Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Погремушки, побрякушки и тарахтушки. Обычай давать грудным детям эти игрушки существовал с давних пор. В России они делались из разного материала и были разнообразными по форме. В окрестностях Москвы их мастерили из дерева в виде небольшого точеного шарика, полого внутри, величиной с небольшое яблоко (а иногда в форме бубенчика или восьмиугольника). Их укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки. Эти игрушки успокаивали ребенка при плаче, служили забавой для совсем маленьких детей.
Фурчалки. Для устройства фурчалки брали тоненький кружок или продолговатую пластинку из дерева или кости с закругленными концами. Посредине такой пластинки проделывали две дырочки, в которые продевали две нитки, соединяя их на концах. После этого закручивали нитки и начинали быстро дергать их обеими руками, то натягивая, то ослабляя. От этих движений происходило быстрое вращение пластинки и образовывался особый шум фурчания, откуда и название самой игрушки. Костяная фурчалка большей частью делалась из голенной овечьей кости, называемой "дудкой". Для этого в кости, так же как и в деревянной пластинке, просверливались дырочки.
Волчок (кубарь). В России волчки устраивались по-разному. Чаще делались точенные из какого-нибудь крепкого дерева в виде вазы, небольшого шара, в середине пустого, с боковым отверстием и на ножке. Делалось толстое вставное дно, которое было тяжелее основной массы и не позволяло кубарю падать набок во время вращения. При волчке была палочка, называемая ручкой или веретенцем. Перед игрою ножка волчка оборачивалась шнуром, который пропускался сквозь ручки. Когда за шнурок дергали, волчок начинал вращаться, производя звук, напоминающий завывание волков, отчего и произошло название игрушки.
Плясуны (механическая, или самодействующая игрушка). Из дерева вырезались два человечка, у которых руки и ноги слабо привязывались нитками. В шее человечка проходило отверстие,. через него плясуны нанизывались на черный конский волос, который поддерживался в горизонтальном положении. Он то натягивался, то ослаблялся, отчего плясуны приходили в движение, то подпрыгивая, то подбрасывая руки и ноги.
Бубен- круг, согнутый из обруча или лубка. Окружность круга увешивалась маленькими колокольчиками или бубенчиками
, а середина его обшивалась натянутым и высушенным пузырем. При сотрясении бубна или ударе по натянутому пузырю получались бряцающие звуки.
Дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Дети очень охотно и подолгу любили заниматься с такими музыкальными инструментами. Все эти названия, по существу, составляли наименование почти одного и того же предмета. Наипростейшая дудка делалась из какого-либо растения, полого внутри. В стволе вырезали клапан или язычок, под который подкладывали конский волос, чтобы клапан был немного приподнят. Длина его составляла 10 вершков. Если закрытый конец приложить к губам и дуть, то получался звук дудения. Чтобы тоны были разнообразными, делалось несколько отверстий, которые во время игры открывались и закрывались пальцами. Игроки сначала свистели робко, а потом начинали дуть сильнее и легче, перебирая пальцами на дудке. При хорошем слухе и терпении многие могли наигрывать правильные и разнообразные мелодии.
Кукла. Это была наиболее распространенная игрушка. До 7 -8 лет все дети вместе играли в куклы. Но как только мальчик начинал носить порты, а девочка -юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Куклы делали из тряпок, дерева, лепили из глины, вертели из соломы. Куклой могло стать и березовое полено, завернутое в старую тряпку, и туго свернутый головной платок, и щепочка.
Роль забавной развлекательной потешки выполняли соломенные стригунки, их делали везде, где растили хлеб. Ловко скручивали из пучка золотистой соломы, заплетали косицей руки. На забаву детям кукла плясала, прыгала, когда ставили ее на поднос и трясли его.
Куклы из ткани шили матери, бабушки и обучали этому искусству девочек. Лет с пяти такую потешку могла делать любая девочка. Как только девочка начинала шить, она обшивала свою куклу нарядами из лоскутков, ненужных тряпочек.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялочкой девочки-подростки брали по-возочку с куклами.
Отношение у крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, лубяных коробах, в ларчиках. Они так и переходили в семье от одного ребенка к другому. Тряпичные куклы девочки брали с собою на жатву, ходили с ними в гости. А потом их клали им в приданое. В куклы дозволялось играть даже "молодухе", пришедшей после свадьбы в дом жениха. "Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей", вспоминала крестьянка Ярославской губернии.
Не перечесть всех игрушек-самоделок. Многие дети без конца мастерили из всего, что им попадалось под руку, какую-нибудь игрушку. Исключительное значение самодельных игрушек состоит в том, что они не давали угаснуть духовным силам ребенка, способствовали созиданию творческой личности.
Игрушек у детей было немного. Случайно ли это? Объясняется ли это бедностью или невниманием взрослых к ребенку? Ограничение детей небольшим числом игрушек объясняется практическими и воспитательными целями. Малое количество игрушек должно было стимулировать детскую фантазию, стремление к изготовлению их самими детьми. Здесь же сказывались и народные представления о порядке, и умение обходиться малым числом вещей.
С пяти-шести лет дети делали игрушки, подражая при этом взрослым. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и стрелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. В ход шли цветы, листья, плоды растений, из них свертывали куклы для "мелюзги", делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое, стебли трав и кустарников срезали на дудки, брызгалки, свистушки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, другие жили долго.
Поделки были и более сложными. И главным для ребенка был не конечный результат, а сам процесс детского самостоятельного труда.
На каждое время года приходились свои особые забавы с игрушками. По весне, когда строили запруды, ставили мельницы. В марте закликали весну. Для этого детям выпекали из текста куликов и жаворонков. А дети мастерили птиц из тряпок и лепили их из глины. Летом дети низали бусы из красной рябины. На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка: мячи, луки, волчки и кубари.
Игрушечный промысел
Развитие игрушечного производства в специальных кустарных промысловых центрах началось в XVI в.
Изготовление детских игрушек являлось своеобразной отраслью народного творчества. Приемы их изготовления совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры. При этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составили прочные основы национального производства игрушек.
Художественные промыслы имеют древнюю историю. Сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек. Наиболее крупным из них считался Троице-Сергиев посад (недалеко от Москвы). Игрушки здесь начали изготавливать еще в XVI веке.
Расцвет игрушечного дела в Троице-Сергиевом посаде относится к XVIII в.
Производство троице-сергиевских игрушек было связано всегда с искусством объемной резьбы по дереву.
Ассортимент игрушек при большом разнообразии был очень устойчив. Преобладали фигурки барынь, гусар, модниц, франтов, мужиков, монахов, комплекты животных, птиц. В большом количестве вырезались ярко раскрашенные кони в упряжках - "тройки", "пары".
Благодаря дешевизне и массовости выпуска, эти игрушки пользовались огромным спросом среди всех слоев населения, были подлинно народными, проникали в самые отдаленные уголки России.
Под непосредственным воздействием Троице-Сергиева посада возникло производство деревянных резных игрушек в соседней деревне Богородской.
Тематика богородской деревянной игрушки и скульптуры была очень разнообразна. Это и "мужички", и "ездочки" (верхом), "пастушки", кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц, зверей, среди которых один из любимых персонажей медведь. Сначала это медведь с вожаком, охота на медведя, а позже -сказки с участием медведя ("Вершки и корешки", "Маша и медведь" и др.). Символом искусства богородских резчиков стала игрушка "Кузнецы" (мужик и медведь, ударяющие поочередно молотом по наковальне). Характерна декоративная выразительность простой и точной резьбы. Специальными инструментами создавалось изображение на игрушке шерсти животных, оперения птиц, гривы и хвостов коней и т. д.
В Вятской губернии кустари-крестьяне, вырабатывая хозяйственные изделия-сита, плетеные корзины, грабли, — делали их и в уменьшенном виде специально для детей как игрушки. Для этой цели использовалась липа, щепа, береста, тонкие ивовые прутья, сосновый корень, лыко, мочало, солома. Щепные и плетеные вятские игрушки отличались разнообразием ассортимента, строгостью и четкостью форм, добротностью и тщательностью изготовления.
Из глубокой языческой древности пришел в Вятку ритуальный обряд, посвященный празднику весны и богу солнца Яриле, с участием свистулек. Со временем он превратился в традиционную праздничную ярмарку "свистунья" (свистопляска), на которой продавали расписные и раззолоченные игрушки. Несколько дней в мае продолжалась вятская "свистунья" и в ее шумном веселье главным был традиционный свист в глиняные свистульки.
Изготовление глиняных игрушек получило широкое распространение во многих районах России: в Московской, Тульской, Курской, Пензенской, Рязанской и других губерниях.
Как в самодельной, так и в промысловой игрушке долго сохранялись традиционные темы и сюжеты. Образы медведя, оленя, коня были особенно любимыми. Этому была особая причина.
В крестьянской игрушке долгое время сохранялись отголоски древних языческих представлений. И куклы, и другие игрушки имели особый смысл, кроме своей главной игровой роли. Так, погремушки и свистульки выполняли еще и обережную функцию - шумом и свистом отгоняли от ребенка злых духов. Кукла символизировала древнее представление о женщине-прародительнице. Не случайно и красные кони, птицы, медведи, бородатые козлы прожили такую долгую жизнь в народной игрушке. В основе стойкости этих образов лежит не только их близость к человеку, но и глубокая связь со славянской мифологией. Конь, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица "отпирала" весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу — целый мир существовавших когда-то мифологических образов. Они воплощались в разных формах народного творчества, везде и всюду сопутствовали человеку: в его жилище, в культовых предметах и бытовых вещах, в одежде, украшениях. И в игрушках тоже. Повсеместно в России бытовали куклы, всюду лепили свистульки - птиц, козлов, баранов, резали игрушечных коньков и красили часто в красный или "солнечный" цвет, узорили орнаментом из лучистых розеток и кругов- колес - символов солнца.
Со временем менялись жизнь и взгляды человека, изменялся и взгляд на
смысл игрушки. Сами же они и их значение в жизни детей оказались малоизменчивыми.
Игрушка была и оставалась одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого из поколения в поколение сохранялись и передавались представления о мире, человеке, животных и т. п.
Игры крестьянских детей
Народные игры — это традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Русские народные игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, форму и содержание разговорных текстов.
Игры были не только развлечением и забавой. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми,
Сюжетно-ролееые игры. В игре в группе сверстников ребенок получал возможность готовить себя к жизни. В сюжетно-ролевых или подражательных играх отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. Дети увлеченно изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Так, например, в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали укромное местечко и там строили шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в ней все так, как в настоящей избе: ставили стряпущую избу (кухню), горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась игра: "мужчины" уходили за дровами, пахать, косить, а "женщины" оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей.
Часто в играх участвовали куклы и в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Больше всего - свадьба, торжественный и красивый обряд. Девочки 8—16 лет мастерски разыгрывали ее.
На игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. Каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват... все как в жизни. Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник... Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: "Не свет ли да рассветается..." А потом все участники игры пели хором: "Уж ты, Аксиньюшка..." После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за стол, наконец, молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась.
В этих играх был необыкновенный зрелищный эффект. Дети повторяли все основные драматические и комедийные сцены и обряды с песнями и причитаниями. В роль входили серьезно, пели в полный голос, "гляжение" велось как положено, все учтиво слушали. Но при этом игра оставалась детской забавой.
Фурчалки. Для устройства фурчалки брали тоненький кружок или продолговатую пластинку из дерева или кости с закругленными концами. Посредине такой пластинки проделывали две дырочки, в которые продевали две нитки, соединяя их на концах. После этого закручивали нитки и начинали быстро дергать их обеими руками, то натягивая, то ослабляя. От этих движений происходило быстрое вращение пластинки и образовывался особый шум фурчания, откуда и название самой игрушки. Костяная фурчалка большей частью делалась из голенной овечьей кости, называемой "дудкой". Для этого в кости, так же как и в деревянной пластинке, просверливались дырочки.
Волчок (кубарь). В России волчки устраивались по-разному. Чаще делались точенные из какого-нибудь крепкого дерева в виде вазы, небольшого шара, в середине пустого, с боковым отверстием и на ножке. Делалось толстое вставное дно, которое было тяжелее основной массы и не позволяло кубарю падать набок во время вращения. При волчке была палочка, называемая ручкой или веретенцем. Перед игрою ножка волчка оборачивалась шнуром, который пропускался сквозь ручки. Когда за шнурок дергали, волчок начинал вращаться, производя звук, напоминающий завывание волков, отчего и произошло название игрушки.
Плясуны (механическая, или самодействующая игрушка). Из дерева вырезались два человечка, у которых руки и ноги слабо привязывались нитками. В шее человечка проходило отверстие,. через него плясуны нанизывались на черный конский волос, который поддерживался в горизонтальном положении. Он то натягивался, то ослаблялся, отчего плясуны приходили в движение, то подпрыгивая, то подбрасывая руки и ноги.
Бубен- круг, согнутый из обруча или лубка. Окружность круга увешивалась маленькими колокольчиками или бубенчиками
, а середина его обшивалась натянутым и высушенным пузырем. При сотрясении бубна или ударе по натянутому пузырю получались бряцающие звуки.
Дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Дети очень охотно и подолгу любили заниматься с такими музыкальными инструментами. Все эти названия, по существу, составляли наименование почти одного и того же предмета. Наипростейшая дудка делалась из какого-либо растения, полого внутри. В стволе вырезали клапан или язычок, под который подкладывали конский волос, чтобы клапан был немного приподнят. Длина его составляла 10 вершков. Если закрытый конец приложить к губам и дуть, то получался звук дудения. Чтобы тоны были разнообразными, делалось несколько отверстий, которые во время игры открывались и закрывались пальцами. Игроки сначала свистели робко, а потом начинали дуть сильнее и легче, перебирая пальцами на дудке. При хорошем слухе и терпении многие могли наигрывать правильные и разнообразные мелодии.
Кукла. Это была наиболее распространенная игрушка. До 7 -8 лет все дети вместе играли в куклы. Но как только мальчик начинал носить порты, а девочка -юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Куклы делали из тряпок, дерева, лепили из глины, вертели из соломы. Куклой могло стать и березовое полено, завернутое в старую тряпку, и туго свернутый головной платок, и щепочка.
Роль забавной развлекательной потешки выполняли соломенные стригунки, их делали везде, где растили хлеб. Ловко скручивали из пучка золотистой соломы, заплетали косицей руки. На забаву детям кукла плясала, прыгала, когда ставили ее на поднос и трясли его.
Куклы из ткани шили матери, бабушки и обучали этому искусству девочек. Лет с пяти такую потешку могла делать любая девочка. Как только девочка начинала шить, она обшивала свою куклу нарядами из лоскутков, ненужных тряпочек.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялочкой девочки-подростки брали по-возочку с куклами.
Отношение у крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, лубяных коробах, в ларчиках. Они так и переходили в семье от одного ребенка к другому. Тряпичные куклы девочки брали с собою на жатву, ходили с ними в гости. А потом их клали им в приданое. В куклы дозволялось играть даже "молодухе", пришедшей после свадьбы в дом жениха. "Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей", вспоминала крестьянка Ярославской губернии.
Не перечесть всех игрушек-самоделок. Многие дети без конца мастерили из всего, что им попадалось под руку, какую-нибудь игрушку. Исключительное значение самодельных игрушек состоит в том, что они не давали угаснуть духовным силам ребенка, способствовали созиданию творческой личности.
Игрушек у детей было немного. Случайно ли это? Объясняется ли это бедностью или невниманием взрослых к ребенку? Ограничение детей небольшим числом игрушек объясняется практическими и воспитательными целями. Малое количество игрушек должно было стимулировать детскую фантазию, стремление к изготовлению их самими детьми. Здесь же сказывались и народные представления о порядке, и умение обходиться малым числом вещей.
С пяти-шести лет дети делали игрушки, подражая при этом взрослым. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и стрелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. В ход шли цветы, листья, плоды растений, из них свертывали куклы для "мелюзги", делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое, стебли трав и кустарников срезали на дудки, брызгалки, свистушки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, другие жили долго.
Поделки были и более сложными. И главным для ребенка был не конечный результат, а сам процесс детского самостоятельного труда.
На каждое время года приходились свои особые забавы с игрушками. По весне, когда строили запруды, ставили мельницы. В марте закликали весну. Для этого детям выпекали из текста куликов и жаворонков. А дети мастерили птиц из тряпок и лепили их из глины. Летом дети низали бусы из красной рябины. На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка: мячи, луки, волчки и кубари.
Игрушечный промысел
Развитие игрушечного производства в специальных кустарных промысловых центрах началось в XVI в.
Изготовление детских игрушек являлось своеобразной отраслью народного творчества. Приемы их изготовления совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры. При этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составили прочные основы национального производства игрушек.
Художественные промыслы имеют древнюю историю. Сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек. Наиболее крупным из них считался Троице-Сергиев посад (недалеко от Москвы). Игрушки здесь начали изготавливать еще в XVI веке.
Расцвет игрушечного дела в Троице-Сергиевом посаде относится к XVIII в.
Производство троице-сергиевских игрушек было связано всегда с искусством объемной резьбы по дереву.
Ассортимент игрушек при большом разнообразии был очень устойчив. Преобладали фигурки барынь, гусар, модниц, франтов, мужиков, монахов, комплекты животных, птиц. В большом количестве вырезались ярко раскрашенные кони в упряжках - "тройки", "пары".
Благодаря дешевизне и массовости выпуска, эти игрушки пользовались огромным спросом среди всех слоев населения, были подлинно народными, проникали в самые отдаленные уголки России.
Под непосредственным воздействием Троице-Сергиева посада возникло производство деревянных резных игрушек в соседней деревне Богородской.
Тематика богородской деревянной игрушки и скульптуры была очень разнообразна. Это и "мужички", и "ездочки" (верхом), "пастушки", кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц, зверей, среди которых один из любимых персонажей медведь. Сначала это медведь с вожаком, охота на медведя, а позже -сказки с участием медведя ("Вершки и корешки", "Маша и медведь" и др.). Символом искусства богородских резчиков стала игрушка "Кузнецы" (мужик и медведь, ударяющие поочередно молотом по наковальне). Характерна декоративная выразительность простой и точной резьбы. Специальными инструментами создавалось изображение на игрушке шерсти животных, оперения птиц, гривы и хвостов коней и т. д.
В Вятской губернии кустари-крестьяне, вырабатывая хозяйственные изделия-сита, плетеные корзины, грабли, — делали их и в уменьшенном виде специально для детей как игрушки. Для этой цели использовалась липа, щепа, береста, тонкие ивовые прутья, сосновый корень, лыко, мочало, солома. Щепные и плетеные вятские игрушки отличались разнообразием ассортимента, строгостью и четкостью форм, добротностью и тщательностью изготовления.
Из глубокой языческой древности пришел в Вятку ритуальный обряд, посвященный празднику весны и богу солнца Яриле, с участием свистулек. Со временем он превратился в традиционную праздничную ярмарку "свистунья" (свистопляска), на которой продавали расписные и раззолоченные игрушки. Несколько дней в мае продолжалась вятская "свистунья" и в ее шумном веселье главным был традиционный свист в глиняные свистульки.
Изготовление глиняных игрушек получило широкое распространение во многих районах России: в Московской, Тульской, Курской, Пензенской, Рязанской и других губерниях.
Как в самодельной, так и в промысловой игрушке долго сохранялись традиционные темы и сюжеты. Образы медведя, оленя, коня были особенно любимыми. Этому была особая причина.
В крестьянской игрушке долгое время сохранялись отголоски древних языческих представлений. И куклы, и другие игрушки имели особый смысл, кроме своей главной игровой роли. Так, погремушки и свистульки выполняли еще и обережную функцию - шумом и свистом отгоняли от ребенка злых духов. Кукла символизировала древнее представление о женщине-прародительнице. Не случайно и красные кони, птицы, медведи, бородатые козлы прожили такую долгую жизнь в народной игрушке. В основе стойкости этих образов лежит не только их близость к человеку, но и глубокая связь со славянской мифологией. Конь, слуга солнца, приносил на землю его благодать, птица "отпирала" весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу — целый мир существовавших когда-то мифологических образов. Они воплощались в разных формах народного творчества, везде и всюду сопутствовали человеку: в его жилище, в культовых предметах и бытовых вещах, в одежде, украшениях. И в игрушках тоже. Повсеместно в России бытовали куклы, всюду лепили свистульки - птиц, козлов, баранов, резали игрушечных коньков и красили часто в красный или "солнечный" цвет, узорили орнаментом из лучистых розеток и кругов- колес - символов солнца.
Со временем менялись жизнь и взгляды человека, изменялся и взгляд на
смысл игрушки. Сами же они и их значение в жизни детей оказались малоизменчивыми.
Игрушка была и оставалась одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого из поколения в поколение сохранялись и передавались представления о мире, человеке, животных и т. п.
Игры крестьянских детей
Народные игры — это традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Русские народные игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, форму и содержание разговорных текстов.
Игры были не только развлечением и забавой. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми,
Сюжетно-ролееые игры. В игре в группе сверстников ребенок получал возможность готовить себя к жизни. В сюжетно-ролевых или подражательных играх отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. Дети увлеченно изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Так, например, в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали укромное местечко и там строили шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в ней все так, как в настоящей избе: ставили стряпущую избу (кухню), горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась игра: "мужчины" уходили за дровами, пахать, косить, а "женщины" оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей.
Часто в играх участвовали куклы и в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Больше всего - свадьба, торжественный и красивый обряд. Девочки 8—16 лет мастерски разыгрывали ее.
На игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. Каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват... все как в жизни. Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник... Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: "Не свет ли да рассветается..." А потом все участники игры пели хором: "Уж ты, Аксиньюшка..." После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за стол, наконец, молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась.
В этих играх был необыкновенный зрелищный эффект. Дети повторяли все основные драматические и комедийные сцены и обряды с песнями и причитаниями. В роль входили серьезно, пели в полный голос, "гляжение" велось как положено, все учтиво слушали. Но при этом игра оставалась детской забавой.