экологический, экономический аспекты);

- принцип взаимодополняемости народных и традиционных методов воспитания, обеспечивающих единство познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов.

В воспитании у дошкольников культуры межнационального общения важно помнить о реализации средового подхода, который представляет собой систему действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования воспитательного результата, средство развития личности. Среда должна быть обогащающей: помогать развитию детских представлений о многокультурности мира, наглядно представлять цивилизованные способы разрешения конфликтных ситуаций, помогать выбору стиля взаимоотношений, побуждать к сравнению, соотнесению, творческому проявлению.

Рассматривая образовательное пространство как фактор становления нравственного опыта ребенка, развития культуры межнационального общения необходимо наполнение его ценностным содержанием. Ценности выступают в качестве норм поведения и деятельности, выполняют стимулирующую функцию; усвоение ценностей происходит в процессе включения человека в различные виды деятельности; сформированность устойчивых ценностных ориентации является показателем личностного развития.


Социокультурная среда, по мнению Р.М. Чумичевой а Л.Л. Редько, строится в двух пластах: пространственно - предметном (материализованном) и духовно-эмоциональном (личностном, построенном на диалоге общения педагога с ребенком и ребенка с народной культурой). Среди ценностей, отраженных в содержании образовательного процесса, они выделяют:

  • культурно - познавательные, которые заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческих, ценностей, поиск общего и специфического;

  • гуманистические - суть их в признании ценности человека как личности. Приобщаясь к ним, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свои нравственные потребности;

- нравственные ценности, связанные с представлениями, способами. Регулирующие действия человека в с опиуме с помощью норм, правил, осмысленные через культурные эталоны.

Средовой подход предполагает:

1) развитие предметно - развивающей среды за счет:

органичного включения предметов народного творчества в повседневную работу дошкольного учреждения;

  • обогащения образовательного информационного поля;

  • создания этнографических мини- музеев;

  • оформления уголков народного творчества;

  • уголки снаряжения с элементами народного костюма;

  • внесения игр, дидактических пособий.

  1. использование воспитательных технологий, побуждающих к практическому освоению действительности, способствующих развитию познавательных процессов, интереса к народной культуре, воспитывающих культуру межнационального общения;

  2. интеграцию знаний этнокультурной направленности;

  3. использование элементов музейной педагогики через сотрудничество педагогического коллектива с музеями народного творчества, быта, этнографическими, краеведческими.

Народная игрушка

В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка - один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.

Появление первых игрушек объясняется тем

, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. Изобретены они были в глубокой древности. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячелетия тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты - луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда. Позже появились фигурки людей и зверей. Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X века ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII —XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII — XIII веков сохранились на территории Рязани и Твери. Они представляли игрушечную посуду, глиняные свистульки. В качестве материала употреблялись глина и дерево.

Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию - функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее при­нимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной памяти.

Игрушка с самого рождения ребенка становилась непременным спутником детской жизни. Среди игрушек не было случайных поделок, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались игрушки, которые могли привлечь внимание и успокоить, помочь их первым движениям - всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской. По мере того как подрастал ребенок, игрушки изменялись и усложнялись. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Какой ребенок не знал каталку на палочке? Она оживала в движении: вертелись быстрые "ме-ленки", крутились расписные чашки, ритмично стучали барабанчики. Каталка буквально

завораживала, увлекала за собой и помогала ребенку делать первые шаги.


Когда же у ребенка появлялись устойчивость и уверенность, можно было поиграть с другой каталкой - на веревочке. Чаще всего это был конь на колесах. Он покорно следовал воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы, превосходства и значимости. Так игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно. Игровой набор кре­стьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы - мячи, луки - тренировали в ребенке меткость и ловкость, волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки.

Дети рано приобщались к музыкальному искусству деревни. Дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки - целый оркестр народных инструментов был в их распоряжении.

В далеком прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали крестьянских детей труду. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд. Ведь уже с семи-восьми лет ребенка считали равноправным членом семьи, тружеником. Вместе со взрослыми дети шли на полевые работы, пасли скот, девочки пестовали малышей.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она требовала от ребенка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Погремушку трясли - тогда она звучала; каталку возили, и тогда она оживала; куклу одевали, и тогда она походила на человека. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребенку нечего было с ней делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее — творчества.

Часто дети стремились и сами делать игрушки. Делая игрушки, ребенок познавал, открывал, импровизировал, учился работать, сближался с природой. С этого начинался и его художественный опыт. В результате такого детского творчества происходило развитие наблюдательности, внимания тех качеств, которые пригодятся ребенку и будут большими помощниками в его дальнейшей жизни. Чтобы создать игрушку, ребенку необходимо было и умение выбирать наиболее типичные черты. А это основа очень важного качества - пытливости.

Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С ее помощью передавалось по наследству мастерство, а с ним и традиции нравственной культуры.

Скромно и незамысловато выглядят "потешки" крестьянской детворы прошлых столетий. Кажется, чему могли научить топорные самоделки, примитивные куклы из тряпок и соломы, обычные глиняные свистульки? Оказывается,
очень многому из того, что необходимо было знать и уметь будущему крестьянину, Деревенскому жителю.

Самодельные игрушки

Они были наиболее распространенными в крестьянском быту. Их делали родители своим детям, старшие сестры и братья, сами Дети для себя. Из любого материала могли смастерить хорошую игрушку. Использовали мох, шишки,

бересту, прутья, лыко, мочало, кусочки материи, бусинки, черепки, камешки. И несмотря на занятость и тяжесть труда деревенских жителей, всегда находилась минутка на ребячью потеху. С каким мастерством, хоть и между делом, были "сработаны" народные игрушки! Безотказно служили они ребенку во всех его затеях. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно - это побуждало его к труду, к творчеству - вот одно из главных достоинств самодельной крестьянской игрушки.

С пяти-шести лет дети создавали самодельные игрушки, которые поражали своим разнообразием. Рано овладевали деревенские ребята инструментом (топором и ножом), быстро перенимали приемы работы с разными материалами. Порой детские самоделки были настолько совершенны, что их невозможно было отличить от изделий старших.

Вот некоторые самодельные игрушки.