Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Народные игры - источник развития творческих начал и творческого отношения дошкольников к различным видам деятельности. Эмоциональная насыщенность, демократический характер народных игр, но мнению Т.М. Бабуновой, позволяет детям видоизменять интеллектуальные и двигательные задачи, придумывать новые игры. Народные подвижные игры заключают в себе возможности в формировании нравственных представлений у детей. Персонажи многих игр проявляют доброжелательность, заботу, участие. Ролевое поведение участников игры оказывает влияние па формирование представлений о нравственных поступках и отношениях.
Таким образом, значение народных игр в образовательном процессе и в воспитании у дошкольников культуры межнационального общения определяется тем, что:
- игра отражает культурно- историческое развитие данного народа;
- игра отражает особенности мировидения народа, его систему взаимосвязи с экосистемой;
-
содержит национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру; -
носит утверждающую справедливость - зло должно быть наказано, добро победить;
-
формирует исходные психические качества человека; -
развивает творчество детей.
Введение жизненных ориентиров в сознание человека осуществляется через деятельность, свойственную каждому возрасту: игру, труд, общение. У народов сложилась своя система правил и норм поведения, воплощенных в традициях, обычаях, обрядах, праздниках. В современной философской, этнографической литературе под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению на протяжении ряда столетии. Роль традиций осуществляется через функции:
- аккумуляции, трансляции социального опыта. Она обеспечивает передачу социального опыта во времени и пространстве;
- социального ориентира. Она содержит в себе социальные ценности, что избавляет человека на определенном этапе от поисков общечеловеческих идеалов.
- регулятивная функция, которая помогает приближению реального поведения людей к социально значимым нормам.
- социализации.
Народные праздники, развлечения, широко используемые в работе детьми дошкольного возраста, представляют своеобразные «микромиры» народной жизни, где равнозначно представлены элементы совместной трудовой и художественной деятельности. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, они имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления (К. Жигульский).
Наибольшая концентрация исторически оправданных нравственных и эстетических представлений народа приходится на сезонные праздники, которые вызывают положительные эмоции у детей, формируют знаний о природе, народе, позволяют включиться в реальную социальную жизнь через проигрывание праздничного действа и осознать свою принадлежность к данному народу. Выделение сезонных и календарных обычаев у большинства народов позволяет проследить общность взглядов на нравственные идеалы, нормативные каноны, стиль взаимоотношений.
Фольклорные праздники и развлечения являются эффективным средством патриотического воспитания, начиная со среднего дошкольного возраста при активном развитии эмоционально - чувственной сферы. Это связано с тем, отмечает в своем исследовании Е.И.Корнеева, что национальная составляющая патриотизма включает в себя конкретно-чувственные элементы:
территорию, язык, произведения культуры, которые должны не только осознаться, но и почувствоваться. Потому процесс формирования элементов патриотизма осуществляется в результате приобщения дошкольника к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения от восприятия праздника как элемента национальной культуры к осознанному пониманию праздничной идеи.
Ребенку школьного возраста интересна традиционная семейная культура, содержащая знания о внешних и внутренних связях, предполагающая знания о своей родословной, проникновение в этику родственных отношений, способствующая формированию «образа семьи» -как общечеловеческой ценности. Е. В. Борисовой отнесены к русским семейным воспитательным традициям те, которые:
-
сложились под влиянием внутрисемейных отношений; -
способствующие погружению детей в фольклорную среду; -
приобщающие к традиционным видам крестьянского труда. -
традиции воспитания религиозно-нравственного характера;
В традиционной народной культуре отражается ритмичность жизни и быта, оптимальное чередование праздников и буден, работы и отдыха. Отдых в народной культуре никогда не понимался как безделье, как свободное ничем не занятое время. «Праздник всегда выполнял важные общественные функции, родителей. Интересно и продуктивно в этом отношении проведение совместных с родителями дней национальных культур, куда приглашают представителей национальных обществ, организаций. При подготовке к ним дети эмоционально включаются в процесс усвоения культурных символов разных народов, высказывают пожелания в исполнении танца, песни, игры заинтересовавшись, прежде всего красотой национального костюма, звучанием народной мелодии, интересным ганцем.
Произведения устного народного творчества эмоционально воздействуют на ребенка, они понятны и доступны детям. В них наиболее гармонично соединились общечеловеческие и национальные ценности, обеспечивающие воздействие на все компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) культуры межнационального общения.
Сказки нужно отбирать тщательно, учитывая доступность пониманию, силу эмоционального воздействия на ребенка. В сказках должна отражаться специфика климатических и природных условий, национальные особенности жизни народа.
В среднем дошкольном возрасте используют народные сказки, раскрывающие на конкретных поступках любимых героев нравственные категории добра, честности, дружбы, подчеркивая их общечеловеческое значение. В произведениях народного творчества заложен механизм воспитательного воздействия: сочувствия, сопереживания, соучастия. Но мнению Э.К. Сусловой, в среднем дошкольном возрасте следует какой национальности он» принадлежат. В старшем дошкольном возрасте при подборе произведений устного народного творчества важно показать потребность в положительных героях у каждого народа, в любой культуре. Народный «идеал совершенного человека, - отмечал Г.Н. Волков, следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания, как программу формирования личности». Представления у каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий, что отражалось на национальном идеале человеческого совершенства, это - и добрый молодей, и красная девица, и настоящий джигит. В этих характеристиках представлена суммарная составляющая положительных качеств личности. Специфически -национальное проявляется и в именах героев, в названии элементов одежды (сарафан, калфак, ичиги), национальных блюд, почитании священных деревьев, животных. Путем сравнительного обобщения воспитатель с детьми отмечает общее и особенное в культуре каждого народа. Усилению эмоционального воздействия сказок на детей способствует использование народных педагогических миниатюр -пословиц и поговорок. Они имеют афористическую форму и нравственно-поучительное содержание, выражают взгляды народа на окружающую действительность, в них обобщен социально-исторический опыт народа.
Активному вхождению ребенка в мир социальных отношений, в Природный и рукотворный мир помогают произведения народного изобразительного творчества. Художественно-образное начало вызывает у дошкольника нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает ему познать закодированный в орнаменте смысл, понять национальное своеобразие и мировосприятие народа (Л.Г.Васильева). Национальный орнамент в декоративном искусстве отражает космогонические представления древних людей. Элементы народного орнамента - своеобразные источники накопления информации для последующих поколений.
Среди детской литературы необходимо должное внимание уделить произведениям, в доступной форме раскрывающим историю народа, процесс взаимодействия представителей разных национальностей в прошлом и настоящем. Исторические знания необходимы для развития перспективного взгляда на социальную действительность, на эффективность взаимодействия людей в результате социального прогресса, они обеспечивают целостность и системность педагогического процесса.
Из всех компонентов культуры наиболее отчетливо выраженными функциями обладает язык. В большинстве дошкольных учреждениях национальный состав детей смешанный, что является прямым проецированием полиэтничности данного региона, результатов социальных процессов (беженцы, мигранты). Обучение второму языку зависит от региона и национального состава детей и сотрудников дошкольного учреждения. Если весь педагопгческий процесс осуществляется на русском языке, то необходимо вовлекать детей не говорящих на русском языке в общую деятельность, проводить дополнительные занятия в «целях скорейшей интеграции ребенка в педагогический процесс». Кроме того, учитывая пожелания родителей, дня лучшей адаптации детей, в детских садах организуют процесс овладения родным национальным языком на бытовом уровне в рамках организации кружковой работы. В тех детских садах, где весь процесс осуществляется на национальном языке, «нужно учить наиболее употребительные слова, выражения, вводить элементы праздников и обычаев на русском языке». Во всех дошкольных учреждениях России важно донести до педагогов, родителей важность полноценного двуязычия. '«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» код редакцией Л.А. Парамоновой.- М, 2004г./ Многонациональный состав детей, сотрудников образовательного учреждения создает оптимальные условия для межнационального общения. Его эмоциональное насыщение, наполнение красками радости, удовольствия, удивления и восхищения происходит в дни национальных культур и на «праздниках дружбы», где взрослые (родители и сотрудники) и дети в процессе общения, совместного музыкального, танцевального исполнения, инсценирования народных сказок приобретают опыт совместных действий, развивают творческие способности.
Предметом изучения может являться и иностранный язык, но при этом важно помнить, что он является не самоцелью, а средством ознакомления с культурой другого народа, воспитания интереса и уважения к нем, пропедевтикой школьного обучения. Изучая язык нельзя забывать, что он -производное культуры, поэтому необходимо определить объем культуроведческого материала, выделив географический, исторический и культурный аспекты.
Среди средств приобщения детей к культурным традициям народов и воспитания культуры межнационального общения важные позиции занимают дидактические игры, Представляя собой системное педагогическое явление, дидактическая игра является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребенка. Как игровой метод обучения, она способствует передаче знаний, их систематизации и обобщению. Знания, приобретенные непосредственно игрой, помогают сформировать у детей мировидение, ценностные ориентации.
Функция дидактической игры как самостоятельной деятельности обеспечивает принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, способствует переносу полученных знаний в реальные жизненные ситуации.
Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, основные черты личности и характера, В дидактической игре ребенок не только получает, уточняет и закрепляет свои звания, у него формируется опыт совместной деятельности со сверстниками, они вновь эмоционально переживают знакомые ситуации.
Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает комплексное воздействие ее на развивающуюся личность. Все структурные компоненты дидактической игры способствуют воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения.
Правила игры, содержащие нравственные нормы, требования к поведению, регулируют взаимоотношения детей разных национальностей. Игровые действия обеспечивают эмоциональный характер деятельности, что обогащает общение игроков общими переживаниями.
Проведенные многочисленные исследования показали эффективность использования дидактических игр в умственном, экологическом воспитании дошкольников. Система дидактических игр, направленная на воспитание культуры межнационального общения, ориентирована на закрепление, уточнение и дифференциацию знаний, ознакомление с национальной спецификой, наполнение эмоциональной сферы положительными моментами. Смыслообразующим компонентом данной системы игр могут стать взаимообусловленные составляющие компоненты этноса: национальное самосознание, язык, культура (материальная - быт, одежда; духовная искусство, обряды, традиции).
Система дидактических игр может состоять из нескольких комплексов. Первый - направлен на формирование элементов национального самосознания и включает игры, способствующие ознакомлению детей со своим народом, осознанию себя его частью: развитию представлений об исторических событиях, великих людях, о флаге, территориальной общности.