Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2869

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 2. Логопедическое обследования детей с заиканием.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

(Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова)

Фамилия, имя ребенка.

Дата рождения.

Дата обследования.

Возраст.

Домашний адрес, телефон.

Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район).

Дата поступления в логопедическую группу (да­та, номер протокола медико – психолого - педагогической комиссии, от какого числа).

Диагноз районной медико– психолого - педагогической комиссии.

Сведения о семье


Мaть.

Отец.

Жалобы родителей.

Речь родителей.

Наследственные заболевания. Особо отметить наличие семейного заикания.

Общий анамнез

1. От какой беременности ребенок.

2. Возраст матери при рождении ребенка.

3. Как протекала беременность в I половину, во 2 половину:

- заболевания: краснуха, грипп, сахарный диа­бет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, ан­гина, анемия, токсикоз;

- травмы;

- явления угрожающего выкидыша.

4. Течение родов: в срок, в 8 мес., 7 мес.

Роды: нормальные, срочные, досрочные, стреми­тельные, обезвоженные и др.; стимуляция: механи­ческая, химическая, электростимуляция.

Длительность родов: первые - более 20 часов, по­вторные - более 12 часов.

Травмы во время родов: переломы, кровоизлия­ния, родовая опухоль у ребенка.

5. Состояние ребенка в момент рождения: закри­чал сразу, нет, через несколько минут, наличие ас­фиксии: синей, белой.

Резус фактор: отрицательный, совместимость.

Врожденные пороки: сердца, косолапость и др.

Вес и рост ребенка.

Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, на­блюдались срыгивания, поперхивания.

До какого времени грудное вскармливание.

6. Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.

Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспе­псия.

7. Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспе­псия и др.

8. Заболевания ребенка от I года до 3 лет, после З лет.

9. Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания.


10. Закрытие родничка: раннее, норма.

11. Нервно-психическое здоровье отца, матери.

12. Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, ал­коголизм, заикание.

Особенности формирования речевой функции

Время появления и особенности гуления, лепета.

Понимание речи с...

Первые слова с ...

Первая фраза с ...

Темп речи.

Дефект слоговой структуры слов: пропуски, за­мены, перестановки, повторения с...

Какие звуки долго произносил неправильно.

С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, со сверстниками.

Особенности формирования моторики

Удержание головы с ...

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с…

Движения со спины на бок с..., со спины на жи­вот с...

Стал сидеть без поддержки с...

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с...

Стал тянуться за высоко расположенными пред­метами с...

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из поло­жения сидя с...

Ходил ровно, с пробежками, падал с...

Моторные навыки: одеться с..., раздеться с…, за­стегнуть пуговицу с..., зашнуровать ботинок с...

Характер нарушения моторики: излишне подви­жен, суетлив или заторможен, неповоротлив с...

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества.

Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: "По­качай лялю", "Покорми кису" с...

То же по словесной инструкции с...

Подражание разнообразным показываемым дей­ствиям с...

Воспроизведение данного образца по показу с...

Воспроизведение данного образца по слову с...

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с...

Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересоваться их действиями с...

Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: "Не плачь", “Он к маме хочет” – с…

Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с...

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с.., к коллективу детей - с...

Время возникновения первых симптомов заикания


Приблизительное время проявления заикания.

Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей).

Причины заикания.

В чем проявлялось заикание (по описанию роди­телей).

Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее.

Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, замет­ное улучшение, значительное улучшение, нормаль­ная речь.

Отношение ребенка к своему заиканию: пережи­вает, нет, вообще не замечает.

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.

Держится в стороне, не стремятся к контакту.

Инициативен в общении, негативен, неустойчи­вое общение.

Исследование моторики

Для детей2лет и 3-го года жизни:

-пройти по дорожке, начерченной мелом по по­лу;

-перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;

- бросить мяч логопеду (взрослому) двумя рука­ми;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на месте на двух ногах;

- наклоны вперед и в стороны;

- присесть, держась за спинку стула;

- слепить из пластилина палочку, шарик, баран­ку.

Для детей 3 лет и 4-го года жизни.

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, на­черченными на полу на расстоянии 20-25 см;

- менять движения по сигналу (по слову, по уда­ру в бубен, хлопки в ладоши),

- перейти с бега на ходьбу;

- остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед со­бой, подняться на носки.

Для детей 4 лет и 5-го года жизни.

То же, что и для детей 3-4 лет, добавить:

- мяч бросить вверх - поймать, ударить об пол – поймать двумя руками;

- присесть на корточки и перекатить мяч лого­педу;

- пролезть через обруч;

- прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;

- катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;

- поднять руку с флажком вверх, другую - вверх, переложить флажок из руки в руку;

- кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.

Для детей 5 лет и 6-го года жизни:


- пробежать; проскакать на обеих ногах, на од­ной ноге по заданию (от стола к окну и др.);

- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладо­ши, слово "стой") после ходьбы, пробежки, прыж­ков;

- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен - ходьба на носочках, громче - на полной ступне, громко - пробежка, нет ударов— остановиться;

- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;

- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;

- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, ле­жащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;

- руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда);

- держа руки: нал головой, переложить из одной руки в другую три ленточки, поочередно;

- то же самое с пятью ленточками.

Для детей 6 лет — 7-го года жизни.

То же, что и тля детей 5-6 лет, добавить:

- присест», покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

- ударить мяч ладонью об пол и считать до 5;

- взять в руки как можно больше мячей и при­нести их логопеду;

- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

- завязать ленту узлом, бантом.

Обобщение. В результате обследования моторики детей 3-7 лет фиксировать:

1) координацию рук, ног (правильная, замедлен­ная, нет координации);

2) чувство равновесия (есть, нет);

З) осанка (правильная, неправильная);

4) объем выполнения движений (полный, непол­ный);

5) переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);

6) самостоятельность выполнения (полная, с по­мощью взрослого);

7) сопутствующие движения (есть, нет);

8) наличие леворукости, амбидекстрии;

9) мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное, — слабо или ярко выраженные).

Данные исследования моторной функции заика­ющегося ребенка следует обобщить по следующим параметрам.

Нормальная моторика:

- сформирована статическая координация дви­жений: умеет по заданию и произвольно фиксиро­вать определенное время нужную позу;

- сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенапра­вленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.